См. ответ, приведенный в письме Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 г. N 09-1-03/3103
Настоящее обращение Ассоциации российских банков обусловлено тем, что в кредитные организации, расположенные в г. Москве, из Межрайонной инспекции ФНС России N 46 по г. Москве (далее - Межрайонная ИФНС N 46) поступают письма, содержащие списки адресов массовой регистрации юридических лиц и списки физических лиц - учредителей (руководителей), которые являются таковыми в ряде уже созданных юридических лиц.
Межрайонная ИФНС N 46, ссылаясь в своем письме на пункт 5.2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.01 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), предлагает банкам использовать указанные списки для проведения мероприятий, направленных на борьбу с "фирмами-однодневками" в рамках предоставленной им нормами Закона N 115-ФЗ компетенции при открытии юридическим лицам расчетных и иных счетов, а также в работе с недобросовестными, фактически не осуществляющими деятельность налогоплательщиками в соответствии с Законом N 115-ФЗ.
Пунктом 5.2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ установлено, что кредитная организация вправе отказаться от заключения договора банковского счета с юридическим лицом, в частности в случае отсутствия по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах (пункт 3 статьи 54 ГК РФ).
Вместе с тем, действующее законодательство Российской Федерации не определяет, что именно является подтверждением факта присутствия по месту нахождения юридического лица его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В этой связи на практике кредитные организации при реализации своего права на отказ от заключения договора банковского счета с юридическими лицами осуществляют действия, направленные на определение факта присутствия (отсутствия) по месту нахождения юридического лица его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности. Так, например банки проверяют совпадение адреса, указанного клиентом в заявлении на открытие счета в качестве адреса места нахождения, с адресом его места нахождения, который указан в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 1 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон) налоговые органы представляют собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами, Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов (статья 3 Закона).
Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) и пунктом 1 Положения "О Федеральной налоговой службе", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.04 N 506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона о регистрации и пункту 3 "Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.02 N 438 (далее - Правила N 438), Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) ведется ФНС России и ее территориальными органами. ЕГРЮЛ содержит сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы (пункт 1 статьи 4 Закона о регистрации).
Пунктом 1 статьи 5 Закона о регистрации установлено, что в ЕГРЮЛ содержатся, в частности следующие сведения о юридическом лице: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона о регистрации сведения о конкретных юридических лицах, предоставляются налоговыми органами по форме и в порядке, установленных Правительством РФ. Так, пунктом 20 Правил N 438 предусмотрено, что содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о конкретном юридическом лице предоставляются в установленном виде по запросу, составленному в произвольной форме с указанием необходимых сведений по перечню согласно приложению N 2 к Правилам N 438.
Таким образом, при необходимости банки могут на условиях, предусмотренных Правилами N 438, запросить у налогового органа информацию, содержащуюся в ЕГРЮЛ.
При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрены функции налоговых органов по осуществлению мероприятий, направленных на борьбу с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также действия налоговых органов по составлению списков юридических лиц, отнесенных налоговым органом к "фирмам-однодневкам", в рамках осуществления функций регистрирующего органа. Кроме того, Закон N 115-ФЗ не регулирует правоотношения в сфере борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, фактически не осуществляющими деятельность, и не устанавливает обязанности банков по работе с ними. Учитывая нормы Налогового кодекса РФ, письмо Межрайонной ИФНС N 46 нельзя расценивать, как документ, связанный с осуществлением налоговым органом функций налогового контроля.
В этой связи возникает вопрос о правомерности использования банками подобной информации в целях реализации их права по принятию решения об отказе в открытии счета потенциальному клиенту.
Обращаем Ваше внимание также на некорректность и неполноту составленных списков, содержащих искаженные названия улиц, фамилий, а также наличие календарных дат вместо номеров домов.
Учитывая изложенное, Ассоциация российских банков просит оценить правомерность использования банками списков "фирм-однодневок", составленных Межрайонной ИФНС N 46 в при осуществлении действий, предусмотренных пунктом 5.2. статьи 7 Закона N 115-ФЗ.
Президент Ассоциации |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 5 мая 2006 г. N А-01/5-239 "Об использовании кредитными организациями списков "фирм-однодневок" и других источников в качестве мотивированного основания для отказа в открытии счета"
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)