Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 427625-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"
Досье на проект федерального закона
Предлагаемые проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - законопроект) изменения направлены на расширение возможностей обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.
Действующая редакция Федерального закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" не устанавливает для военнослужащих, ранее являвшихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и исключенных из нее в связи с увольнением с военной службы, механизма участия в ней при заключении новых контрактов о прохождении военной службы.
Такая ситуация ограничивает права указанных военнослужащих в решении социально-значимой жилищной проблемы, так как в соответствии с пунктом 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" они отнесены к участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и, как следствие, на них не распространяются обязательства государства, установленные абзацем двенадцатым пункта 1, пунктами 13 и 14 статьи 15, а также абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями для постоянного проживания.
Кроме того, военнослужащие, ранее являвшиеся участниками накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих и исключенные из нее в связи с увольнением с военной службы без права на использование накоплений для жилищного обеспечения, имеющие на дату заключения нового контракта о прохождении военной службы непогашенные обязательства по возврату целевого жилищного займа, а также уплате процентов по этому займу, при отсутствии порядка включения в накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих обязаны продолжать погашение задолженности по целевому жилищному займу, а также не имеют права на использование накопительных взносов за счет средств федерального бюджета для погашения кредитной организации ипотечного кредита за приобретенную с использованием целевого жилищного займа квартиру.
Это приводит к нарушению принципа единства системы правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом порядка прохождения военной службы, предусмотренного пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Требуется также обеспечить равенство прав по использованию накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете, и средств, дополняющих указанные накопления, участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которые при наступлении права на получение указанных средств могут использовать их для улучшения жилищных условий или иных целей, и членами семьи участников накопительно-ипотечной системы, исключенных из списков личного состава воинской части в связи с гибелью (смертью), для которых установлено право только на целевое использование средств.
Законопроектом решаются обозначенные проблемы.
Им устанавливаются основания для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, ранее являвшихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и исключенных из нее в связи с увольнением с военной службы, при заключении новых контрактов о прохождении военной службы:
для военнослужащих, ранее являвшихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и исключенных из реестра участников без права на использование накоплений, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса в качестве основания законопроектом определено заключение нового контракта о прохождении военной службы. Указанной категории военнослужащих, исключенных ранее из реестра участников в связи с увольнением с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями или по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе, производится восстановление накоплений для жилищного обеспечения в размере средств, учтенных на именном накопительном счете на дату увольнения. При этом для участников, имеющих на день увольнения с военной службы обязательства перед уполномоченным федеральным органом по возврату средств целевого жилищного займа, перечисление указанных средств предусмотрено с учетом хода погашения задолженности военнослужащих по указанным обязательствам на дату возникновения основания для включения в реестр;
для военнослужащих, ранее являвшихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и исключенных из реестра участников с правом на использование накоплений для жилищного обеспечения, которым не производились выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, - заключение нового контракта о прохождении военной службы;
для военнослужащих, ранее являвшихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и исключенных из реестра участников с правом на использование накоплений для жилищного обеспечения, которым производились выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, - достижение общей продолжительности военной службы в календарном исчислении 20 лет, так как расчет размера денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, производится до даты, когда общая продолжительность военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет.
Кроме того, исключается условие целевого использования накоплений для жилищного обеспечения учтенных на именном накопительном счете и средств, дополняющих указанные накопления, членами семьи участников накопительно-ипотечной системы, исключенных из списков личного состава воинской части в связи с гибелью (смертью), для обеспечения единого подхода в использовании указанных накоплений с участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которые могут использовать эти средства для улучшения жилищных условий или иных целей.
Изменения в пункт 8 статьи 3 и пункт 2 части 1 статьи 14 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" носят юридико-технический характер и направлены на уточнения порядка использования средств целевого жилищного займа в части формулировки "погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа)".
Термин "погашение" используется для определения возврата долга (статья 255 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации) осуществления платежа во исполнение требований по денежному обязательству (статья 319 Бюджетного кодекса Российской Федерации) или возврата заемщиком средств, полученных им от кредиторов (Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статья 319 Бюджетного кодекса" следует читать "статья 319 Гражданского кодекса"
Таким образом, понятие "погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа)" зачастую трактуется, как возврат участнику системы средств первоначального взноса, внесенных им при получении ипотечного кредита (займа).
При этом, накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы, предоставляются сразу после заключения договора целевого жилищного займа до государственной регистрации договора купли-продажи жилого помещения, и фактически используются для уплаты первоначального взноса.
