Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 9 марта 2010 г. N КА-А41/1026-10 по делу N А41-15150/09
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей Борзыкина М.В., Шишовой О.А.
при участии в заседании:
от заявителя Заместителя Прокурора Московской области Холоденко О.В. удостоверение,
от заинтересованных лиц:
от Администрации городского округа Балашиха Московской области Кириллова Е.С. по доверенности от 25 февраля 2009 года N 1007 исх,
от Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области Ежнов С.Ф. по доверенности от 10 марта 2009 года,
от Главы городского округа Балашиха Московской области,
от третьих лиц:
от Федерального государственного учреждения Национальный парк "Лосиный остров" Ситкина Е.В. по доверенности от 11 января 2009 года N 1,
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом извещен,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области извещен,
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области извещен,
от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Абрамова Е.Г. по доверенности от 23 сентября 2009 года N ВК-05-35/7403,
от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Иванов С.В. по доверенности от 21 декабря 2009 года,
рассмотрев 24 февраля - 1 марта 2010 года в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Балашиха Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2009 года, принятое судьями Козловым Р.П., Рымаренко А.Г., Козловой М.В. по заявлению Заместителя Прокурора Московской области к Администрации городского округа Балашиха Московской области, Совету депутатов городского округа Балашиха Московской области, Главе городского округа Балашиха Московской области о признании недействующим Генерального плана, третьи лица: Федеральное государственное учреждение Национальный парк "Лосиный остров", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, установил:
в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании с целью надлежащего уведомления прокурора и иных участников процесса объявлен перерыв до 1 марнта 2010 года.
Заместитель Прокурора Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области, с учетом заявленных и принятых судом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ изменений, с заявлением к Администрации городского округа Балашиха, Совету депутатов городского округа Балашиха, Главе городского округа Балашиха о признании недействующим решения Совета депутатов Балашихинского района Московской области от 20 декабря 2005 года N 8/39 "О принятии постановления "Об утверждении Генерального плана городского округа Балашиха" и постановления Главы Балашихинского района Московской области от 30 декабря 2005 года N 53/39 "Об утверждении Генерального плана городского округа Балашиха". Также просит признать недействующим Генеральный план городского округа Балашиха, утвержденный решением Совета депутатов Балашихинского района Московской области от 20 декабря 2005 г. N 8/39 и постановлением Главы Балашихинскогорайона Московской области от 30 декабря 2005 г. N 53/39, в части отображения границ земель особо охраняемой природной территории федерального значения - Национального парка "Лосиный остров", информации о состоянии данной территории, возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования, предложениях по ее территориальному планированию.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2009 года заявленные заместителем прокурора Московской области требования удовлетворены и признаны недействующими решение Совета депутатов Балашихинского района от 20 декабря 2005 года N 8/39 и постановление от 30 декабря 2005 года N 53/39 "Об утверждении Генерального плана городского округа Балашиха", признан недействующим Генеральный план городского округа Балашиха в части отображения границ Национального парка "Лосиный остров".
Администрация городского округа Балашиха, не согласившись с выводами суда, настаивает на отмене судебного акта по основаниям неправильного применения арбитражным судом норм материального права, а именно часть 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ, часть 4 статьи 15, часть 5 статьи 21 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях". Суд не применил норму, подлежащую применению. Выводы суда о том, что границы НП "Лосиный остров" определены соответствующими органами Российской Федерации, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Судом установлено, что границы национального парка утверждает Правительство РФ. Между тем, Правительством РФ определена только общая площадь парка (постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 N 280), расположенного на территории г. Москвы, Балашихинского района, Мытищинского района, Пушкинского района, Щелковского района и г. Королёв. Границы Национального парка "Лосиный остров" Правительством РФ не установлены. Суд установил, что обозначенная Генеральным планом городского округа Балашиха граница Национального парка "Лосиный остров" отступает от установленной границы парка. Также суд установил, что оспариваемый Генеральный план в части, устанавливающей границы Национального парка "Лосиный остров", нарушает действующее законодательство. Однако сделанные при этом выводы суда не соответствуют указанным обстоятельствам.
В судебном заседании представитель поддержал доводы и требования кассационной жалобы по мотивам, изложенным в ней.
В судебном заседании представители Заместителя Прокурора Московской области, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Заместителя Прокурора Московской области, с доводами жалобы не согласились ссылаясь на несостоятельность, изложенных в ней доводов и просили состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу, составленные в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Письменные пояснения в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлены Советом депутатов Балашихинского района Московской области, поддержавшим доводы и требования кассационной жалобы. Так же представлены письменные пояснения с возражениями против кассационной жалобы Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, не находит оснований к отмене судебного акта.
Из установленных судом фактических обстоятельств по делу усматривается, что Советом депутатов Балашихинского района Московской области принято решение от 20 декабря 2005 года N 8/39 "О принятии постановления "Об утверждении Генерального плана городского округа Балашиха", пунктом 1 постановления Главы Балашихинского района Московской области от 30 декабря 2005 года N 53/39 "Об утверждении Генерального плана городского округа Балашиха" утвержден Генеральный план городского округа Балашиха.
Полагая, что указанные в утвержденном Генеральном плане городского округа Балашиха затронуты границы Национального парка "Лосиный остров", путем включения в состав земель городского округа части территории Национального парка Прокуратура Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с настоящим требованием.
Осуществляя проверку законности оспариваемых нормативных правовых актов, суд, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно, объективно исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к правильному выводу о противоречии их статьям 15, 21 Федерального закона N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 года; статье 95 Земельного Кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года; статье 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года, поскольку Генеральным планом городского округа Балашиха обозначена граница Национального парка "Лосиный остров", очертания которой не соответствуют плану установленных границ Национального парка "Лосиный остров" в Балашихинском районе Московской области, выполненному МосНИиПИ землеустройства в 1994 году на основании постановления Правительства Москвы и администрации Московской области N 235-113 от 29 апреля 1992 года и утвержденному постановлением Главы администрации Балашихинского района N 163 от 16 февраля 1995 года.
Выводы арбитражного суда о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 г. N 280 Национальный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения. Министерство природных ресурсов Российской Федерации приказом от 25 декабря 2002 года N 910 утвердило Положение о Национальном парке "Лосиный остров" В пунктах 1.3, 1.5 Положения указана площадь национального парка - 12881 га, в границы которой включено 908,7 га земель других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, а также акты, устанавливающие границы национального парка.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации при условии согласия субъекта Российской Федерации на отнесение соответствующих территорий субъектов Российской Федерации к объектам федеральной собственности.
Границы Национального парка "Лосиный остров" определены Постановлением Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29 апреля 1992 г. N 235-113 "О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров".
Согласно Приложению 1 к Постановлению Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29 апреля 1992 года N 235-113, граница охранной зоны НП "Лосиный остров" от Ярославского шоссе проходит: по улице Пионерской, по улице Калининградской, по ул. Горького (включая парк), по улице Шоссейная, далее по дороге на пос. Загорянский, до лесного квартала 47, по южным границам деревень Серково и Жигалово г. Щелково до лесного квартала 52, по внешним границам кварталов 52, 53 и далее проходит по восточной границе технической зоны Щелковского шоссе, далее по северной границе деревень Медвежьи озера и Долгое Ледово, далее по Щелковскому шоссе. В Приложении N 3 также отмечено, что в состав парка "Лосиный остров" включаются кварталы 50-55 Щелковского лесничества полностью по границам земель Гослесфонда, а также леса колхоза "Память Ильича", совхоза "Память Ильича", совхоза "Красный луч", совхоза имени "1 мая" и госземфонда. Аналогичные описания границ приведены в приложении N 3 к решению Исполкомов Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов от 4 мая 1979 года N 1190-543, Приложениях N 2 и 3 к решению Исполкомов Московского областного и Московского городского Советов народных депутатов от 10 октября 1988 года N 2130-1344.
Как установлено судом и следует из выписки Генерального плана городского округа Балашиха, в разделе Генерального плана городского округа Балашиха "Категории земель и градостроительная структура городского округа Балашиха" указано: Северный городской района тянется вдоль р.Пехорки и достигает Щелковского шоссе. Вдоль Щелковского шоссе проходит установленная в 1980 г. охранная зона Национального парка "Лосиный остров". В генплане 1993 года развитие северной части г. Балашихи предлагалось малоэтажной усадебной застройкой. К сожалению, значительный участок территории застроен низкими усадебными домиками и частично коттеджами. Отвод участков под садовые товарищества продолжается. Однако в соответствии с проектом обхода Щелковского шоссе территория Северного городского района увеличивается. Реальная охранная зона Национального парка "Лосиный остров" должна проходить по южной границе технической зоны газо- и нефтепроводов, являющихся действительно градостроительным рубежом при развитии застройки. Вдоль Щелковского шоссе проектируется развитая сеть общественных учреждений, что соответствует статусу городской магистрали. Малоэтажная высокоплотная застройка микрорайонов 22, 22а и 226, а также выборочная застройка вдоль Щелковского шоссе формирует новую широтную ось, подводящую к Москве и завершаемую вблизи МКАД элитным общественно-жилым комплексом "Щитниково" в северо-западном районе".
Согласно схемы соотношения границ Национального парка "Лосиный остров" и городского округа Балашиха, исследованной судом в ходе разрешения спора, граница городского округа Балашиха, утвержденная оспариваемым Генеральным планом, проходит по территории Национального парка "Лосиный остров".
Из указанного следует, что является обоснованным вывод суда о том, что обозначенная Генеральным планом граница Национального парка "Лосиный остров" отступает от установленной границы вглубь парка, исключая, таким образом, часть земель из лесных кварталов N 45, 46 Лосинопогонного лесопарка и кварталов N 30-32, 40-42, 47, 49-54 Алексеевского лесопарка.
Таким образом, определив в Генеральном плане границы реальной охранной зоны Национального парка "Лосиный остров", являющегося особо охраняемой природной территорией федерального значения, Совет депутатов Балашихинского района Московской области, Глава Балашихинского района Московской области вышли за пределы предоставленных полномочий, нарушив тем самым статью 14 Федерального закона N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Судом также указано на нарушение оспариваемыми актами пункта 2 статьи 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которых на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
Генеральный план городского округа Балашиха в части устанавливающей границы Национального парка "Лосиный остров", в нарушение вышеуказанных норм предполагает использование земель, отнесенных к особо охраняемым природным территориям федерального значения, допускает развитие инфраструктуры городского округа за счет земель Национального парка "Лосиный остров".На землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещаются расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит обязательному согласованию, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской исполнительной Федерации федеральным органом власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и безопасности, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения.
Согласно части 5 статьи 21 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" с природными парками согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территориях природных парков и их охранных зон, а также проекты развития населенных пунктов. Частью 4 статьи 15 указанного закона также установлено, что с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
В нарушение вышеуказанных норм Генеральный план городского округа Балашиха не согласовывался с ФГУ НП "Лосиный остров", Департаментом Росприроднадзора по ЦФО, доказательств согласования суду не представлено.
Судом правомерно признаны оспариваемые нормативные части определения границ национального парка, недействующими в связи с их несоответствием пункту 2 статьи 15, статье 21 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, сводятся к другой оценке установленных судом обстоятельств и иной трактовке норм процессуального права, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2009 года по делу N А41-15150/09 оставить без изменения кассационную жалобу Администрации городского округа Балашиха Московской области без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
|
О.А. Шишова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит обязательному согласованию, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской исполнительной Федерации федеральным органом власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и безопасности, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения.
Согласно части 5 статьи 21 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" с природными парками согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территориях природных парков и их охранных зон, а также проекты развития населенных пунктов. Частью 4 статьи 15 указанного закона также установлено, что с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
...
Судом правомерно признаны оспариваемые нормативные части определения границ национального парка, недействующими в связи с их несоответствием пункту 2 статьи 15, статье 21 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 марта 2010 г. N КА-А41/1026-10 по делу N А41-15150/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
09.03.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А41/1026-10