Решение Верховного Суда РФ от 12 марта 2008 г. N ВКПИ08-2
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш.Д.А. о частичном признании незаконными пункта 8, подпункта "а" пункта 9 и подпункта "а" пункта 14 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", установила:
Ш. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором оспорил постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление) в следующей части:
- пункт 8, подпункт "а" пункта 9 и подпункт "а" пункта 14 в части, в которой ими не предусмотрены для исчисления пенсии выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, а также механизм поддержания пенсионного обеспечения военных пенсионеров на уровне, установленном статьей 1 Соглашения "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств" от 15 мая 1992 года;
- подпункт "а" пункта 14 в части, в которой в нем не предусмотрен порядок индексации пенсий с учетом индекса потребительских цен.
В обоснование заявления он указал, что Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон от 12 февраля 1993 года) принят с учетом международных обязательств Российской Федерации по пенсионному обеспечению военнослужащих, а именно Соглашения "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств" от 15 мая 1992 года (далее - Соглашение от 15 мая 1992 года). Однако изданное во исполнение этого Закона постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 не содержит механизма поддержания пенсионного обеспечения военных пенсионеров на уровне не ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими актами бывшего Союза ССР.
В результате этого, по утверждению заявителя, а также в связи с изменением структуры денежного довольствия военнослужащих, неопределенностью содержащегося в статье 43 Закона от 12 февраля 1993 года такого понятия как "выплаты в связи с индексацией денежного довольствия", которые являются самостоятельной составляющей денежного довольствия, "юридическими манипуляциями" с понятием "месячная стоимость продовольственного пайка" размер всех составляющих его пенсии существенно снизился.
В заявлении также обращается внимание на то, что по смыслу Закона от 12 февраля 1993 года в размер пенсии должны включаться вся сумма денежного довольствия военнослужащих в связи с его индексацией, в том числе надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, ежемесячное денежное поощрение. Между тем в постановлении от 22 сентября 1993 года выплаты в связи с индексацией, названные в статье 43 Закона от 12 февраля 1993 года, в состав пенсионного денежного довольствия прямо не включены, в связи с чем индексации подлежат лишь оклад денежного содержания и надбавка за выслугу лет.
Бездействие Правительства Российской Федерации, связанное с невключением в постановление возможности пересмотра пенсий с момента увеличения денежного довольствия военнослужащих, производимого иным способом, не связанным с непосредственным увеличением окладов денежного содержания, делает вывод Ш.Д.А. в заявлении, противоречит Конституции Российской Федерации, статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 года и статье 43 Закона от 12 февраля 1993 года.
Заявитель, своевременно извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыл, просил рассмотреть дело без его участия.
Представители Правительства Российской Федерации - Ч.С.Б. и О.А.А. требования Ш.Д.А. не признали и просили отказать в их удовлетворении, пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Правительством Российской Федерации в пределах его полномочий и не противоречит действующему законодательству, а также Соглашению от 15 мая 1992 года.
Кроме того, представители заинтересованного лица пояснили, что уровень пенсионного обеспечения военных пенсионеров после принятия Закона от 12 февраля 1993 года увеличился, поскольку предельная сумма денежного довольствия, учитываемая при исчислении пенсий, стала составлять 85 процентов по сравнению с 75 процентами, выплачивавшимися по законодательству СССР, и в нее стала включаться месячная стоимость продовольственного пайка.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления Ш.Д.А. отказать, Военная коллегия не находит оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.
Из преамбулы Соглашения от 15 мая 1992 года усматривается, что оно основывается на Соглашении между государствами-участниками Содружества Независимых Государств "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" от 14 февраля 1992 года.
В соответствии Соглашением между государствами-участниками Содружества Независимых Государств "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" от 14 февраля 1992 года за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств-участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР (статья 1); полнота политических, социально-экономических и личных прав и свобод названных категорий лиц, в том числе на получение пенсии, установленной законодательством, в соответствии с нормами международного права и положениями настоящего Соглашения устанавливается и обеспечивается государствами Содружества своим законодательством (статья 2).
Согласно статье 1 Соглашения "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств" от 15 мая 1992 года, пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР (далее - военнослужащих), а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств - участников не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
Анализ названных Соглашений от 14 февраля и 15 мая 1992 года в их взаимосвязи показывает, что закрепленное в Соглашениях положение о сохранении государствами-участниками Содружества уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня ранее установленных прав и льгот подразумевает принятие этими государствами соответствующих нормативных актов, в которых должен быть определен конкретный вид и фактический размер пенсии в соответствии с национальным законодательством .
Во исполнение Соглашения от 15 мая 1992 года в Российской Федерации 12 февраля 1993 года принят Закон N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым в соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации определены правовые основания назначения пенсий и порядок их исчисления.
Согласно статье 43 и части первой статьи 49 названного Закона, пенсии лицам, проходившим военную службу, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих; для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия; пенсии при увеличении денежного довольствия военнослужащих подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.
Нормы статей 43 и 49 Закона от 12 февраля 1993 года, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 января 2008 года N 4-О-О, направлены на обеспечение реализации пенсионных прав военнослужащих и не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права и свободы.
Изложенное указывает о том, что положения статьи 1 Соглашения от 15 мая 1992 года о необходимости сохранения уровня пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей не ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР, нашли отражение в Законе от 12 февраля 1993 года, который не противоречит указанному Соглашению.
