Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 5 мая 2010 г. N КГ-А40/3955-10 по делу N А40-36860/09-55-361
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Завирюха Л.В.
судей Плюшкова Д.И., Тутубалиной Л.А.
при участии в заседании:
от истца Каменская Т.А., дов. от 16.02.2010, Сорокин Д.А., дов. от 16.02.2010
от ответчика Петлина Н.Б., дов. от 31.12.2009 N 01-06-08/179, Кондрашова О.Н., дов. от 23.11.2009 N 25-11-17/2383, Морозова Е.В., дов. от 08.10.2009 N 25-11-17/2084,
рассмотрев 28 апреля 2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу истца - ООО "Тулапассажиртранс" на постановление от 19.01.2010 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Баниным И.Н., Седовым С.П., Яремчук Л.А., по иску ООО "Тулапассажиртранс" о взыскании убытков к Российской Федерации в лице Минфина России и Департаменту финансов Тульской области, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тулапассажиртранс" (далее - ООО "Тулапассажиртранс") обратилось в арбитражный суд к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации с иском о взыскании 47.494.443 руб. 86 коп. убытков, причинённых неисполнением обязательств по компенсации выпадающих доходов в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по единым месячным проездным билетам.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 17.08.2009 г. к участию в деле в качестве солидарного ответчика привлечён Департамент финансов Тульской области (далее - Департамент финансов).
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил об увеличении размера исковых требований до 280.248.470 руб. 79 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.10.2009 иск ООО "Тулапассажиртранс" удовлетворен в полном объёме.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2010 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано при выводе о недоказанности размера убытков.
В кассационной жалобе ООО "Тулапассажиртранс" просит отменить постановление апелляционного суда, ссылаясь на несоответствие выводов установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона. Заявитель жалобы указывает на неприменение апелляционным судом подлежащих применению статей 7, 53, 72, 790, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ООО "Тулапассажиртранс" является коммерческим транспортным предприятием, целью и предметом деятельности которого является организация перевозки населения городским общественным транспортом и получение прибыли. Истец, осуществляя в 2008 году перевозку пассажиров транспортом общего пользования, предоставлял льготы отдельным категориям граждан (осуществлял перевозку пассажиров по единым месячным льготным проездным билетам - далее ЕМЛПБ), оказание мер социальной поддержки, которым относится как к ведению Российской Федерации (федеральные льготники) так и к ведению субъекта Российской Федерации (региональные льготники).
В отзывах на кассационную жалобу Министерств финансов Российской Федерации и Департамент финансов Тульской области просили оставить обжалуемое постановление без изменения, полагают отказ в удовлетворении иска соответствующим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В заседании суда кассационной инстанции представители участвующих в деле лиц поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не усматривает оснований к удовлетворению жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Тулапассажиртранс" является транспортной организацией, осуществляющей перевозку пассажиров и багажа в г. 'Гула транспортом общего пользования го" городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиям перевозок по единым месячным льготным проездным билетам.
В 2008 году истец оказывал льготные услуги городских пассажирских перевозок на автобусах и троллейбусах гражданам, включенным в федеральный регистр льготников.
Постановлением Администрации Тульской области 15.02.2006 N 83 "О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельны категорий жителей. Тульской области" (в редакции постановления от 03.07.2006 N 311) на территории Тульской области был введен месячный льготный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов для отдельных категорий граждан.
Стоимость единого месячного льготного проездного билета была установлена в размере 170 руб.
Постановлением Администрации Тульской области от 10.03.2007 N 114 "Об утверждении порядка финансирования из бюджета Тульской области расходы на покрытие убытков организаций, осуществляющих пассажирские перевозки общественным транспортом" в пользу организаций, осуществляющих пассажирские перевозки в городе Туле общественным транспортом, было предусмотрено возмещение в размере 135 руб. за каждый проданный единый месячный льготный проездной билет.
Постановлением Администрации Тульской области от 10.03.2007 г. N 115 "Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским электротранспортом" с января по апрель включительно 2008 г. стоимость проезда пассажиров или провоз одного местобагажа в городском пассажирском транспорте (трамвай, троллейбус, автобус) за одну поездку была установлена в размере 7 руб. В период с мая по декабрь включительно стоимость одной поездки составляла 10 руб.
Предъявленный к взысканию размер убытков определен истцом исходя из разницы на одну поездку между стоимостью одной поездки льготного пассажира и одной поездки не льготного пассажира, количества поездок в месяц по данным социального опроса, количества проданных ЕМЛПБ.
Принимая решение об удовлетворении иска в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что Российская Федерация и субъект Российской Федерации - Тульская область, приняв на себя обязательства по финансированию мер по обеспечению равной доступности транспортных услуг на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, не обеспечили компенсацию сумм не полученной ООО "Тулапассажиртранс" от потребителей платы в полном объёме согласно данным социологического натурного опроса, поэтому Российская Федерация и Тульская область имеют солидарные обязательства перед истцом и обязаны солидарно компенсировать ему убытки на основании статей 16, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества но провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации о связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом.
Определяя размер понесенных истцом расходов, судом первой инстанции не учтено, что порядок возмещения транспортным организациям компенсационных расходов, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан, устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации Тульской области от 15.02.2006 N 83 "О введении единого месячного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области" в целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области, оказание мер социальной поддержки, государственная социальная помощь которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на получение социальной услуги - льготного транспортного обслуживания на территории Тульской области введен единый месячный билет на проезд на всех видах городского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (ЕМЛПБ) и установлен в размере 170 руб.
Постановлением Администрации Тульской области от 10.03.2007 N 114 утвержден порядок финансирования из бюджета Тульской области расходов на покрытие убытков организаций, осуществляющих пассажирские перевозки общественным транспортом, согласно которому из бюджета Тульской области подлежат возмещению убытки организаций, осуществляющих пассажирские перевозки на городских, пригородных и межмуниципальных маршрутах, возникающих в результате реализации единого месячного проездного билета в размере 135 руб. (с 01.01.2008 по 18.04.2008) и 185 руб. (с 18.04.2008 по 31.12.2008) за каждый проданный билет.
Как следует из материалов дела 31.03.2006 между МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства города Тулы" и ООО "Тулпассажиртранс" заключен договор N 155/Т-102 об организации городских пассажирских перевозок автомобильным и электрическим транспортом общего пользования в городе Туле.
Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что транспортная организация на обслуживаемых маршрутах предоставляет соответствующим категориям пассажиров все установленные действующим законодательством льготы по оплате проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования.
Взаимоотношения сторон по вопросам реализации и выдачи льготных проездных документов, а также компенсации транспортной организации расходов, возникающих в результате предоставления льгот по оплате проезда отдельных категорий граждан, реализуются на основании отдельных договоров.
Дополнительным соглашением от 08.02.2008 действие договора об организации городских пассажирских перевозок автомобильным и электрическим транспортом общего пользования в городе Туле от 31.03.2006 N 159/Т-102 продлено до 31.12.2008.
В соответствии с договором от 28.01.2008 N 22-02-07/28-Т-0-1 о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по единому месячному льготному проездному билету и о оплате проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования в 2008 году, заключенным между Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Тульской области и ООО "Тулапассажиртранс", Департамент транспорта возмещает 135 руб. за каждый проданный единый месячный льготный проездной билет для отдельных категорий жителей Тульской области.
Материалами дела установлено и истцом не отрицается то обстоятельство, что обязанность по компенсации убытков, связанных с перевозкой пассажиров по ЕМЛПБ, в соответствии с Законом о бюджете Тульской области на 2008 год, постановлением Администрации Тульской области от 10.03.2007 N 114 и договором от 28.01.2008 N 22-02-07/28/Т-021 была исполнена публично - правовым образованием - Тульская область в полном объеме.
Из положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 N 2992/09, предъявленные транспортным предприятием расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются его реальным ущербом, размер которого должен быть документально обоснован.
