Платежный баланс Российской Федерации за 2005 год
См. Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации за I квартал 2006 года
Аналитический комментарий к платежному балансу и внешнему долгу Российской Федерации за 2005 год
I. Платежный баланс
Счет текущих операций
В 2005 году профицит счета текущих операций достиг рекордного значения - 84,2 млрд. долларов США, увеличившись по сравнению с 2004 годом в 1,4 раза.
Внешнеторговый оборот страны возрос на 31,5% и составил 368,9 млрд. долларов. Экспорт увеличился на 32,9%, импорт - на 28,7%.
Положительное сальдо внешней торговли товарами в условиях опережающего роста экспорта выросло на 37,8% - до 118,3 млрд. долларов.
Изменение экспорта и импорта товаров в 2005 году по сравнению с 2004 годом
млрд. долларов США
Всего, прирост (+), снижение (-) |
В том числе за счет изменения: | ||
физических объемов | цен | ||
Экспорт товаров | 60,4 | 8,9 | 51,5 |
Импорт товаров | 27,9 | 19,3 | 8,6 |
Внешнеторговый оборот | 88,3 | 28,2 | 60,1 |
Сальдо торгового баланса |
32,5 | -10,4 | 42,9 |
Экспорт товаров достиг 243,6 млрд. долларов. Увеличение его объема относительно 2004 года было связано прежде всего с продолжавшимся ростом мировых цен на поставляемые за рубеж энергоносители. В среднегодовом исчислении контрактные экспортные цены российской нефти и нефтепродуктов повысились в 1,5 раза, природного газа - в 1,4 раза. В итоге суммарная доля указанных топливно-энергетических товаров в структуре экспорта увеличилась с 54,7% в 2004 году до 61,1% в 2005 году.
Источник: ФТС России, с учетом показателей внешней торговли с Белоруссией.
Стоимость поставляемой за рубеж продукции металлургии увеличилась с 30,3 до 34,3 млрд. долларов (на 12,9%). Вследствие замедления роста мировых цен международного рынка металлов темпы роста показателя существенно снизились, что с учетом общих структурных изменений, обусловленных ростом экспорта энергоносителей, повлияло на снижение удельного веса группы "металлы и изделия из них" с 16,7 до 14,2%.
Рост цен на отдельные виды продукции химической промышленности способствовал увеличению стоимости экспорта всей группы до 14,3 млрд. долларов, а их удельного веса в составе экспорта - до 5,9%.
Уменьшение стоимости поставляемых за рубеж машин, оборудования и транспортных средств с 14,0 до 13,4 млрд. долларов (на 4,1%) в значительной степени было обусловлено падением экспорта летательных аппаратов. Удельный вес всей товарной группы, который в предыдущие годы превышал 7%, уменьшился до 5,6%.
Стоимость вывоза текстильной продукции и обуви сократилась на 16,5%, кожевенного сырья, пушнины и изделий из них - на 6,6%.
В распределении экспорта по странам лидирующие позиции сохранили Нидерланды (10,2%), Германия (8,2%) и Италия (7,9%). Среди стран СНГ на первое место вышла Украина (5,1%). На долю Белоруссии приходилось 4,2% по сравнению с 6,2% в 2004 году. Стоимость товаров, поставляемых в эту страну, уменьшилась на 10%, что в определенной степени было связано с изменением порядка взимания косвенных налогов в рамках двусторонней торговли.
Источник: ФТС России, с учетом показателей внешней торговли с Белоруссией.
Импорт товаров вырос до 125,3 млрд. долларов. Более половины его прироста было обеспечено увеличением стоимости ввоза продукции машиностроения в 1,4 раза (до 43,4 млрд. долларов). Удельный вес этой группы в структуре импорта, повышавшийся на протяжении последних пяти лет, в 2005 году составил 44,0%, в том числе 27,0% приходилось на машины и оборудование, 13,3% - на средства наземного транспорта.
Источник: ФТС России, с учетом показателей внешней торговли с Белоруссией.
За счет расширения закупок химической и производимой в смежных с ней отраслях продукции получено 18,7% прироста стоимости ввоза. Удельный вес этих товаров (16,5%) незначительно превысил уровень 2004 года (15,8%). Импорт наращивался преимущественно по двум статьям: фармацевтическая продукция и пластмассы.
Возросший до 17,4 млрд. долларов импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья обеспечил 15,5% общего прироста. Его доля в совокупной стоимости практически не изменилась, составив 17,7%.
К основным торговым партнерам, поставляющим товары в Россию, относились Германия (13,4% стоимости ввоза), Украина (7,9%), Китай (7,4%) и Япония (5,9%). Импорт из последних двух стран, как и в предыдущие годы, характеризовался высокими темпами роста (в 1,5 раза по сравнению с базисным годом).
Баланс международной торговли услугами сложился отрицательным в размере 14,7 млрд. долларов (в 2004 году дефицит равнялся 13,4 млрд. долларов). Их оборот превысил 63,8 млрд. долларов, в том числе со странами СНГ - 9,3 млрд. долларов, со странами дальнего зарубежья - 54,5 млрд. долларов. Более 40% оборота торговли услугами приходилось на страны Европейского союза.
Экспорт услуг равнялся 24,6 млрд. долларов, что выше уровня 2004 года на 21,1%. Замедление темпов прироста стоимости наиболее значимых составляющих - транспортных услуг и статьи "поездки", при одновременном росте экспорта деловых, профессиональных и технических услуг, повлияло на изменение соотношения различных категорий в структуре итогового показателя - снижение удельного веса первых двух статей с 38,4 до 37,1% и с 25,8 до 22,3% соответственно, и рост доли последней с 18 до 20%.
Стоимость услуг российских транспортных компаний, предоставленных нерезидентам, выросла с 7,8 до 9,1 млрд. долларов. Структура услуг по типам перевозок оставалась стабильной: доминирующее положение по-прежнему занимали грузовые перевозки (46,7%), 32,1% приходилось на вспомогательные и дополнительные услуги, 21,2% - на пассажирские перевозки. Наиболее высокой была стоимость перевозок, осуществляемых посредством воздушного транспорта.
Экспорт услуг, связанных с поездками нерезидентов в Россию, по сравнению с 2004 годом вырос на 4,6% и составил 5,5 млрд. долларов. Темпы прироста показателя были ниже уровня предыдущего года (16,1%), что было связано с уменьшением стоимости личных поездок вследствие существенного падения туристического потока.
В 2005 году продолжилось наращивание экспорта деловых, профессиональных и технических услуг. Их стоимость выросла на 1,3 млрд. долларов. Свыше 60% прироста было обусловлено увеличением услуг рекламного, инженерного и консультационного характера.
Среди прочих категорий быстрыми темпами рос экспорт государственных услуг (в 1,8 раза), компьютерных и информационных (в 1,6 раза), а также финансовых услуг (в 1,4 раза).
Импорт услуг составил 39,3 млрд. долларов, увеличившись на 16,4% по отношению к 2004 году. Наиболее значимый вклад в динамику показателя получен за счет роста стоимости услуг, оказываемых нерезидентами гражданам России во время их пребывания за границей (37,5% прироста), а также транспортных услуг (22,6% прироста).
Укрупненная структура импорта по сравнению с 2004 годом практически не изменилась: 45,3% приходилось на услуги, связанные с поездками, 14,9% - на деловые, профессиональные и технические услуги, 13,1% - на транспортные. Доля остальных категорий составила 26,7%.
Импорт по статье "поездки" увеличился с 15,7 до 17,8 млрд. долларов, или на 13,2%. Более двух третей приходилось на визиты личного характера в страны дальнего зарубежья. Их стоимость превысила 12,6 млрд. долларов, а вклад в прирост рассматриваемой категории составил 73,5%. Наиболее популярными направлениями поездок в личных целях были Турция, Китай и Финляндия.
Высокими темпами роста характеризовался импорт услуг в области компьютерных и информационных технологий (в 1,5 раза), в сфере культуры и отдыха (в 1,4 раза), а также по роялти и лицензионным платежам (в 1,4 раза).
Баланс оплаты труда сложился с отрицательным сальдо в 1,9 млрд. долларов. Объем доходов, поступивших в экономику от трудовой деятельности резидентов за рубежом, увеличился на 42,1% и равнялся 1,7 млрд. долларов. В пользу нерезидентов было выплачено 3,6 млрд. долларов, что в 2 раза выше соответствующего показателя 2004 года. Решающим фактором, определившим динамику показателей, стало существенное увеличение трансграничных потоков мигрантов данной категории. Практически вся сумма доходов резидентов был# получена в странах дальнего зарубежья, в то время как в объеме соответствующих выплат 67,1% приходилось на граждан стран СНГ.
Дефицит баланса инвестиционных доходов вырос с 12,5 млрд. долларов в 2004 году до 16,3 млрд. долларов в 2005 году. Интенсивный приток в страну иностранного капитала обусловил рост доходов нерезидентов до 32,7 млрд. долларов. Их объем в 2 раза превышал сумму доходов, начисленных к получению (16,5 млрд. долларов).
Существенное сокращение государственного внешнего долга сказалось на снижении соответствующих процентных выплат, что в условиях наращивания объемов резервных иностранных активов определило состояние совокупного баланса инвестиционных доходов органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования - положительное сальдо в размере 0,5 млрд. долларов (годом ранее его дефицит равнялся 2,2 млрд. долларов). В объеме доходов, начисленных к получению всеми секторами экономики, совокупная доля органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования возросла с 29,7% в 2004 году до 34,1% в отчетном году. В то же время относительно итоговой суммы выплат аналогичный показатель заметно снизился - с 23,0 до 15,7%.
По балансу инвестиционных доходов банковского сектора был зафиксирован дефицит в размере 0,8 млрд. долларов (в 2004 году он составил 0,5 млрд. долларов). Доходы, начисленные банками к получению, выросли с 0,9 до 1,6 млрд. долларов, выплаты в пользу нерезидентов - с 1,4 до 2,5 млрд. долларов. Наиболее весомыми были операции по категории "прочие инвестиции", включающие главным образом проценты по кредитам, текущим счетам и депозитам: в доходах к получению их доля равнялась 67,2%, к выплате - 74,3%. По портфельным инвестициям баланс доходов банков был положительным: поступления составили 0,5 млрд. долларов, выплаты - 0,2 млрд. долларов. По прямым инвестициям, напротив, начисленные выплаты (0,4 млрд. долларов) были существенно выше соответствующих поступлений (менее 0,1 млрд. долларов).
Операции с доходами, осуществляемые нефинансовыми предприятиями, были наиболее значимыми по масштабам среди всех секторов экономики. Доходы, начисленные к получению, увеличились до 9,2 млрд. долларов (на 37,1%), к выплате - до 25,1 млрд. долларов (в 1,5 раза). В итоге сумма последних в 2,7 раза превысила текущие поступления, а отрицательное сальдо операций в целом по сектору выросло с 9,9 до 15,9 млрд. долларов.
В отличие от банков в операциях нефинансовых предприятий преобладали потоки доходов от прямых инвестиций. По итогам отчетного года относительно общего объема поступлений они составили 95,9%, соответствующая доля в доходах к выплате равнялась 73,0%. Поступления в пользу прямых инвесторов - резидентов на 86,7% были сформированы за счет реинвестированных доходов, оцениваемых в 7,7 млрд. долларов. Доля реинвестированных доходов в соответствующих выплатах была существенно меньшей - 45,4% (8,3 млрд. долларов). Большую часть последних (53,3%, или 9,8 млрд. долларов) составили объявленные дивиденды и распределенная прибыль, объем которых вырос по сравнению с 2004 годом в 2,2 раза.
Отрицательное сальдо баланса текущих трансфертов равнялось 1,16 млрд. долларов, что в 1,7 раза больше его дефицита в 2004 году. Поступления оцениваются в 4,7 млрд. долларов, выплаты - в 5,8 млрд. долларов. Положительный баланс операций государственного сектора (0,9 млрд. долларов) незначительно превысил уровень 2004 года. Дефицит баланса трансфертов нефинансовых предприятий и домашних хозяйств составил 2,0 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с предыдущим годом, в первую очередь в результате роста в 1,4 раза отрицательного сальдо потоков в форме денежных переводов работающих. Поступления последних сократились с 1,1 до 0,8 млрд. долларов при росте соответствующих выплат с 2,7 до 3,1 млрд. долларов.
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами
Счет операций с капиталом
Отрицательное сальдо баланса капитальных трансфертов составило 12,1 млрд. долларов (в 2004 году - 1,6 млрд. долларов). В отчетном году его величину в значительной степени определяли операции сектора государственного управления, по которым был зафиксирован дефицит в размере 11,7 млрд. долларов. В предоставленных трансфертах (11,8 млрд. долларов) учтены суммы прощения задолженности развивающихся стран перед бывшим СССР, урегулирование которой было завершено в 2005 году.
По сектору домашних хозяйств отрицательный баланс операций с капиталом, учитывающий стоимость имущества и финансовых активов мигрантов, равнялся 0,4 млрд. долларов. Объем поступлений составил 0,6 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с 2004 годом в 1,6 раза. Это было обусловлено существенным ростом численности иммигрантов прежде всего из стран СНГ, на которые приходилось 85,1% соответствующих трансфертов. Выплаченные трансферты оцениваются в 1,0 млрд. долларов, что ниже уровня предыдущего года. Количество граждан России, выехавших на постоянное место жительства за рубеж, сократилось, наиболее существенно - в страны дальнего зарубежья. Тем не менее в общей сумме выплаченных трансфертов стоимость активов, вывезенных эмигрантами в страны дальнего зарубежья, оставалась весомой - 74,4%.
Финансовый счет
Положительное сальдо финансового счета (без учета резервных активов) составило по итогам 2005 года 1,2 млрд. долларов (в 2004 году его дефицит равнялся 5,5 млрд. долларов).
Иностранные обязательства резидентов увеличились на 55,0 млрд. долларов, их прирост был на 18,3 млрд. долларов больше, чем в 2004 году. Обязательства частного сектора интенсивно наращивались, в то время как совокупные пассивы органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования имели тенденцию к сокращению.
Функциональная структура иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в 2005 году*
млрд. долларов США
Вид инвестиций | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | 2005 г. | Справочно** | |
2005 г. | 2004 г. | ||||||
Прямые | 6,0 | 7,1 | 5,2 | -3,7 | 14,6 | 14,6 | 15,4 |
Портфельные | 0,5 | 3,9 | -2,4 | -2,8 | -0,9 | -0,9 | 3,5 |
Финансовые производные |
-0,2 | -0,3 | -0,3 | -0,2 | -1,1 | -1,1 | -0,9 |
Прочие | 8,6 | 7,6 | -2,6 | 28,7 | 42,3 | 42,7 | 19,2 |
Всего | 14,8 | 18,3 | 0,0 | 21,9 | 55,0 | 55,3 | 37,3 |
* Нетто-прирост обязательств перед нерезидентами.
** Данные без учета операций, связанных с реструктуризацией и прощением долгов.
Знак "-" означает снижение иностранных обязательств резидентов.
Обязательства федеральных органов управления снизились на 20,9 млрд. долларов (в 2004 году - на 2,6 млрд. долларов). Стабильная ситуация в сфере государственного бюджета в сочетании с благоприятными внешними условиями позволила осуществить в 2005 году досрочное погашение значительной части государственного внешнего долга. Это стало решающим фактором резкого сокращения ссудной задолженности: с учетом прочих операций - на 18,9 млрд. долларов, в том числе за счет досрочного погашения обязательств перед Парижским клубом кредиторов - на сумму около 15 млрд. долларов.
В соответствии с графиком обслуживания обязательств в форме государственных ценных бумаг в иностранной валюте в отчетном году было предусмотрено погашение суверенных еврооблигаций Российской Федерации 1998 года выпуска в объеме 0,8 млрд. долларов, а также долговых обязательств, выпущенных в том же году при реструктуризации ГКО - 3,0 млрд. долларов. Все указанные выплаты были произведены в установленные сроки. Сумма погашения нерезидентам обязательств по государственным ценным бумагам, включая платежи по начисленным купонам, составила 5,2 млрд. долларов. Всего, с учетом начисленных реинвестированных доходов и операций на вторичном рынке, портфельные инвестиции нерезидентов в российские государственные ценные бумаги уменьшились на 1,6 млрд. долларов. Привлечение новых займов было незначительным: 0,5 млрд. долларов поступило в рамках долгосрочных соглашений с международными финансовыми организациями и правительствами иностранных государств.
Иностранные обязательства субъектов Российской Федерации обслуживались в соответствии с имеющимися графиками и сократились на 0,3 млрд. долларов.
Сумма выплат по государственному внешнему долгу, включая проценты, превысила в 2005 году 31,1 млрд. долларов. Ее увеличение более чем в 2 раза относительно первоначального графика, обусловленное значительными объемами досрочного погашения, повлияло на перераспределение долговой нагрузки во времени: ее рост в 2005 году компенсируется существенным снижением долгового бремени в будущем. По итогам отчетного года коэффициент, характеризующий отношение суммы платежей к экспорту товаров и услуг, а также к доходам консолидированного бюджета, равнялся 11,6%.
Прирост внешних пассивов органов денежно-кредитного регулирования составил 2,8 млрд. долларов. В течение 2005 года Банк России с целью эффективного управления возросшими валютными резервами регулярно проводил на международных рынках операции типа РЕПО, приведшие к росту его краткосрочных обязательств перед нерезидентами более чем на 6,2 млрд. долларов при одновременном накоплении требований к нерезидентам в эквивалентной сумме. Снижение иностранных обязательств произошло в результате погашения в полном объеме задолженности перед Международным валютным фондом.
Движение задолженности Российской Федерации перед международными финансовыми организациями в 2005 году
млрд. долларов США
Механизм кредитования | Задолжен- ность на 1.01.2005 |
Использовано | Погашено | Курсовая переоценка |
Задолжен- ность на 1.01.2006 |
Кредиты МФО | 9,7 | 0,4 | 4,3 | -0,2 | 5,6 |
Кредиты МВФ | 3,6 | - | 3,5 | -0,1 | 0,0 |
Расширенное кредитование, 1996-1998 гг. |
3,6 | - | 3,5 | -0,1 | 0,0 |
Кредиты МБРР | 5,7 | 0,3 | 0,8 | -0,1 | 5,1 |
Кредиты ЕБРР | 0,4 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,5 |
Приток иностранного капитала в частный сектор по сравнению с 2004 годом вырос в 1,9 раза - с 38,8 до 73,3 млрд. долларов. Этому способствовал рост инвестиционной привлекательности экономики, что в формальном плане нашло отражение в повышении суверенного кредитного рейтинга страны ведущими международными рейтинговыми агентствами. В 2005 году Российской Федерации был присвоен инвестиционный кредитный рейтинг уровня "ВВВ" по классификации Standard & Poor's, "ВВВ" - Fitch Ratings, "Baa2" - Moody's.
Иностранные обязательства банковского сектора увеличились на 19,2 млрд. долларов (в 2004 году - на 7,1 млрд. долларов). Прямые инвестиции нерезидентов в сектор выросли на 2,0 млрд. долларов. Динамика и структура показателя отразила рост заинтересованности иностранных инвесторов (в первую очередь крупных банковских структур) в расширении своего присутствия на перспективном внутреннем рынке. Приток новых прямых инвестиций оценивается в 1,5 млрд. долларов, что в 4,4 раза больше, чем в предыдущем году. Заимствования долгового характера составили 17,2 млрд. долларов, из них 14,9 млрд. долларов было привлечено в форме ссуд и займов, в основном долгосрочных. Значимость внешних источников финансирования в 2005 году продолжала возрастать: объем кредитования банковского сектора увеличился в 2,1 раза по сравнению с 2004 годом. Значительный объем финансовых ресурсов, учтенных в составе данной категории, был получен российскими банками от аффилированных структур и зарубежных финансовых посредников, представлявших их интересы при размещении за рубежом облигационных займов. Прирост иностранных пассивов банков по текущим счетам и депозитам составил 2,9 млрд. долларов, по портфельным инвестициям - 0,1 млрд. долларов. Краткосрочные обязательства в форме финансовых производных инструментов сократились на 1,1 млрд. долларов.
Инвестиции нерезидентов в сектор нефинансовых предприятий составили 54,1 млрд. долларов (в 2004 году - 31,7 млрд. долларов).
Прямые иностранные инвестиции равнялись 12,6 млрд. долларов (в 2004 году - 14,8 млрд. долларов). Положительное сальдо операций по участию в капитале составило 1,5 млрд. долларов. Его уменьшение относительно сопоставимого показателя предыдущего года (8,3 млрд. долларов) было обусловлено рядом значительных операций по выходу нерезидентов из капитала российских предприятий (в частности, в результате сделки по продаже ОАО "Сибирская нефтяная компания"), что отражается в платежном балансе как изъятие прямых инвестиций нерезидентов. В то же время объем нового привлечения вырос до 20,3 млрд. долларов, что в 1,7 раза больше, чем в 2004 году. Кроме того, в условиях роста прямых инвестиций нерезидентов заметно увеличился объем реинвестированных доходов - 8,3 млрд. долларов в 2005 году по сравнению с 5,1 млрд. долларов в предшествующем году.
Портфельные инвестиции нерезидентов, как и годом ранее, увеличились на 0,8 млрд. долларов. Объем принадлежащих нерезидентам долговых ценных бумаг, выпущенных нефинансовыми предприятиями, увеличился на 1,1 млрд. долларов, внешние обязательства предприятий реального сектора в форме акций и долей в капитале сократились на 0,3 млрд. долларов.
Повышение суверенного кредитного рейтинга Российской Федерации оказало позитивное влияние на оценку нерезидентами кредитоспособности российских заемщиков. Это в условиях сохранения положительной разницы между ставками по финансовым инструментам на внутреннем и международном рынках, а также растущей заинтересованности резидентов во внешнем финансировании способствовало активизации притока иностранного капитала в кредитной форме. Прирост внешних обязательств сектора за счет привлечения ссуд и займов, в основном долгосрочных, оценивается в 40,9 млрд. долларов по сравнению с 16,2 млрд. долларов в 2004 году.
Иностранные активы резидентов без учета официальных валютных резервов увеличились на 53,8 млрд. долларов (в 2004 году - на 42,1 млрд. долларов). Направление финансовых потоков государственного и частного секторов было различным.
Функциональная структура инвестиций резидентов Российской Федерации в иностранные активы (кроме резервных активов) в 2005 году*
млрд. долларов США
Вид инвестиций | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | 2005 г. | Справочно** | |
2005 г. | 2004 г. | ||||||
Прямые | 3,1 | 3,9 | 1,8 | 4,4 | 13,1 | 13,1 | 13,8 |
Портфельные | 3,7 | 2,0 | 1,2 | 3,8 | 10,7 | 10,7 | 3,8 |
Финансовые производные |
-0,1 | -0,2 | -0,3 | -0,3 | -0,9 | -0,9 | -0,8 |
Прочие | 9,8 | 13,7 | -2,8 | 10,1 | 30,8 | 44,5 | 26,9 |
Всего | 16,5 | 19,4 | -0,1 | 18,0 | 53,8 | 67,4 | 43,7 |
* Нетто-прирост активов резидентов.
** Данные без учета операций, связанных с реструктуризацией и прощением долгов.
Знак "-" означает снижение иностранных активов резидентов.
Требования федеральных органов управления к нерезидентам снизились на 11,1 млрд. долларов. Определявшая величину итогового показателя сумма прощения обязательств ряду развивающихся стран была отражена в первую очередь по категории "просроченная задолженность", которая сократилась за отчетный год на 10,9 млрд. долларов.
Иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования увеличились на 5,3 млрд. долларов (в 2004 году - на 1,3 млрд. долларов). В 2005 году основными направлениями деятельности органов денежно-кредитного регулирования с иностранными нерезервными активами являлись наращивание требований по сделкам типа РЕПО на международных рынках и изъятие средств из росзагранбанков.
Интенсивно увеличивались внешние активы банковского сектора: в 2005 году их прирост составил 13,4 млрд. долларов по сравнению с 3,6 млрд. долларов в предыдущем году. Наиболее существенно вырос объем предоставленных нерезидентам ссуд, а также размещенных за рубежом депозитов и текущих счетов - на 9,6 млрд. долларов (годом ранее - на 2,4 млрд. долларов).
Итогом операций российских банков с иностранными активами и обязательствами (с учетом переоценки и прочих изменений) стал почти двукратный рост отрицательной величины чистой международной инвестиционной позиции банковского сектора: на конец отчетного года его внешние обязательства превышали требования к нерезидентам на 20,8 млрд. долларов (в начале 2005 года - на 11,3 млрд. долларов). Иностранные пассивы российских банков возросли до 60,0 млрд. долларов, иностранные активы - до 39,2 млрд. долларов. С точки зрения сроков погашения финансовых инструментов внешняя позиция банков была достаточно устойчивой: объем краткосрочных пассивов, составляющих 34,0% относительно их совокупной величины, был на 6,5 млрд. долларов меньше, чем активы с аналогичными сроками погашения (их доля равнялась 68,6%). В валютной структуре как внешних обязательств, так и требований к нерезидентам доминировал доллар США: его доля в пассивах составляла 85%, в активах - 76%*. На евро приходилось соответственно 7 и 14%, на российские рубли - 7 и 4%.
Прирост внешних активов нефинансовых предприятий и домашних хозяйств оценивается в 46,2 млрд. долларов, что больше соответствующего показателя 2004 года на 9,1 млрд. долларов. Объем прямых инвестиций незначительно превысил уровень предыдущего года и составил 13,2 млрд. долларов. В их структуре 58,1% (7,7 млрд. долларов) приходилось на реинвестированные доходы. Портфельные инвестиции оцениваются в 0,8 млрд. долларов, в том числе за счет покупки акций нерезидентов они увеличились на 0,5 млрд. долларов, долговых ценных бумаг - на 0,3 млрд. долларов. Отмечен существенный рост предоставленных иностранным партнерам торговых кредитов - на 8,1 млрд. долларов. Объем наличной иностранной валюты вне банков сократился на 1,9 млрд. долларов (годом ранее - на 2,0 млрд. долларов).
В 2005 году масштабный приток иностранных инвестиций в частный сектор балансировал рост его активов: сальдо потоков капитала, включая статью "ошибки и пропуски", сложилось близким к нулю (в предыдущем году был зафиксирован чистый отток капитала частного сектора в размере 8,0 млрд. долларов).
Изменение валютных резервов
Официальные валютные резервы Российской Федерации увеличились на 55,1 млрд. долларов. Их прирост без учета курсовой переоценки, величина которой по итогам отчетного года была отрицательной, составил 61,5 млрд. долларов. С учетом монетарного золота международные резервные активы страны достигли к 1 января 2006 года 182,2 млрд. долларов.
По принятым в международной практике критериям накопленный объем золотовалютных резервов считается достаточным для обеспечения бескризисного состояния платежного баланса в среднесрочной перспективе. Показатель, характеризующий возможность финансирования за счет резервных активов импорта товаров и услуг, равнялся 13,3 месяца (на 1 января 2005 года - 11,4 месяца).
II. Внешний долг
Внешний долг Российской Федерации (перед нерезидентами) увеличился с начала 2005 года на 44,0 млрд. долларов - с 214,5 до 258,5 млрд. долларов**.
За счет включаемых в платежный баланс операций (новое привлечение, погашение и прощение основного долга, операции на вторичном рынке, изменение задолженности по начисленным и невыплаченным процентам) объем долга вырос на 43,6 млрд. долларов, в результате прочих изменений, включая курсовую переоценку, - на 0,4 млрд. долларов.
Отмеченное выше досрочное погашение значительной части обязательств органов государственного управления стало решающим фактором, обусловившим его снижение на 26,7% - с 97,4 до 71,4 млрд. долларов. При этом годовой прирост внешней задолженности российских банков и нефинансовых предприятий оценивается в 67,3 млрд. долларов: на 1 января 2006 года долговые обязательства частного сектора перед нерезидентами составили 176,2 млрд. долларов (на начало 2005 года - 108,9 млрд. долларов).
Активизация притока иностранного капитала в частный сектор в условиях осуществления политики, нацеленной на сокращение государственного внешнего долга, повлияла на кардинальное изменение структуры внешнего долга страны. Доля внешних долговых обязательств органов государственного управления сократилась за 2005 год с 45,4 до 27,6% при росте удельного веса внешней задолженности частного сектора с 50,8 до 68,2%. На внешние долговые обязательства органов денежно-кредитного регулирования приходилось 4,2% (на начало 2005 года - 3,8%).
В течение 2005 года произошли заметные изменения в соотношении различных категорий в составе государственного внешнего долга Российской Федерации. Сокращение опережающими темпами задолженности, принятой Россией в качестве правопреемницы бывшего СССР, обусловило уменьшение ее доли с 57,6 до 48,4% при увеличении с 40,7 до 49,9% удельного веса нового российского долга, который в абсолютном выражении также уменьшился. Существенно менее значимыми были внешние долговые обязательства субъектов Российской Федерации, их доля не изменилась, сохраняясь на уровне 1,7%.
По сравнению с началом 2005 года объем задолженности бывшего СССР снизился на 21,6 млрд. долларов и составил на 1 января 2006 года 34,5 млрд. долларов. Долг Парижскому клубу кредиторов оценивается в 22,2 млрд. долларов (64,2% задолженности бывшего СССР), задолженность перед бывшими социалистическими странами - в 2,2 млрд. долларов (6,3%), обязательства перед нерезидентами в форме ОВГВЗ - в 2,0 млрд. долларов (5,7%), прочие категории - в 8,2 млрд. долларов (23,8%).
Новый российский долг уменьшился с 39,6 до 35,6 млрд. долларов. Погашение двух выпусков еврооблигаций 1998 года обусловило заметное снижение обязательств в форме обращающихся долговых ценных бумаг в иностранной валюте. На начало 2006 года их объем составил 26,7 млрд. долларов, или 75,1% нового российского долга. Задолженность России перед международными финансовыми организациями оценивается в 5,6 млрд. долларов (15,7%), объем межправительственных займов - в 3,0 млрд. долларов (8,4%), прочие обязательства, включая ГКО-ОФЗ, - в 0,3 млрд. долларов (0,8%).
Внешний долг субъектов Российской Федерации сократился на 0,4 млрд. долларов и составил на 1 января 2006 года 1,2 млрд. долларов.
Обязательства органов денежно-кредитного регулирования возросли с 8,2 до 11,0 млрд. долларов. Принимая во внимание, что задолженность по кредитам Международного валютного фонда была полностью погашена, составляющими внешнего долга Банка России на начало 2006 года являлись обязательства по сделкам типа РЕПО, корреспондентским и текущим счетам резидентов стран СНГ, а также наличным российским рублям, находящимся на руках у нерезидентов.
Позитивная оценка кредитоспособности Российской Федерации, нашедшая отражение в повышении суверенного кредитного рейтинга страны, оказала положительное влияние на расширение возможностей привлечения международного капитала частным сектором.
Объем внешних долговых обязательств банков вырос к концу 2005 года на 17,7 млрд. долларов - до 50,2 млрд. долларов, в основном за счет активного привлечения иностранных кредитов, которые увеличились в отчетном году с 19,8 млрд. долларов до 34,5 млрд. долларов. Удельный вес этой категории в структуре задолженности банков увеличился с 60,9 до 68,8%. Заметно возросла доля долгосрочных обязательств банков - с 43,9 до 59,5%.
Существенный приток иностранного капитала в сектор нефинансовых предприятий, осуществлявшийся преимущественно в долговой форме, обусловил динамичный рост его внешней задолженности: ее объем увеличился на 49,6 млрд. долларов и на 1 января 2006 года оценивается в 126,0 млрд. долларов. Объем обязательств по привлеченным из-за рубежа кредитам достиг 98,7 млрд. долларов, или 78,3% общего объема задолженности сектора. Внешние долговые обязательства перед прямыми инвесторами увеличились с 10,9 до 13,4 млрд. долларов, однако удельный вес данной категории снизился с 14,3 до 10,6%. На долговые ценные бумаги в портфеле нерезидентов приходилось 12,3 млрд. долларов (9,8%), задолженность по остальным категориям составила 1,6 млрд. долларов (1,3%), увеличившись с начала года на 0,3 млрд. долларов.
В структуре внешнего долга страны преобладали долгосрочные обязательства: на отчетную дату они оценивались в 214,7 млрд. долларов, или 83,0% относительно итоговой величины. Их прирост в течение года произошел исключительно по обязательствам частного сектора и составил около 66,0 млрд. долларов. Объем краткосрочных обязательств равнялся 43,8 млрд. долларов (17,0% общей суммы долга), увеличившись на 7,7 млрд. долларов.
Задолженность перед нерезидентами в иностранной валюте (выраженная в основном в долларах и евро) возросла на 32,3 млрд. долларов и составила на 1 января 2006 года 229,1 млрд. долларов, при этом ее удельный вес снизился с 91,7 до 88,6%. По итогам 2005 года объем внешних долговых обязательств, номинированных в евро, значительно уменьшился прежде всего за счет сокращения задолженности перед Парижским клубом кредиторов, в валютной структуре которой евро занимал существенную долю. Обязательства в российских рублях увеличились на 11,7 млрд. долларов США (до 29,4 млрд. долларов), их доля возросла с 8,3 до 11,4%.
На 1 января 2006 года объем задолженности органов государственного управления (с учетом кредитов МВФ) по отношению к ВВП уменьшился до 9,4% по сравнению с 17,1% на начало 2005 года. Совокупный внешний долг всех секторов экономики составил 33,9% ВВП (36,4%).
Заместитель Председателя Банка России |
О.В. Можайсков |
------------------------------
* Без учета в иностранных обязательствах финансовых производных и участия в капитале, в иностранных активах - финансовых производных.
** Данные приводятся с учетом курсовой и рыночной переоценки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Платежный баланс Российской Федерации за 2005 год. Аналитический комментарий к платежному балансу и внешнему долгу Российской Федерации за 2005 год
Текст платежного баланса опубликован в "Вестнике Банка России" от 15 мая 2006 г. N 28-29