Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 марта 2010 г. N ВАС-740/10
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
в составе председательствующего судьи А.И. Бабкина, судей Горячевой Ю.Ю., Никифорова С.Б.
рассмотрела в судебном заседании заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Октябрьскому Республики Башкортостан (ул. Садовое кольцо, 26, г. Октябрьский, Республика Башкортостан, 452600) от 11.02.2010 N 04-10/00943 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.03.2009 по делу N А07-19513/2008-А-ДГА, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30.09.2009 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Октябрьский городской рынок" (ул. Островского, 6А, г. Октябрьский, Республика Башкортостан, 452600) к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Октябрьскому Республики Башкортостан о признании недействительным решения инспекции от 24.12.2008 N 2180 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость за II квартал 2008 года и об обязании инспекции возместить из бюджета спорную сумму этого налога.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Восток" (ул. Гагарина, 58/2, г. Магнитогорск, 455025).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Октябрьский городской рынок" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения инспекции от 24.12.2008 N 2180 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость за II квартал 2008 года и об обязании инспекции возместить из бюджета спорную сумму этого налога.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.03.2009 заявленное обществом требование удовлетворено: решение инспекции от 24.12.2008 N 2180 признано недействительным в части отказа в возмещении 15 043 058 рублей налога на добавленную стоимость, на инспекцию возложена обязанность возместить из бюджета эту сумму этого налога.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 30.09.2009 судебные акты первой и апелляционной инстанций оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов инспекция просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права. По мнению заявителя, обязательными условиями применения вычетов по налогу на добавленную стоимость являются принятие на учет работ, выполненных подрядными организациями, и наличие соответствующих первичных документов. Так как работы, предусмотренные договором подряда, в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчиком не приняты, то законные основания для возмещения обществом налога на добавленную стоимость отсутствуют.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемого судебного акта при наличии оснований, установленных статьей 304 этого же Кодекса.
Согласно данной статье, основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, являются: нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Рассмотрев изложенные в заявлении доводы инспекции, изучив судебные акты, коллегия судей пришла к выводу, что таких оснований не имеется.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из того, что обществом соблюдены все условия, установленные статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для предъявления к вычету налога на добавленную стоимость. В частности, им установлена реальность хозяйственных операций общества с его контрагентом - закрытым акционерным обществом "Восток", что подтверждается подписанием по результатам выполненных работ справок о стоимости работ и затрат по унифицированной форме N КС-3, актов о приемке работ по унифицированной форме КС-2, а также счетами-фактурами, выставленными обществом "Восток" на всю стоимость выполненных и принятых обществом строительных работ, что инспекцией опровергнуто не было.
При этом суды первой и апелляционной инстанций указали, что применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость не может быть поставлено в зависимость от соблюдения обществом градостроительных норм и правил.
Кроме того, судами было установлено, что инспекцией допущено нарушение положений пункта 14 статьи 101 Кодекса: выявленные при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля обстоятельства и выводы, к которым инспекция пришла при анализе выявленных обстоятельств, не были известны обществу до даты вынесения оспоренного решения, в связи с чем он был лишен возможности представить возражения по акту налоговой проверки в целом, изложить собственную позицию, касающуюся оценки выявленных инспекцией фактов и правомерности отказа в возмещении налога на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 71 АПК Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности; каждое доказательство подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Результаты экспертизы от 12.01.2009 N 182, на которые инспекция ссылалась в обоснование довода о завышении обществом объемов выполненных строительных работ, не были приняты судом первой инстанции, а отчет эксперта в соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был признан недопустимым доказательством ввиду нарушения положения пункта 3 статьи 95 и пункта 6 статьи 101 Кодекса, так как экспертиза проведена после вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки.
Довод инспекции о том, что акт по форме КС-2, подписанный сторонами, не является актом принятия результата работ заказчиком, и, следовательно, не дает оснований для возмещения налога на добавленную стоимость, признан судом несостоятельным, так как статья 172 Кодекса не ставит право на получение налогового вычета зависимость от каких-либо иных, прямо не предусмотренных в ней, условий. В силу пункта 5 статьи 172 Кодекса вычеты сумм налога, указанных в пункте 6 статьи 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
На основании оценки представленных в инспекцию документов, подтверждающих фактическое осуществление и приемку выполненных работ, счетов-фактур, выставленных в связи с этими работами, отражения соответствующих хозяйственных операций в бухгалтерской и налоговой отчетности общества, отсутствия каких-либо признаков недобросовестности в его деятельности, суды признали факт уплаты 15 043 058 рублей налога на добавленную стоимость подтвержденным, а требование общества о его возмещении обоснованным.
Как видно из судебных актов, судами первой и апелляционной инстанции дана оценка имеющихся в деле доказательств, на что указано в постановлении суда кассационной инстанции от 30.09.2009 при проверке судебных актов.
В целом доводы инспекции свидетельствуют о ее несогласии с оценкой судами имеющихся в деле доказательств. Однако подобные доводы не могут быть предметом рассмотрения в суде надзорной инстанции, исходя из его полномочий, предусмотренных главой 36 Кодекса.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд определил:
в передаче дела N А07-19513/2008-А-ДГА Арбитражного суда Республики Башкортостан в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.03.2009, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30.09.2009 отказать.
Председательствующий судья |
А.И. Бабкин |
Судья |
Ю.Ю. Горячева |
Судья |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 марта 2010 г. N ВАС-740/10
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А07-19513/2008
Истец: ООО "Октябрьский городской рынок"
Ответчик: ИФНС России по г. Октябрьскому РБ
Третье лицо: ЗАО "Восток"