Поскольку при наличии утвержденного Администрацией Тульской области порядка возмещения расходов ООО "Тулапассажиртранс", связанных с перевозкой льготных категорий граждан, истец документально не обосновал размер реального ущерба, апелляционный суд правомерно отказал в удовлетворении иска.
Оснований к отмене или изменению постановления апелляционного суда не имеется.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что размер убытков ООО "Тулапассажиртранс" определен расчетным методом, не может быть принята во внимание. Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 05.02.2008 N 12479/07 и 23.04.2007 N 1476/07, возможность расчетного метода обусловлена отсутствием порядка возмещения транспортным организациям расходов.
В данном случае, как установил апелляционный суд, порядок возмещения расходов был утвержден Администрацией Тульской области.
Довод заявителя жалобы относительно того, что наличие договора на перевозку не может повлиять на право транспортной организации требовать возмещения понесенных расходов в полном объеме, не может служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Принимая решение об отказе в иске, апелляционный суд правомерно указал на то, что с момента заключения договора, согласно статье 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора становятся обязательными для сторон его заключивших.
Существенным условием договора от 28.01.2008 N 22-02-07/28/Т-021 являлась цена, которая составляла 135 руб. (впоследствии 185 руб.) за каждый проданный ЕМЛПБ.
Являясь коммерческой организацией, истец был вправе при несогласии (возражениях) с условиями договора, в том числе в части установленного размера возмещения расходов, не заключать такой договор либо расторгнуть его, если исполнение договора могло привести к возникновению убытков.
Из материалов дела следует, что истец не предпринимал никаких действие направленных на расторжение или изменение условий договоров, создающих для него обязанность по перевозке граждан Тульской области по ЕМЛПБ, а также регулирующих вопросы возмещения расходов в соответствии постановлением Администрации Тульской области от 10.03.2007 г. N 114.
ООО "Тулапассажиртранс" добровольно осуществляло перевозку льготников в городе Туле и, заключая договор от 28.01.2008 N 22-02-07/28/Т-021, должно было предвидеть, что расходы от перевозки льготников по ЕМЛПБ будут возмещаться за счет бюджетных средств исключительно в размере, установленном постановлениями Администрации Тульской области.
В 2008 году размер возмещаемых расходов был установлен постановлением Администрации Тульской области от 10.03.2007 N 114. Таким образом, истец принял на себя обязательства осуществлять перевозки льготников по ЕМЛПБ исключительно на указанных выше условиях.
Поскольку ООО "Тулапассажиртранс" документально не обосновало размер реальных убытков, апелляционный суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2010 по делу N А40-36860/09-55-361 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Тулапассажиртранс" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Завирюха |
Судьи |
Д.И. Плюшков |
|
Л.А. Тутубалина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка в кассационной жалобе на то, что размер убытков ООО "Тулапассажиртранс" определен расчетным методом, не может быть принята во внимание. Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 05.02.2008 N 12479/07 и 23.04.2007 N 1476/07, возможность расчетного метода обусловлена отсутствием порядка возмещения транспортным организациям расходов.
...
Принимая решение об отказе в иске, апелляционный суд правомерно указал на то, что с момента заключения договора, согласно статье 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора становятся обязательными для сторон его заключивших.
...
Из материалов дела следует, что истец не предпринимал никаких действие направленных на расторжение или изменение условий договоров, создающих для него обязанность по перевозке граждан Тульской области по ЕМЛПБ, а также регулирующих вопросы возмещения расходов в соответствии постановлением Администрации Тульской области от 10.03.2007 г. N 114.
...
В 2008 году размер возмещаемых расходов был установлен постановлением Администрации Тульской области от 10.03.2007 N 114. Таким образом, истец принял на себя обязательства осуществлять перевозки льготников по ЕМЛПБ исключительно на указанных выше условиях."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 мая 2010 г. N КГ-А40/3955-10 по делу N А40-36860/09-55-361
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника