Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 5 мая 2010 г. N КА-А40/4064-10 по делу N А40-145271/09-149-992
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Ворониной Е.Ю., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя Моисеенко Е.П., дов. от 01.02.2010, уд. от 06.12.2006 N 510, Докучаева П.В., дов. от 01.02.2010, уд. от 13 02.2003 N 1422,
от заинтересованного лица Тищенко А.Г., дов. от 24.11.2009 N 1624а, уд. ОС N 001041, Полевца И.М., дов. от 06.10.2009 N 1347а, паспорт 28 00 180662,
рассмотрев 27 апреля 2010 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - заинтересованного лица на решение от 28.12.2009 Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Лукашовой О.В., на постановление от 16.03.2010 NN 09АП-2366/2010-АК, 09АП-4353/2010-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Свиридовым В.А., Гончаровым В.Я., Москвиной Л.А., по делу N А40-145271/09-149-992 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Серпуховский мясоперерабатывающий комплекс" о признании недействительным решения Министерства обороны Российской Федерации, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Серпуховский мясоперерабатывающий комплекс" (далее - ООО "Серпуховский мясоперерабатывающий комплекс", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным оформленного письмом от 04.08.2009 N 1577 решения Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) о признании общества уклонившимся от заключения государственного контракта (извещение о проведении открытого аукциона N 090610/001233/694). Также просило обязать Минобороны России возвратить обществу 31 953 920 руб., внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе (извещение о проведении открытого аукциона открытого аукциона N 090610/001233/694).
Решением названного арбитражного суда от 28.12.2009, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2010, заявленные по делу требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Минобороны России подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалось на неполное выяснение обстоятельств спора, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель Минобороны России поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель общества возражал против ее удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты соответствующими законодательству и представленным в дело доказательствам, представил письменные пояснения на жалобу.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Как установлено судами двух инстанций, Управление государственного заказа Минобороны России 06.07.2009 провело аукцион на поставку рационов питания для нужд Минобороны России в 2009 году (извещение о проведении открытого аукциона N 090610/001233/694).
В соответствии с решением аукционной комиссии (протокол от 06.07.2009 N УГЗ-09/127) ООО "Серпуховский мясоперерабатывающий комплекс" признано победителем аукциона.
В силу части 4 статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный контракт по итогам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд заключается не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.
При этом на основании части 1.1 статьи 38 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) государственный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона.
Согласно части 7 статьи 37 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола передают победителю аукциона один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной победителем аукциона, в проект контракта, прилагаемого к документации об аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона о размещении заказов в случае, если в срок, предусмотренный документацией об аукционе, победитель аукциона не представил заказчику подписанный контракт, переданный ему в соответствии с частью 7 статьи 37 настоящего Федерального закона или частью 2 настоящей статьи, он признается уклонившимся от заключения государственного контракта.
На основании ч. 2 ст. 38 упомянутого Закона в случае, если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения государственного контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении победителя аукциона заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить государственный контракт с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта. В случае уклонения победителя аукциона от заключения контракта, денежные средства, внесенные им в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, не возвращаются.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций установили, что в соответствии с требованиями аукционной документации срок представления заказчику подписанного победителем аукциона контракта определен не ранее 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона и не позднее 20 дней со дня подписания протокола аукциона. Протокол подписан заказчиком 06.07.2009 и 07.07.2009 размещен на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Минобороны России не предоставило обществу протокол и проект контракта в трехдневный срок, установленный ч. 7 ст. 37 Закона о размещении заказов. Проект государственного контракта направлен в адрес общества лишь 28.07.2009 письмом от 28.07.2009 N 1344 с указанием срока возврата заказчику подписанного контракта до 31.07.2009 включительно. Это письмо общество получило 31.07.2009 и в тот же день письмом от 31.07.2009 N 21-1/57 сообщило о временной невозможности заключения государственного контракта в связи с оспариванием одним из участников аукциона его результатов, признанием решением Рособоронзаказа от 13.07.2009 N 354-рж жалобы обоснованной и выдачей Минобороны России предписания об аннулировании торгов, проверкой законности проведенного аукциона и его результатов в судебном порядке. Минобороны России в лице начальника Управления государственного заказа 04.08.2009 приняло решение, оформленное письмом от 04.08.2009 N 1577, о признании госконтракта незаключенным в связи с уклонением ООО "Серпуховский мясоперерабатывающий комплекс" от его заключения. Также отказалось возвратить обществу 31 953 920 руб., внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе согласно п. 34 документации об аукционе.
07.08.2009 Минобороны России заключило государственный контракт N 070809/1 с ООО "Проектспецтехника" - участником аукциона, сделавшим предпоследние предложение о цене контракта (протокол от 06.07.2009 N УГЗ-09/127).
Удовлетворяя заявленное по делу требование, суды двух инстанций признали доказанным факт направления Минобороны России проекта госконтракта в адрес победителя торгов за пределами установленного Законом и документацией об аукционе срока заключения контракта.
При этом исходили из того, что протокол аукциона от 06.07.2009 и проект госконтракта подлежали представлению победителю торгов в срок до 10.07.2009, а госконтракт подлежал подписанию сторонами не ранее 18.07.2009 и не позднее 28.07.2009. Минобороны России направило ООО "Серпуховский мясоперерабатывающий комплекс" проект контракта по истечении установленного для его заключения срока.
Новый срок для заключения госконтракта - до 31.08.2009 включительно - установлен Минобороны России без учета положений пункта 6 части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов, предоставляющего участнику аукциона срок не менее 10 дней для возврата подписанного госконтракта, и пробега почты.
Кроме того, к моменту получения документов от заказчика аукциона - 31.07.2009 имелась правовая неопределенность относительно законности результатов аукциона, т.к. в судебном порядке рассматривался спор между Минобороны России и Рособоронзаказом.
Ссылка Минобороны России на приостановление размещения заказа до 13.07.2009 - даты рассмотрения Рособоронзаказом жалобы одного из участников аукциона на действия заказчика и выдачу предписания от 13.07.2009 об аннулировании торгов, оценивалась судами двух инстанций и правомерно отклонена как неосновательная.
В соответствии с частью 5 статьи 60 Закона о размещении заказов заказчик не вправе заключить государственный или муниципальный контракт до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии органами, указанными в части 1 настоящей статьи. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.
В данном случае жалоба одного из участников аукциона признана обоснованной решением Рособоронзаказа от 13.07.2009 N 354-ж. В связи с чем обстоятельства, предусмотренные названной нормой Закона и являющиеся основанием для продления срока заключения госконтракта, отсутствовали.
Утверждение в жалобе о том, что письмо от 04.08.2009 N 1577 не содержит сведений о признании общества уклонившимся от заключения государственного контракта, не принимается во внимание. Согласно тексту письма неподписание обществом проекта госконтракта в установленный заказчиком срок - до 31.07.2009 расценено Минобороны России именно в качестве уклонения победителя от заключения госконтракта и признания госконтракта незаключенным.
Довод жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленного требования с учетом произведенного его уточнения, не принимается во внимание как опровергающийся материалами дела. Предмет спора определен судом первой инстанции правильно, что не отрицается представителем общества.
Ссылка в жалобе на то, что письмо от 04.08.2009 N 1577 не обладает признаками ненормативного правового акта, подлежащего оспариванию в суде, отклоняется как неосновательная. Данным письмом оформлено решение Минобороны России о признании госконтракта незаключенным в связи с уклонением общества от его подписания в установленный заказчиком срок - до 31.07.2009. Минобороны России в своих отзывах по делу само оценивало это письмо в качестве уведомления о признании ООО "Серпуховский мясоперерабатывающий комплекс" уклонившимся от заключения госконтракта.
Указание в жалобе на то, что принятыми по делу судебными актами нарушены права ЗАО "НПО Проектспецтехника", не принимается во внимание. В данном деле ООО "Серпуховский мясоперерабатывающий комплекс" защищает свои нарушенные права, в том числе право на возврат денежных средств, перечисмленных в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе. При этом не предъявляет каких-либо требований к сторонам заключенного по итогам торгов госконтракта.
Другие доводы жалобы также не свидетельствуют о допущенной по делу судебной ошибке, в связи с чем отклоняются.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правильным данный вывод судов двух инстанций об отсутствии у Минобороны России правовых оснований для признания ООО "Серпуховский мясоперерабатывающий комплекс" уклонившимся от заключения госконтракта, а переданного 31.07.2009 госконтракта незаключенным. В связи с чем пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Минобороны России, оформленное письмом от 04.08.2009 N 1577, не соответствует Закону о размещении заказов и нарушает права и законные интересы названного общества в предпринимательской деятельности.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 декабря 2009 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2010 года по делу N А40-145271/09-149-992 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
|
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 мая 2010 г. N КА-А40/4064-10 по делу N А40-145271/09-149-992
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника