Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 428465-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
На сегодняшний день проведение обязательной экспертизы отчетов об оценке закреплено положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
При этом в законодательстве Российской Федерации не определены правила проведения экспертизы отчетов об оценке, а также требования к квалификации, права и обязанности лиц, осуществляющих экспертизу отчетов об оценке.
Наличие правового вакуума в области экспертизы отчетов об оценке привело к установлению саморегулируемыми организациями оценщиков различных видов экспертиз отчетов об оценке, принципов и правил проведения экспертизы, а также требований к лицам, проводящим экспертизу отчетов об оценке, что существенно снижает эффективность экспертизы отчетов об оценке, являющейся основным инструментом регулирования оценочной отрасли и повышения качества оценочных услуг.
Вместе с тем международная практика оценочной деятельности показывает, что экспертиза отчетов об оценке, наряду с оценкой, является частью оценочной деятельности*(1).
В связи с этим, законодательство Российской Федерации в области оценочной деятельности, оставаясь в правовой доктрине саморегулирования, должно установить единые фундаментальные положения не только в отношении оценки, но и в отношении экспертизы отчетов об оценке.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Законопроект) направлен на законодательное закрепление понятия экспертизы отчета об оценке, как составляющей оценочной деятельности, наряду с оценкой, а также понятия экспертного заключения на отчет об оценке.
В соответствии с действующими нормами законодательства Российской Федерации, определяющими случаи обязательного проведения экспертизы отчетов об оценке, Законопроект устанавливает единственный вид экспертизы отчета об оценке. Данная экспертиза предусматривает проверку отчета об оценке на предмет соблюдения оценщиком требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, согласно которым отчет об оценке, в первую очередь, не должен содержать ошибки, оказывающие существенное влияние на итоговую величину стоимости объекта оценки.
Одновременно, в составе оценщиков, как субъектов оценочной деятельности, Законопроект выделяет экспертов саморегулируемых организаций оценщиков (далее - Эксперт) - оценщики, являющиеся членам экспертных советов саморегулируемых организаций оценщиков, наделенных правом проводить экспертизу отчетов об оценке*(2). По аналогии с оценкой Законопроект определяет основные права и обязанности Эксперта, а также требования к его независимости в процессе экспертизы отчетов об оценке.
В целях повышения качественного состава экспертных советов саморегулируемых организаций оценщиков Законопроект предлагает введение единых требований к квалификации оценщика, претендующего на избрание в состав экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков. Разработка и утверждение данных требований отнесены к компетенции Национального совета по оценочной деятельности. Кроме того, положения Законопроекта закрепляют за саморегулируемой организацией оценщиков право устанавливать дополнительные требования к членам экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков.
Поскольку экспертиза отчетов об оценке не предполагает проведение альтернативной оценки, Законопроект устанавливает, что Эксперт несет ответственность за результаты экспертизы отчета об оценке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в отличие от оценщика, который несет имущественную ответственность за результаты проведенной оценки*(3). При этом, выступая в роли оценщика при проведении оценки, данное лицо несет имущественную ответственность, вне зависимости от наличия у него статуса Эксперта.
Закрепляя понятие экспертизы отчета об оценке, как составляющей оценочной деятельности, Законопроект, по аналогии с оценкой*(4), устанавливает основания для проведения экспертизы, обязательные требования к договору на проведение экспертизы и общие требования к содержанию экспертного заключения.
Отдельным важным нововведением, предусмотренным Законопроектом, является изменение порядка приема физических лиц в члены саморегулируемых организаций оценщиков.
Накопленный на сегодняшний день опыт явно показывает отрицательное влияние на развитие оценочной деятельности существующей практики открытого "входа в профессию" всех желающих лиц, имеющих документ об оценочном образовании. Регулярный выход на рынок оценочных услуг большого числа низкоквалифицированных оценщиков, провоцирует повсеместные случаи ценового демпинга, что приводит к снижению качества оценочных услуг, в частности, при оказании услуг в рамках исполнения государственных контрактов на проведение оценки.
Учитывая положительный опыт, накопленный в системе саморегулирования арбитражных управляющих*(5), положения Законопроекта предлагают ужесточить требования к физическим лицам, вступающим в члены саморегулируемых организаций оценщиков, введя условие об обязательном наличии минимального стажа работы помощником оценщика, установленного Национальным советом по оценочной деятельности, и успешной сдаче теоретического экзамена, программа которого будет разработана Национальным советом по оценочной деятельности. Следует отметить, что существующие положения Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" уже устанавливают в качестве одной из функций Национального совета по оценочной деятельности разработку рекомендаций о сроке стажировки лиц, претендующих на членство в саморегулируемой организации оценщиков*(6).
Помимо вышеизложенного, Законопроект устанавливает ряд несущественных изменений, направленных на устранение недостатков предыдущей редакции Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, все нововведения, предусмотренные Законопроектом направлены на укрепление положительного курса развития оценочной деятельности в России, путем усиления института саморегулирования оценочной деятельности, повышения качества услуг, предоставляемых оценщиками, в том числе, благодаря улучшению качества экспертизы отчетов об оценке.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также бюджетов внебюджетных фондов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
------------------------------
*(1) положения Международных стандартов оценки (МСО 2005) и Единых Стандартов профессиональной практики оценки США (USPAP 2008-2009)
*(2) На сегодняшний день, положения Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" устанавливают только возможность проведения экспертизы отчетов об оценке Экспертными советами саморегулируемых организаций оценщиков. При этом понятие, права, обязанности и ответственность "экспертов" - членов экспертных советов саморегулируемых организаций оценщиков законодательно не установлены.
*(3) статья 24.6 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
*(4) статьи 9, 10 и 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
*(5) статья 20 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
*(6) часть 4 статьи 24.10 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.