Статья 26.9. Поручения и запросы по делу об административном правонарушении

Статья 26.9. Поручения и запросы по делу об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1 ст. 26.9 позволяет сделать ряд выводов:

1) они посвящены случаям, когда поручения и запросы направляют именно должностные лица. Если поручения и запросы направляет судья, то необходимо руководствоваться нормами процессуального законодательства о судебных поручениях (ст. 62, 63 ГПК, ст. 73, 74 АПК, см. об этом подробнее в книгах: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ. Изд. 2-е. М.: Изд-во "Экзамен", 2006.; Гуев А.Н. Комментарий к АПК РФ. М.: Изд-во "Экзамен", 2006);

2) для получения доказательств по делу об административных правонарушениях должностные лица уполномочены направлять в соответствующие территориальные органы (например, руководитель государственной инспекции по маломерным судам, рассматривая дело об административном правонарушении, предусмотренном в ст. 11.8, направляет запрос начальнику бассейновой государственной инспекции по маломерным судам):

а) запросы. В них содержатся требования сообщить данному должностному лицу все сведения, которые имеют значение для дела, в сроки, предусмотренные в запросе;

б) поручения. В них указываются те действия, которые территориальные органы должны совершить для того, чтобы собрать доказательства по делу об административных правонарушениях и предоставить их должностному лицу.

Поручения (запросы) должностного лица подлежат исполнению в пределах 5 календарных дней (т.е. и нерабочие дни нельзя исключить из подсчета) со дня получения поручения (запроса). Отсчет начинается со следующего дня после даты, когда было получено поручение (запрос). Ответ на него должен быть письменным с приложением всего исполненного по поручению, запросу (что отражается в протоколе). О запросе (поручении) выносится определение.

2. Применяя правила ч. 3 ст. 26.9, необходимо учесть, что:

1) взаимодействие органов (в т.ч. и судебных), осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, с компетентными органами иностранных государств (в т.ч. стран, ранее входивших в состав СССР), а также международными организациями осуществляется в порядке, предусмотренном:

а) законодательством Российской Федерации;

б) международными договорами, действующими для Российской Федерации;

2) порядок взаимодействия органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, можно проиллюстрировать на примере того, как исполняются судебные поручения. При этом нужно учесть, что поручения, исходящие от судов стран дальнего зарубежья, ранее регулировались Инструкцией о порядке оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и о порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям (утв. Минюстом СССР 28.02.72). В настоящее время она не применяется и вопрос о взаимодействии органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, разрешается Конвенцией, отменяющей требования реализации иностранных официальных документов (Гаага, 05.10.61), а также Гаагской конвенцией по вопросам гражданского процесса от 01.03.54. Что касается взаимодействий судебных органов стран СНГ, то они регулируются Минской конвенцией. В ней предусмотрено, что Договаривающиеся стороны (т.е. страны СНГ) устанавливают:

а) содержание и форму поручения об оказании правовой помощи (ст. 7);

б) порядок исполнения поручения в соответствии со ст. 8;

в) порядок вызова свидетелей, потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей, экспертов в соответствии со ст. 9;

г) правила вручения документов (ст. 10, 11).

3. Анализ практики сношения судов и иных органов Российской Федерации с органами и должностными лицами других государств позволяет указать следующие ее общие черты:

1) в поручениях российских судов (иных органов и должностных лиц) учреждениям юстиции иностранных государств (либо иным их органам) указывается наименование суда (дающего поручение) и учреждения, к которому обращено поручение (т.е. иностранного суда); содержание поручения (вручение документа, допрос свидетеля, производство судебного осмотра и т.п.) и необходимые сведения по существу поручения. В поручении о вручении документов обязательно указываются адрес лица, которому документ должен быть вручен, и точное наименование вручаемого документа. Если международные договоры, соглашения и конвенции (действующие для России) устанавливают иные правила о порядке составления поручений иностранным судам, то нужно руководствоваться ими.

К поручению прилагаются надлежащим образом оформленные документы: извещение о судебном разбирательстве, копия такого заявления и т.п.;

2) поручения иностранным судам (иным органам, должностным лицам) высылаются в органы юстиции субъектов Российской Федерации; последние (после соответствующей проверки) направляют их в Минюст России;

3) поручения судам стран (иным органам, должностным лицам), с которыми Россия имеет договоры о правовой помощи, высылаются не позднее чем за 4 месяца до дня рассмотрения дела, а судам других государств - как правило, не позднее чем за 6 месяцев. Аналогично вопрос решается и по другим госорганам;

4) заявления граждан России, обратившихся в соответствии с условиями договоров о правовой помощи в суд по месту своего жительства с устной просьбой об освобождении их от судебных расходов по делам, находящимся в производстве соответствующих иностранных судов, заносятся в протокол, который вместе с представленным заявлением, справкой о семейном положении, о заработке, иными документами пересылается иностранному суду в порядке, предусмотренном для направления судебных поручений. Также решается вопрос в случаях, когда граждане подают заявления в другие органы, должностным лицам, которые рассматривают дело об административном правонарушении.

О практике таможенных органов по направлению и исполнению поручений и запросов, см. приказ ФТС от 24.04.07 N 523.