Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 31 декабря 2009 г. N КГ-А40/13933-09 по делу N А40-16734/09-61-120
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Федосеевой Т.В.,
судей Завирюха Л.В., Плюшкова Д.И.
при участии в заседании:
от истца - Кемишев А.Н. по доверенности от 11.06.2009
от ответчика - Королева Е.С. по доверенности N 01-06-08/136 от 08.09.2009
рассмотрев 24 декабря 2009 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Российской Федерации в лице Минфина России на решение 29 мая 2009 года Арбитражного суда города Москвы принятое судьей Зверевой О.Н. на постановление от 15 сентября 2009 года N 09АП-12944/2009-ГК Девятого арбитражного апелляционного суда принятое судьями Разумовым И.В., Трубицыным А.И., Валиевым В.Р. по иску МУП "Брянское городское пассажирское автопредприятие" о взыскании убытков в размере 35 366 102 руб. к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ третье лицо: Брянская область в лице финансового управления Брянской области, установил:
Муниципальное унитарное предприятие Брянское городское пассажирское автопредприятие (далее - предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании (с учетом уточнения размера исковых требований) 35 366 102 рублей в возмещение убытков, возникших в связи с предоставлением в 2007 году льгот по перевозке отдельных категорий граждан общественным транспортом.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Брянская область в лице финансового управления Брянской области.
Решением от 29.05.2009 Арбитражного суда города Москвы иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением от 15.09.2009 Девятого арбитражного апелляционного суда, решение от 29.05.2009 Арбитражного суда города Москвы изменено. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскано в пользу муниципального унитарного Брянского городского пассажирского автопредприятия 11 846 624 рубля в возмещение убытков.
В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Выводы судов мотивированы тем, что Российская Федерация, заменив Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год" (далее - Закон о федеральном бюджете на 2007 год) льготы ежемесячными денежными выплатами, предусмотрела средства в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, однако выделенные средства не покрыли расходов, которые понесло предприятие при перевозке таких граждан. Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций влечет за собой доплату разницы за счет средств Российской Федерации. Расчет размера подлежащих взысканию в пользу истца некомпенсированных ему расходов в части, касающейся федеральных льготников, суд признал правильным.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Российская Федерация в лице Минфина России обратилась с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос об их отмене и отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы заявителя мотивированы тем, что истец не представил доказательств, подтверждающих: противоправность действий (бездействий) ответчика, причинную связь между ними и наступившими последствиями; вину; размер убытков. Кроме того, по мнению заявителя, судами неправильно применены нормы материального права.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Третье лицо, извещенное о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, представителя в суд не направило, отзыв на кассационную жалобу не представило.
Выслушав представителей истца и ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдения норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, истец является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров автобусами в городе Брянске.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статьям 44 и 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 47 Закона о федеральном бюджете на 2007 год в составе раздела "межбюджетные трансферты" утверждены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, в сумме 4 250 735 200 рублей, распределяемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что фактически Брянской области выделено 103 216 300 рублей субвенций, что подтверждено отчетом от 15.01.2008 за 4 квартал 2007 года о фактически произведенных расходах на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта
Переданные из федерального бюджета средства в виде субвенций распределены в полном объеме между муниципальными образованиями, кассовые расходы областного бюджета по данному разделу составили 103 216 300 рублей, что следует из Закона Брянской области "Об исполнении областного бюджета за 2007 год".
Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах", а также из Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", федеральный законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций влечет за собой, как правильно указал суд первой инстанции, доплату разницы за счет средств Российской Федерации.
С учетом установленного и на основании статей 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку переданные из федерального бюджета средства в виде субвенций распределены в полном объеме между муниципальными образованиями, предприятие вправе истребовать с Российской Федерации свои не покрытые вследствие недостаточности бюджетного финансирования расходы по федеральным льготникам в размере реального ущерба и правомерно удовлетворил иск в размере 11 846 624 рублей.
Определяя размер убытков, апелляционный суд правильно руководствовался порядком, их определения, установленным нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации - Брянской области.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда соответствующими установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и закону.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций являются законными и обоснованными, принятыми по всесторонне и полно исследованным обстоятельствам дела. Нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований к отмене принятых по делу судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение от 29 мая 2009 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 15 сентября 2009 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-16734/09-61-120 - оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Федосеева |
Судьи |
Д.И. Плюшков |
|
Л.В. Завирюха |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах", а также из Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", федеральный законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
...
С учетом установленного и на основании статей 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку переданные из федерального бюджета средства в виде субвенций распределены в полном объеме между муниципальными образованиями, предприятие вправе истребовать с Российской Федерации свои не покрытые вследствие недостаточности бюджетного финансирования расходы по федеральным льготникам в размере реального ущерба и правомерно удовлетворил иск в размере ... .
...
Решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций являются законными и обоснованными, принятыми по всесторонне и полно исследованным обстоятельствам дела. Нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований к отмене принятых по делу судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ не имеется."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 декабря 2009 г. N КГ-А40/13933-09 по делу N А40-16734/09-61-120
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника