Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 12 апреля 2010 г. N КГ-А40/2893-10,2,Б по делу N А40-27157/09-65-314
Резолютивная часть постановления объявлена 7 апреля 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Губина А.М.,
судей: Завирюха Л.В. и Тутубалиной Л.А.,
при участии в заседании:
от истца: Чарковский Р.В. - доверенность от 25.11.2009 г. б/н; Донцова Т.И.. - доверенность от 25.11.2009 г. б/н;
от ответчиков: от Минфина РФ - Смирнова Я.М. - доверенность от 31.12.2009 г. N 01-06-08/182, Петлина Н.В. - доверенность от 31.12.2009 г. N 01-06-08/179; от Департамента социальной защиты населения Тверской области: Косякова С.А. - доверенность от 28.02.2010 г. N 5/416, Мельничук А.А. - доверенность от 26.01.2010 г. N 5/193,
рассмотрев 7 апреля 2010 г. в судебном заседании кассационные жалобы ответчиков - Российской Федерации в лице Минфина РФ и Тверской области в лице Департамента социальной защиты населения Тверской области на решение от 9 октября 2009 г. Арбитражного суда города Москвы принятое судьей Куклиной Л.А. на постановление от 25 января 2010 г., определение от 15 февраля 2010 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Левченко Н.И., Птанской Е.А., Трубицыным А.И. по делу N А40-53991/09-32-397 по иску МУП "Городской электрический транспорт" о взыскании убытков к Российской Федерации в лице Минфина Российской Федерации, Тверской области в лице Департамента социальной защиты населения Тверской области установил:
Муниципальное унитарное предприятие города Твери "Городской электрический транспорт" (далее - МУП "Городской электрический транспорт" или транспортное предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца убытков в размере 28 455 860 руб. 46 коп. и о взыскании с Тверской области в лице Департамента социальной защиты населения Тверской области за счет казны Тверской области убытков в размере 45 846 136 руб. 55 коп. (с учетом увеличения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования заявлены на основании статей 8, 12, 15, 16, 1064, 1069, 1071, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы обстоятельствами того, что истец является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке городским троллейбусным и трамвайным транспортом на платной основе. В 2008 году истцом предоставлялись льготы по проезду в троллейбусах и трамваях по г. Твери некоторым категориям граждан, отнесенным как федеральному, так и к региональному регистру льготников. Неполное возмещение истцу расходов по предоставлению данным категориям граждан бесплатного проезда в 2008 г. явилось основанием для предъявления требования о взыскании убытков, как с Российской Федерации, так и с Тверской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 9 октября 2009 г. исковые требования удовлетворены в части взыскания убытков в размере 28 455 860 руб. 46 коп. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации. В части взыскания убытков в размере 45 846 136 руб. 55 коп. за счет Тверской области в лице Департамента Социальной защиты населения Тверской области в удовлетворении требований отказано. Судебное решение мотивировано выводами о том, что Российская Федерация, заменив льготы ежемесячными денежными выплатами, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год" (далее - Закон о федеральном бюджете на 2008 год) предусмотрела средства в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации. Однако выделенные средства не возместили в полном объеме расходов, которые понесло транспортное предприятие при перевозке таких граждан. Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций влечет за собой доплату разницы за счет средств Российской Федерации. Расчет размера подлежащих взысканию в пользу истца некомпенсированных ему расходов в части, касающейся федеральных льготников, суд признал правильным.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2010 г. (с учетом определения суда об исправлении допущенных в постановлении суда опечаток от 15 февраля 2010 г.) решение Арбитражного суда города Москвы от 9 октября 2009 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с Тверской области в лице Департамента социальной защиты населения Тверской области за счет казны Тверской области в пользу МУП "Городской электрический транспорт" 45 846 136 руб. 55 коп. убытков отменено. Суд взыскал с Тверской области в лице Департамента социальной защиты населения Тверской области за счет казны Тверской области в пользу МУП "Городской электрический транспорт" 45 846 136 руб. 55 коп. убытков. В остальной части решение оставлено без изменения. Принимая судебный акт суд апелляционной инстанции признал вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в части взыскании с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 28 455 860 руб. 46 коп. соответствующим положениям статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в спорный период денежные средства на реализацию льгот по перевозке пассажиров городским электрическим транспортом, включенных в федеральный регистр, из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации в достаточном количестве не передавались. При этом, расчет убытков, подлежащих взысканию в пользу истца по методу, утвержденному постановлением Росстата от 9 января 2007 г. N 2, суд признал правильным.
Не согласившись с решением и постановлением, Министерство финансов Российской Федерации подало кассационную жалобу, в которой просит обжалованные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы заявитель ссылался на то, что не является надлежащим ответчиком, поскольку в случае принятия субъектом Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта, меры социальной поддержки категории граждан определенной подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального Закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Соответствующее расходное обязательство установлено Законом Тверской области от 12.03.2007 г. N 9-ЗО "Об областной целевой программе "Социальная поддержка населения Тверской области на 2007-2009 годы" и реализуется посредством Постановления Администрации Тверской области от 16 февраля 2005 г. N 32-па, которое сторонами по делу не оспорено. Данным постановлением определен четкий порядок возмещения убытков транспортным предприятиям, возникших в результате перевозки льготников в Тверской области в 2008 году. По мнению заявителя, обеспечение равной транспортной доступности в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (Приложение N 10) осуществляется путем предоставления иных межбюджетных трансфертов, а не субвенций как это указано в обжалуемых судебных актах, и, следовательно, не подпадает под расходное обязательство Российской Федерации, указанное в абзаце 3, 4 части 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Заявитель также оспаривает достоверность расчета суммы иска, поскольку он осуществлен на основе методики, утвержденной постановлением Росстата от 9 января 2007 г. N 2, которое является ненормативным правовым актом и не может устанавливать методику расчета расходов транспортных предприятий, поскольку определяет средние статистические данные по Российской Федерации, а не конкретного субъекта в отдельности. Кроме того, как полагает заявитель, расходы, предъявленные транспортным предприятием, являются его реальным ущербом, размер которого истцом документально не обоснован.
Министерством финансов Российской Федерации также подана кассационная жалоба на определение Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2010 г. об исправлении допущенных в постановлении суда опечаток, которое заявитель просит отменить ввиду изменения судом выводов, содержащихся в судебных актах относительно фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
В кассационной жалобе Департамента социальной защиты населения Тверской области ставится вопрос об отмене обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции и оставлении в силе решения суда первой инстанции. В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о несоответствии выводов суда нормам федерального законодательства, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. При этом заявитель указывает на то, что подписание договора, счетов-фактур свидетельствует о принятии истцом условий компенсации расходов по перевозке льготных категорий граждан, закрепленных в Постановлении N 32-па и договоре, заключенном с территориальным отделом социальной защиты населения г. Твери.
В заседании суда кассационной инстанции представители ответчиков поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Представитель истца против удовлетворения кассационных жалоб возражал, полагая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
На доводы кассационных жалоб Министерства финансов Российской Федерации и Департамента социальной защиты населения Тверской области истцом представлены мотивированные отзывы, опровергающие выводы заявителей кассационных жалоб.
Оценив доводы кассационных жалоб и представленных на них отзывов, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов, суд кассационной инстанции полагает состоявшиеся по делу решение, постановление и определение подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в связи со следующим.
Судами установлено, что истец, являющийся транспортной организацией, в 2008 году осуществлял перевозку на основании единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ), утвержденных Постановлением Администрации Тверской области N 32-па от 16 февраля 2005 г. "О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета", льготных категорий граждан, отнесенных как федеральному, так и к региональному регистру льготников.
Неполное возмещение истцу расходов по предоставлению гражданам льгот в период с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г. по проезду в транспорте общего пользования на основании ЕСПБ послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском. Предъявленные истцом расходы в соответствии со статьями 16, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации заявлены как реальный ущерб транспортной организации.
Расчет суммы убытков произведен истцом по методике, утвержденной Постановлением Росстата от 9 января 2007 г. N 2, в основу которого положены сведения о количестве реализованных ЕСПБ, о тарифе на одну поездку и о сумме финансирования.
Согласно данному расчету за 2008 год транспортное предприятие оказало услуги льготным категориям граждан на сумму 142 703 280 руб., в качестве компенсации получило 68 401 282 руб. 99 коп., в связи с чем сумма некомпенсированных расходов истца составила 74 301 997 руб. 01 коп.
Разрешая спор, суд, применив положения статьи 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год" и Постановления Администрации Тверской области от 16 февраля 2005 г. N 32-па, пришел к правомерному выводу о том, что государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
При этом суд согласился с расчетом размера подлежащих взысканию в пользу истца некомпенсированных ему расходов, составленным по методике, утвержденной Постановлением Росстата от 9 января 2007 г. N 2.
Суд кассационной инстанции не может согласить с данным выводом в связи со следующим.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) с 1 января 2005 г. отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Одновременно данный Закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статьям 44 и 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом.
Определяя размер понесенных истцом расходов, судами не учтено, что порядок возмещения транспортным организациям компенсационных расходов, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан, устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации.
На территории Тверской области таким нормативным правовым актом является Постановление Администрации Тверской области от 16 февраля 2005 г. N 32-па, которое было утверждено в целях реализации закона Тверской области от 12 марта 2007 г. N 9-ЗО "Об областной целевой программе "Социальная поддержка населения Тверской области на 2007-2009 годы".
Из положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Расчет суммы иска осуществлен на основе методики, утвержденной постановлением Росстата от 9 января 2007 г. N 2, которое является ненормативным правовым актом и не может устанавливать методику расчета расходов транспортных предприятий, поскольку определяет средние статистические данные по Российской Федерации, а не конкретного субъекта в отдельности.
Предъявленные транспортным предприятием расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются его реальным ущербом, размер которого должен быть документально подтвержден.
Кроме того, в кассационной жалобе Министерством финансов Российской Федерации приведены доводы о том, что обязательства по возмещению убытков по перевозке льготников, рассчитанных в соответствии с Постановлением Администрации Тверской области от 16 февраля 2005 г. N 32-па, были выполнены перед Истцом в полном объеме, что подтверждается: расчетом второго ответчика - Тверской области в лице Департамента социальной защиты, имеющимися в деле платежными поручениями, а также Законом Тверской области от 16 июля 2009 г. N 71-30 "Об исполнении областного бюджета Тверской области за 2008 год", в соответствии с которым задолженность по указанным расходам отсутствует.
При этом, как полагает заявитель кассационной жалобы - Департамент социальной защиты населения Тверской области подписание договора, счетов-фактур является выражение воли истца по принятию условий на компенсацию расходов по перевозке льготных категорий граждан, закрепленных в Постановлении N 32-па и договоре, заключенном с территориальным отделом социальной защиты населения города Твери.
Вместе с тем данные обстоятельства судами не учтены, не выяснено, вправе ли истец требовать от ответчиков возмещение ему убытков в размере большем, чем это установлено в Постановлении Администрации Тверской области от 16 февраля 2005 г. N 32-па, и соответствует ли представленный истцом расчет понесенных расходов показателям и порядку возмещения, предусмотренным данным нормативным актом.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции, постановление и определение суда апелляционной инстанции подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, проверить расчет расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льгот отдельным категориям граждан на предмет его соответствия порядку возмещения расходов, установленному нормативными актами Тверской области.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 9 октября 2009 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2010 г. с учетом определения от 15 февраля 2010 г. по делу N А40-53991/09-32-397 отменить.
Дело N А40-53991/09-32-397 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Председательствующий судья |
А.М. Губин |
Судьи |
Л.В. Завирюха |
|
Л.А. Тутубалина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предъявленные транспортным предприятием расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются его реальным ущербом, размер которого должен быть документально подтвержден.
Кроме того, в кассационной жалобе Министерством финансов Российской Федерации приведены доводы о том, что обязательства по возмещению убытков по перевозке льготников, рассчитанных в соответствии с Постановлением Администрации Тверской области от 16 февраля 2005 г. N 32-па, были выполнены перед Истцом в полном объеме, что подтверждается: расчетом второго ответчика - Тверской области в лице Департамента социальной защиты, имеющимися в деле платежными поручениями, а также Законом Тверской области от 16 июля 2009 г. N 71-30 "Об исполнении областного бюджета Тверской области за 2008 год", в соответствии с которым задолженность по указанным расходам отсутствует.
При этом, как полагает заявитель кассационной жалобы - Департамент социальной защиты населения Тверской области подписание договора, счетов-фактур является выражение воли истца по принятию условий на компенсацию расходов по перевозке льготных категорий граждан, закрепленных в Постановлении N 32-па и договоре, заключенном с территориальным отделом социальной защиты населения города Твери.
Вместе с тем данные обстоятельства судами не учтены, не выяснено, вправе ли истец требовать от ответчиков возмещение ему убытков в размере большем, чем это установлено в Постановлении Администрации Тверской области от 16 февраля 2005 г. N 32-па, и соответствует ли представленный истцом расчет понесенных расходов показателям и порядку возмещения, предусмотренным данным нормативным актом."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 апреля 2010 г. N КГ-А40/2893-10,2,Б по делу N А40-27157/09-65-314
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника