Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 430320-5 "О внесении изменения в статью 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан"
Досье на проект федерального закона
12 мая 2010 года совместным приказом Минздравсоцразвития России и МВД России N 352/361 признана утратившим силу Инструкция о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел Российской Федерации при поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера.
Данной инструкцией устанавливалась обязанность для всех лечебно-профилактических учреждений незамедлительно сообщать в дежурные части органов внутренних дел о всех фактах поступления (обращения) граждан с телесными повреждениями насильственного характера, а также граждан с телесными повреждениями, находящимися в бессознательном состоянии. К таким телесным повреждениям относились повреждения, связанные с огнестрельными, колото-резаными, рублеными ранами, переломами, обморожениями, ушибами, сотрясением мозга, телесные повреждения и отравления, связанные с покушением на самоубийство и т.д.
При этом органы внутренних дел не уведомлялись о поступлении (обращении) в лечебные учреждения граждан с телесными повреждениями и травмами, полученными в быту (неосторожное обращение с инструментами, телесные повреждения в результате несчастных случаев, повреждение электрическим током, с ушибами и другими незначительными телесными повреждениями, полученными в ссорах, при отсутствии у пострадавших намерения обращаться с заявлением в правоохранительные органы).
В тоже время продолжают действовать положения части четвертой статьи 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, согласно которым предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.
При этом отмена названной инструкции приводит к образованию пробела в правовом регулировании, когда, с одной стороны, сообщение об инциденте не является нарушением врачебной тайны, а с другой стороны медицинские учреждения вовсе не обязаны (хотя и имеет такое право) сообщать в милицию о поступлении пациента с телесными повреждениями, имеющими явно насильственный характер. В настоящее время решение об информировании органов внутренних дел в подобных ситуациях принимается на усмотрение врача или медицинского учреждения, что может привести не только к созданию благодатной почвы для коррупции, но и к сокрытию фактов насилия в семье и в обществе.
Представляется, что оптимальным решением данной проблемы стало бы законодательное закрепление обязанности всех медицинских учреждений и организацией сообщать в органы внутренних дел о поступлении к ним граждан, в отношении которых есть основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" не потребует дополнительных средств, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменения в статью 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" не потребует внесения изменений в иные федеральные законы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.