Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 12 февраля 2010 г. N КА-А41/553-10 по делу N А41-17759/09
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Тетёркиной С.И.
судей Долгашевой В.А., Дудкиной О.В.
при участии в заседании:
от истца: Седова В.А., дов. от 22.01.10,
от ответчика: Байрамуков Р.М., дов. от 18.01.10 N 03-07/00010,
рассмотрев 11.02.2010 в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России по г. Домодедово Московской области, ответчика, на решение от 29.10.2009 Арбитражного суда Московской области, принятое судьёй Козловой М.В., по иску (заявлению) ООО "Форум-Инвест" о признании решения недействительным к ИФНС России по г. Домодедово Московской области, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Форум-Инвест" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г. Домодедово Московской области (далее- инспекция, налоговый орган) от 03.10.2008 N 826 "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением суда от 29.10.2009 заявление удовлетворено. При этом суд исходил из того, что заявитель правомерно, в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), при исчислении земельного налога применял налоговую ставку 0,3 процента, соответствующую целевому назначению земли - земли сельскохозяйственного назначения.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность решения суда 1 инстанции проверена в порядке ст.ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой инспекции, которая просит судебный акт отменить, в удовлетворении требования общества отказать.
Инспекция считает, что заявитель должен уплачивать земельный налог по налоговой ставке 1,5%, предусмотренной для прочих земельных участков, так как самостоятельно не использует земельный участок для сельскохозяйственного производства, а сдает его в аренду.
Отзыв на жалобу не представлен.
В заседании суда кассационной инстанции представитель инспекции поддержал доводы и требования жалобы, представитель общества просил об её отклонении по основаниям, изложенным в обжалуемом решении суда.
Как видно из материалов дела, в налоговой декларации за 2 квартал 2008 года общество исчислило земельный налог в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ по налоговой ставке 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка, предусмотренной для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации инспекция решением N 826 от 03.10.08 г., вынесенным на основании акта камеральной налоговой проверки от 15.08.08 г. за N 89, доначислила обществу 298 006 руб. налога и начислила 6836,25 руб. пеней.
По мнению инспекции, общество, чья уставная деятельность не связана с сельскохозяйственным производством согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, не вправе применять ставку налога в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, а должно уплачивать налог по ставке 1,5 процента, установленной пунктом 22 Решения Совета депутатов Домодедовского района Московской области от 14.11.2005 г. N 261/51 для прочих земельных участков.
Суд кассационной инстанции находит позицию инспекции ошибочной в связи со следующим.
Согласно статье 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктами 1, 5, 6 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеры налоговых ставок, установленных в пункте 1 статьи 394 НК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки для земельного налога не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
В силу пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Исходя из буквального толкования положений статей 1, 7, пункта 11 статьи 85, статей 88-93 ЗК РФ, отнесение земель к той или иной категории зависит от фактического использования, а не от видов деятельности их собственника.
Из имеющейся в материалах дела копии свидетельства о государственной регистрации права от 17.03.2004 серии 50АД N 983018 следует, что ООО "Форум-Инвест" является собственником земельного участка площадью 24060000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Домодедовский район, СХПК ПЗ "Ямской", кадастровый номер: 50:28:0:0003.
В соответствии со свидетельством и выпиской из кадастрового плана земельный участок предназначен для производства сельскохозяйственной продукции, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 01.01.2006 г. ООО "Форум-Инвест" заключило с ООО АПК "Племзавод "Ямской" договор аренды указанного земельного участка.
На основании п.п. 1, 2.3.2 договора арендатор использует земельный участок по целевому назначению - для ведения сельскохозяйственного производства.
Согласно информационному письму Домодедовского управления муниципальной статистики от 23.03.2004 г. N 150, ООО "Племзавод "Ямской" относится к предприятиям, осуществляющим сельскохозяйственное производство.
Таким образом, спорный земельный участок фактически используется для ведения сельскохозяйственного производства в соответствии с условиями его предоставления.
Из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ не следует, что пониженная налоговая ставка применяется в отношении субъектов землепользования.
Напротив, по смыслу данной нормы, такая ставка применяется в отношении объекта налогообложения, используемого в соответствии с его назначением.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции обоснованно пришел к выводу, что заявитель правомерно применил ставку земельного налога в размере 0,3%, то есть ставку, соответствующую целевому назначению земли - земли сельскохозяйственного назначения и используемому в этом качестве.
Ссылка инспекции на то, что арендодатель получает фиксированную арендную плату, одновременно пользуясь льготой (пониженной ставкой налога), предусмотренной для сельхозпроизводителей, не свидетельствует о судебной ошибке, так как вывод суда соответствует норме подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ и разъяснениям, данным Минфином России в письме от 08.08.2006 03-06-02-04/119.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда 1 инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 октября 2009 года по делу N А41-17759/09 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России по г. Домодедово Московской области- без удовлетворения.
Председательствующий |
С.И. Тетёркина |
Судьи |
В.А. Долгашева |
|
О.В. Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
...
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Исходя из буквального толкования положений статей 1, 7, пункта 11 статьи 85, статей 88-93 ЗК РФ, отнесение земель к той или иной категории зависит от фактического использования, а не от видов деятельности их собственника.
...
Из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ не следует, что пониженная налоговая ставка применяется в отношении субъектов землепользования.
...
Ссылка инспекции на то, что арендодатель получает фиксированную арендную плату, одновременно пользуясь льготой (пониженной ставкой налога), предусмотренной для сельхозпроизводителей, не свидетельствует о судебной ошибке, так как вывод суда соответствует норме подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ и разъяснениям, данным Минфином России в письме от 08.08.2006 03-06-02-04/119."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 февраля 2010 г. N КА-А41/553-10 по делу N А41-17759/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника