Письмо Ассоциации российских банков от 4 декабря 2006 г. N А-01/5-617
Обращение Ассоциации российских банков обусловлено наличием у ряда кредитных организаций вопросов, связанных с определением в учетной политике для целей налогообложения критериев отнесения конверсионных сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (иностранной валюты) на условиях отсрочки исполнения, к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 301 НК РФ в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ под финансовыми инструментами срочных сделок (сделок с отсрочкой исполнения) понимаются соглашения участников срочных сделок (сторон сделки), определяющие их права и обязанности в отношении базисного актива, в том числе фьючерсные, опционные, форвардные контракты, а также соглашения участников срочных сделок, не предполагающие поставку базисного актива, но определяющие порядок взаиморасчетов сторон сделки в будущем в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя базисного актива по сравнению с величиной указанного показателя, которая определена (либо порядок определения которой установлен) сторонами при заключении сделки.
Налогоплательщик вправе самостоятельно квалифицировать сделку, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения. Критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок должны быть определены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения (пункт 2 статьи 301 НК РФ).
В ранее действовавших Методических рекомендациях по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.02 N БГ-3-02/729 (далее - Рекомендации) (утратили силу на основании Приказа ФНС России от 21.04.05 N САЭ-3-02/173@), были определены критерии отнесения сделок, совершаемых налогоплательщиком, к срочным сделкам (операции с ФИСС). Однако в настоящее время официальная позиция Минфина России и ФНС России по указанному вопросу неизвестна.
Полагаем, что основания для отнесения сделок с иностранной валютой, предусматривающих поставку предмета сделки на условиях отсрочки исполнения, к операциям с ФИСС не изменились, поскольку статьи 301 - 305 НК РФ, устанавливающие порядок обложения налогом на прибыль операций с финансовыми инструментами срочных сделок, в настоящее время действуют в редакции, действовавшей также до отмены Рекомендаций.
Кроме того, пунктом 1 статьи 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Учитывая то, что пунктом 2 статьи 301 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика самостоятельно квалифицировать сделку, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок, а также принимая во внимание норму пункта 1 статьи 11 НК РФ, полагаем, что при определении в учетной политике для целей налогообложения критериев отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения, к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок, банк может использовать общепринятые стандарты срочных сделок, а также понятия, применяемые в действующих нормативных правовых актах Российской Федерации и в международном праве.
Исходя из вышеизложенного, представляется, что налогоплательщики, в частности банки, вправе предусмотреть в учетной политике для целей налогообложения, что сделки по покупке-продаже иностранной валюты могут быть отнесены к операциям с ФИСС, если их исполнение осуществляется сторонами не ранее третьего рабочего дня после дня их заключения, а сделки по покупке-продаже иностранной валюты, исполнение которых (дата расчетов по которым) осуществляется сторонами не позднее второго рабочего дня после дня их заключения, относятся к кассовым сделкам, налогообложение которых осуществляется в общеустановленном порядке.
В связи с тем, что в настоящее время отсутствует официальная позиция Минфина России по рассматриваемому вопросу, Ассоциация российских банков, руководствуясь пунктом 1 статьи 34.2 НК РФ, просит Вас дать разъяснения по вопросу о правомерности позиции, изложенной в настоящем обращении.
Исполнительный |
А.В. Емелин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 4 декабря 2006 г. N А-01/5-617
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)