Обращение Ассоциации российских банков обусловлено возникающими у банков проблемами, связанными с отсутствием в законодательстве норм, устанавливающих ответственность физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, за незаконное получение кредита.
Действующие нормы уголовного и административного законодательства устанавливают ограниченный субъектный состав лиц, которые могут быть привлечены, соответственно, к уголовной и административной ответственности.
В целях возложения ответственности на граждан за незаконное получение кредита, а также повышения эффективности потребительского кредитования Ассоциацией российских банков подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 176 Уголовного кодекса Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Пояснительная записка, проект федерального закона, финансово-экономическое обоснование и перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного проекта прилагаются.
Принимая во внимание изложенное, Ассоциация российских банков просит Вас рассмотреть вопрос о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предлагаемого законопроекта в качестве законодательной инициативы и надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество в решении вопросов, связанных с совершенствованием действующего законодательства.
Приложение на 6 л.
Президент Ассоциации |
Г.А. Тосунян |
Проект федерального закона
"О внесении изменений в статью 176 Уголовного кодекса Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(к исх. N А-01/5-602 от 27.11.06 и N А-01/5-601 от 27.11.06)
Принят Государственной Думой "__" ___________ 200_ года
Одобрен Советом Федерации "__" ___________ 200_ года
Статья 1. Внести в статью 176 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2003, N 50, ст. 4848) изменение, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 176. Незаконное получение кредита
1. Получение кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку заведомо ложных сведений, необходимых для получения кредита, если это деяние причинило значительный ущерб, -
наказывается штрафом в размере суммы полученного кредита или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, если это деяние причинило крупный ущерб, -
наказывается штрафом в размере полуторной суммы полученного кредита или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное индивидуальным предпринимателем или руководителем организации, -
наказывается штрафом в размере полуторной суммы полученного кредита или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
4. Незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по прямому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб, -
наказываются штрафом в размере суммы полученного кредита или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до шести лет.
Примечание. Значительным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает десять тысяч рублей.".
Статья 2. Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 19, ст. 1838; N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 9, 13, 40, 45; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 25, ст. 2431; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50, ст. 5247; N 52, ст. 5574; 2006, N 1, ст. 4, 10; N 2, ст. 172; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3420, 3428, 3452; N 45, ст. 4641) следующие изменения:
1) статью 14.11 изложить в следующей редакции:
"Статья 14.11. Незаконное получение кредита гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должностным лицом или юридическим лицом
Получение гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должностным лицом или юридическим лицом кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии -
влечет наложение административного штрафа на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и должностных лиц в размере суммы полученного кредита; на юридических лиц в размере полуторной суммы полученного кредита.".
2) главу 15 дополнить статьей 15.29 следующего содержания:
"Статья 15.29. Незаконное получение кредита гражданином, не осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
Получение гражданином, не осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений, необходимых для получения кредита -
влечет наложение административного штрафа в размере суммы полученного кредита.".
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
В. Путин |
Москва, Кремль
"___"_________200__года
N____-ФЗ
Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 176 Уголовного кодекса Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В настоящее время одним из самых динамично развивающихся рынков в России является рынок потребительского кредитования. Динамика данного рынка действительно впечатляет. Вместе с тем, развитие потребительского кредитования выявило ряд проблем, которые уже в настоящее время серьезно усложняют работу банков и очень скоро могут стать настоящим препятствием для дальнейшего развития рынка.
Все чаще кредитные организации сталкиваются с фактами предоставления потенциальными заемщиками - физическими лицами заведомо ложных сведений о себе. Но, несмотря на то, что ни сам факт обмана, ни осознанность этих действий никаких сомнений не вызывают, привлечь субъекта к ответственности за незаконное получение кредита согласно действующим нормам не представляется возможным. Часть 1 статьи 176 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное получение кредита, но при этом ограничивает круг потенциальных субъектов преступления индивидуальными предпринимателями и руководителями организаций, а также устанавливает минимальный размер причиненного ущерба - 250000 рублей.
Статья 14.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также ограничивает круг потенциальных субъектов правонарушения лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Таким образом, если физическим лицом, не осуществляющим предпринимательскую деятельность и не являющимся руководителем организации, были совершены действия, подпадающие под определение "незаконного получения кредита", его невозможно привлечь к ответственности ни по части 1 статьи 176 УК РФ, ни по статье 14.11 КоАП.
В силу того, что данное деяние остается абсолютно безнаказанным, оно становится настоящей "профессией" для определенной категории граждан. Представители же правоохранительных органов, прекрасно осознавая все трудности по возбуждению дела, стараются максимально дистанцироваться от этой проблемы.
Предлагаемый законопроект о внесении поправок в статью 176 УК РФ и изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяющих привлечь к ответственности за незаконное получение кредита более широкий круг лиц, призван кардинальным образом изменить существующую ситуацию, а также устранить неясность в квалификации соответствующего деяния. Законопроект, помимо расширения круга субъектов преступления и административного правонарушения, усиливает уголовную ответственность за причинение крупного ущерба, а также за совершение преступления индивидуальным предпринимателем или руководителем организации. Условием уголовной ответственности является причинение значительного ущерба, сумма которого определена в размере десяти тысяч рублей. Ущерб в сумме до десяти тысяч рублей влечет административную ответственность.
Можно уверенно говорить о том, что значительного увеличения как количества возбужденных уголовных дел, так и дел об административных правонарушениях не будет, поскольку четко установленная ответственность за данный вид деяния резко уменьшит количество фактов незаконного получения кредитов.
Принятие этого законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 176 Уголовного кодекса Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 176 Уголовного кодекса Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.
Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 176 Уголовного кодекса Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 176 Уголовного кодекса Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет необходимости приостановления, изменения или дополнения актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 27 ноября 2006 г. N А-01/5-601 "О внесении изменений в статью 176 Уголовного кодекса Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)