Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 427904-5 "О внесении изменений в статью 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на обеспечение конституционного права подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления на охрану жизни и здоровья.
Положениями части первой статьи 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК) предусматривается возможность отмены меры пресечения, когда в ней отпадает необходимость, или изменения ее на более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные статьями 97 и 99 УПК.
Как следует из положений статьи 99 УПК, при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения и определения ее вида должен учитываться ряд обстоятельств, в том числе состояние здоровья подозреваемого или обвиняемого, вызванное тяжелым заболеванием.
Вместе с тем законодательство Российской Федерации не конкретизирует основания изменения меры пресечения на более мягкую в связи с ухудшением состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого, вызванного тяжелым заболеванием.
В 2008 году в следственных изоляторах умерло от имеющихся заболеваний 276 лиц, содержавшихся под стражей. В 2009 году от заболеваний умерло 233 человека. Подавляющее большинство случаев смерти подозреваемых и обвиняемых обусловлено тем, что они имели тяжелую, нередко трудноизлечимую болезнь или некурабельную патологию (запущенные случаи туберкулеза, ВИЧ-инфекции на терминальной стадии заболевания, онкопатологию и др.).
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 110 УПК, дополнив ее частью первой.1, предусматривающей возможность изменения меры пресечения в виде заключения под стражу при выявлении у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей, удостоверенного медицинским заключением, вынесенным на основании медицинского освидетельствования.
Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей, порядок медицинского освидетельствования подозреваемых и обвиняемых и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации.
Одновременно законопроектом статью 24 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предлагается дополнить положением, предусматривающим обязанность начальника места содержания под стражей или лица, исполняющего его обязанности, в случае выявления у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей, направлять лицу или органу, в производстве которого находится уголовное дело, подозреваемому или обвиняемому и его защитнику медицинское заключение, вынесенное по результатам медицинского освидетельствования, в течение календарного дня, следующего за днем поступления медицинского заключения в администрацию места содержания под стражей.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Реализация федерального закона потребует подготовки проекта постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, порядок медицинского освидетельствования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых может быть изменена мера пресечения в виде заключения под стражу, и форму медицинского заключения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.