Письмо Ассоциации российских банков от 7 мая 2007 г. N А-02/5-236
См. ответ, приведенный в письме ЦБР от 19 сентября 2007 г. N 04-31-/4000
В пункте 4 Информационного письма ЦБ РФ от 15.06.2004 г. N 6 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Информационное письмо) Банком России сделан вывод, что "операции, по зачислению денежных средств на счет (списанию их со счета), осуществляемые клиентом кредитной организации по поручению его контрагентов (например, по договору поручения, комиссии или агентскому договору или при исполнении обязательства третьим лицом) в соответствии с абзацем пятым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона, не подлежат обязательному контролю". На первый взгляд, такое разъяснение прямо противоречит абзацу пятому подпункта 4 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученный преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), согласно которому операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к иным сделкам с движимым имуществом, в частности к переводам денежных средств, осуществляемых некредитными организациями.
Проблема связана с определением понятия "перевод средств". В пункте 4 Информационного письма это понятие определено Банком России в зависимости от субъекта, который такой перевод совершает, без учета характера самой операции. По мнению Банка России, переводом может быть названа только такая операция, которая проводится либо банком, либо некредитной организацией, которой такое право предоставлено законом. К последней группе операторов Банк России отнес организации почтовой связи.
Федеральным законом от 27.07.06 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 37 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закона N 140-ФЗ) Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках) дополнен статьей 13.1, которая установила специальный порядок совершения платежей через некредитные организации. Согласно указанной норме, некредитная организация получила право принимать наличные платежи за услуги связи от физических лиц при условии обязательного выполнения следующих требований: во-первых, некредитная организация должна заключить договор с кредитной организацией; во-вторых, кредитная организация должна заключить договор с оператором связи.
В связи с указанными изменениями следует предположить, что теперь к числу лиц, на чьи операции распространяется действие Закона N 115-ФЗ, следует отнести те некредитные организации, которые совершают операции по переводу средств в соответствии со статьей 13.1 Закона о банках.
На операции, которые по своей сути являются переводами средств, но выполняются иными некредитными операциями Закон N 115-ФЗ, по мнению Банка России, не распространяется. Проблема заключается в том, что требования статьи 13.1 Закона о банках часто нарушается некредитными организациями. Они обходят указанное правило, маскируя совершаемые ими переводы средств под юридическую форму договоров комиссии, поручения или агентского договора и не заключая договоров с кредитной организации.
В результате складывается ситуация, при которой операции, осуществляемые организациями, которые соблюдают требования статьи 13.1 Закона о банках, подлежат обязательному контролю в соответствии с Законом N 115-ФЗ, а операции, осуществляемые некредитными организациями, которые это правило нарушают, не подлежат такому контролю. Таким образом, нарушители закона оказываются в более выгодном положении. Ситуация усугубляется тем, что Банк России вывел из-под действия Закона N 115-ФЗ как раз тех нарушителей закона, деятельность которых связана с повышенным риском легализации доходов, полученных преступным путем, и может быть квалифицирована как незаконная банковская деятельность (статья 172 Уголовного кодекса РФ).
Обращаем Ваше внимание на то, что отсутствие какого-либо контроля за данными операциями создает возможность для их широкого использования в противоправных целях, и в том числе - в целях нарушения Закона N 115-ФЗ. Данная проблема неоднократно освещалась в центральных СМИ (Российская газета от 23.03.2007 г. N 60 (4323) статья "Расчеты без расписки").
Поставленная проблема отчасти возникла в результате нечеткого определения понятия "перевод средств", которое вытекает из пункта 4 Информационного письма. Представляется, что нет оснований отграничивать перевод средств от других сходных операций с использованием только одного критерия - субъекта, который эти операции совершает. Любые расчетные операции могут быть определены как действия, направленные на получение или передачу денежных средств в интересах клиента. При этом в качестве юридической формы таких действий может быть использована практически любая гражданско-правовая конструкция посреднического характера (договор поручения, договор комиссии, агентский договор). Лица, желающие переслать денежные средства, могут также использовать различные способы - они могут воспользоваться услугами банков (банковский перевод), организаций связи (почтовый перевод), действующих в Российской Федерации платежных систем или некредитных организаций - неформальных операторов денежных переводов, включая индивидуальных предпринимателей, торговцев, туристические агентства, бензозаправочные станции и т.п.
На практике в основном используются две правовые конструкции: осуществление платежей на основании агентских договоров, заключенных торговыми организациями с получателями денежных средств, или с использованием предоплаченных карт эмитентов, не являющихся кредитными организациями (например, через Интернет).
Независимо от того, является ли данный вид деятельности основным или вспомогательным, и известны ли операторы переводов денег властям, они все выполняют одинаковую услугу: принимают денежные средства от населения в одном месте с обязательством выплатить эти средства в другом месте.
Следовательно, указанные действия всегда подпадают под определение перевода средств независимо от того, каким посредником и в какой форме они осуществляются.
Таким образом, вид договора (юридическая форма), заключенного между оператором связи и получателем платежа, не может изменить юридическую квалификацию подобных операций как переводов денежных средств, которая вытекает из их экономической сущности.
В связи с изложенным просим Вас высказать официальное мнение Банка России по вопросу о применении Закона N 115-ФЗ к деятельности некредитных организаций, осуществляющих операции по переводу средств.
Президент Ассоциации |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 7 мая 2007 г. N А-02/5-236
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)