Исследование содержащегося в статьях 43 и 49 Закона от 12 февраля 1993 года понятия "денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим" показывает, что оно отличается от понятия "денежное довольствие военнослужащих", определяемого статьями 12 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и имеет самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра военным пенсионерам. Данный вывод согласуется с правовой позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 14 декабря 2004 г. N 429-О, согласно которой такое истолкование статей 43 и 49 Закона от 12 февраля 1993 года адекватно воле законодателя.
Из этого следует, что неуказанные в статье 43 Закона от 12 февраля 1993 года дополнительные виды денежного довольствия военнослужащих, в том числе указанные в заявлении Ш. ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, а также ежемесячное денежное поощрение, в состав денежного довольствия для исчисления пенсии военнослужащим не входят.
Названные надбавки в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 года N 177 выплачиваются только военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и имеют иное предназначение, обусловленное необходимостью совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих и сохранения единого уровня социальной защиты разных составов военнослужащих, проходящих военную службу в населенных пунктах различного уровня в обычных условиях военной службы.
Что касается указания в заявлении на необходимость исчисления пенсий с учетом месячной стоимости продовольственного пайка, то с 1 декабря 2007 г. это положение из статьи 43 Закона от 12 февраля 1993 года исключено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 311-ФЗ с одновременным увеличением в 1,15 раза окладов по воинским должностям военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и установлением новых окладов по воинским званиям, в которые включена сумма денежной компенсации взамен продовольственного пайка, ранее выплачиваемая военнослужащим.
Таким образом, содержащийся в статье 43 Закона от 12 февраля 1993 года перечень выплат для исчисления пенсий военнослужащим, состоящий из окладов по должности, воинскому или специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, является исчерпывающим. На Правительство Российской Федерации, в соответствии с названной статьей Закона от 12 февраля 1993 года, возложена обязанность по определению порядка назначения и выплаты этих пенсий.
Во исполнение предписаний Закона Совет Министров - Правительство Российской Федерации 22 сентября 1993 года приняло постановление N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 8 и подпунктом "а" пункта 9 Постановления пенсии уволенным со службы военнослужащим исчисляются из суммы их денежного довольствия, в которое включаются оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
Согласно подпункту "а" пункта 14 Постановления, в предусмотренных законодательством случаях повышения стоимости жизни или увеличения денежного довольствия состоящих на службе военнослужащих либо повышения установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости пенсии, назначенные в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года подлежат пересмотру: в случае повышения стоимости жизни пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим и их семьям, повышаются (индексируются) с учетом индекса стоимости жизни за соответствующий период, определяемого компетентным государственным органом, в порядке, размерах и со срока, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации об индексации денежных доходов населения.
Из содержания пункта 8 и подпункта "а" пункта 9 Постановления видно, что они воспроизводят положения статьи 43 Закона от 12 февраля 1993 года и соответствуют правовому смыслу понятия "денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим".
При таких обстоятельствах оснований для признания пункта 8, подпункта "а" пункта 9 и подпункта "а" пункта 14 Постановления в указанной в заявлении части не соответствующими статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 года и статье 43 Закона от 12 февраля 1993 года не имеется.
Нельзя согласиться и с утверждением заявителя о противоречии подпункта "а" пункта 14 Постановления Конституции Российской Федерации, статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 года и статье 43 Закона от 12 февраля 1993 года в той части, в которой в нем не предусмотрен порядок индексации пенсий с учетом индекса потребительских цен.
При этом Военная коллегия исходит из следующего.
Порядок индексации денежных доходов населения в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги ранее был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 года "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР".
С 1 января 2005 года в соответствии с пунктом 5 статьи 156 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ Закон РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" утратил силу, чем в настоящее время обусловливается невозможность осуществления пересмотра пенсий по основанию, предусмотренному в подпункте "а" пункта 14 Постановления.
Вместе с тем отсутствие такой возможности, согласно правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2006 года N 271-О, не может свидетельствовать о нарушении конституционных прав той категории граждан, к числу которых относится заявитель, поскольку названным Постановлением в подпункте "б" пункта 14 предусматривается и другое основание для пересмотра пенсий, а именно увеличение денежного довольствия военнослужащих. Возможность такого альтернативного способа пересмотра пенсий допускалась и статьей 1 Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", согласно которой индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения.
При принятии решения Военная коллегия не может не учесть и то обстоятельство, что разрешение вопроса об изменении порядка исчисления и увеличения пенсий военнослужащим, к чему, по сути, сводятся требования Ш., относится к компетенции законодателя и не входят в полномочия Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления Ш., то понесенные им судебные расходы в связи с уплатой государственной пошлины возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, решила:
в удовлетворении заявления Ш.Д.А. о признании незаконными пункта 8, подпункта "а" пункта 9 и подпункта "а" пункта 14 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в той части, в которой ими не предусмотрены для исчисления пенсии выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, механизм поддержания пенсионного обеспечения военных пенсионеров на уровне, установленном статьей 1 Международного Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, а подпунктом "а" пункта 14 не предусмотрен порядок индексации пенсий с учетом индекса потребительских цен, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 12 марта 2008 г. N ВКПИ08-2
Текст решения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)