Принятие законопроекта позволит обеспечить принцип единства системы правовой и социальной защиты военнослужащих-участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, а также членов семей участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, исключенных из списков личного состава воинской части в связи с гибелью или смертью, а также создать условия для усовершенствования механизмов решения жилищных проблем военнослужащих, защитить их права в сфере жилищного обеспечения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - законопроект) регулируется вопрос участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих (далее - накопительно-ипотечная система) военнослужащих, которые ранее являлись ее участниками и были исключены из реестра участников указанной системы в связи с увольнением с военной службы.
Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (часть 4 статьи 13) предусмотрено, что при исключении военнослужащих из реестра участников накопительно-ипотечной системы в связи с увольнением с военной службы без права на использование накоплений, сумма накопленных средств и иных учтенных на именном накопительном счете участников накопительно-ипотечной системы поступлений подлежат возврату в федеральный бюджет.
Для военнослужащих, которые были исключены из реестра участников накопительно-ипотечной системы без права на использование накоплений в связи с досрочным увольнением с военной службы по состоянию здоровья, семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, законопроектом предусматривается восстановление накоплений в размере суммы накопленных взносов и иных учтенных на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы поступлений на день досрочного увольнения с военной службы. При этом с учетом положений указанного Федерального закона размер таких средств не будет превышать объема накоплений, учтенных на именном накопительном счете отдельного участника накопительно-ипотечной системы не более чем за 5 лет.
Заключение новых контрактов военнослужащими, участие в накопительно-ипотечной системе которых предусматривается законопроектом, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в пределах утвержденной штатной численности военнослужащих, на основании которой формируется общая потребность средств федерального бюджета на функционирование накопительно-ипотечной системы.
Данные о количестве военнослужащих, уволенных с военной службы, которые в дальнейшем в добровольном порядке заключают новые контракты о прохождении военной службы, в федеральных органах исполнительной власти отдельно не учитываются. Однако, по экспертной оценке, их количество незначительно.
В связи с изложенным для расчета потребности средств федерального бюджета в целях реализации законопроекта приняты следующие исходные данные в соответствии с прогнозируемыми показателями функционирования накопительно-ипотечной системы:
1. В 2009 году исключено из реестра участников накопительно-ипотечной системы 1963 военнослужащих без права на использование накоплений, в связи с чем подлежат возврату в федеральный бюджет средства, учтенные на их именных накопительных счетах, в сумме 512 819,0 тыс. рублей.
Средний размер накоплений на одного участника накопительно-ипотечной системы, досрочно уволенного с военной службы в 2009 году, - 261,3 тыс. рублей.
2. Прогнозируемые общие суммы накоплений на одного участника накопительно-ипотечной системы, подлежащие возврату в федеральный бюджет при исключении военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы, а в случае заключения нового контракта о прохождении военной службы - подлежащие перечислению на его именной накопительный счет:
в 2011 году - 506,9 тыс. рублей;
в 2012 году - 585,6 тыс. рублей.
3. Общая прогнозируемая потребность средств федерального бюджета на функционирование накопительно-ипотечной системы:
в 2011 году - 28 229 814,7 тыс. рублей;
в 2012 году - 34 310 274,5 тыс. рублей.
4. Численность военнослужащих, исключенных из реестра участников накопительно-ипотечной системы без права на использование накоплений, принятая для расчета общей прогнозируемой потребности средств федерального бюджета на функционирование накопительно-ипотечной системы:
в 2011 году - 4567 человек;
в 2012 году - 5944 человека.
5. Доля военнослужащих, заключающих новые контракты о прохождении военной службы, от общей численности участников накопительно-ипотечной системы, исключенных из реестра ее участников в связи с увольнением с военной службы без права на использование накоплений, - 3%.
6. Потребность средств федерального бюджета для восстановления накоплений:
в 2011 году
506,9 x 4567 x 0,03=69 450,4 тыс. руб., что составляет 0,25% от общей прогнозируемой потребности средств федерального бюджета на накопительно-ипотечную систему в 2011 году;
в 2012 году
585,6 x 5944 x 0,03=104 424,2 тыс. руб., что составляет 0,31% от общей прогнозируемой потребности средств федерального бюджета на накопительно-ипотечную систему в 2012 году.
Перечисления средств участникам накопительно-ипотечной системы в предусматриваемом законопроектом случае будут осуществляться за счет средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет при исключении военнослужащих из реестра участников накопительно-ипотечной системы ввиду их увольнения с военной службы без права на использование накоплений.
В связи с этим реализация положений законопроекта (в случае его принятия в качестве федерального закона) будет осуществляться в пределах расходов федерального бюджета на накопительно-ипотечную систему, предусматриваемых федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующие годы и не потребует их увеличения.
Другие положения законопроекта не связаны с расходами федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.