17 мая 2007 года принят Федеральный закон N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 85-ФЗ) (вступает в силу с 01.01.08), в соответствии с которым в подпункт 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ внесены изменения, уточняющие формулировки норм указанного подпункта в части освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) операций по реализации слитков драгоценных металлов на межбанковском рынке. Кроме того, согласно Закону N 85-ФЗ из определения понятия "хранилище" исключено слово "сертифицированное". Действие данной поправки распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.
Указанные изменения были приняты в результате активной работы банковского сообщества по урегулированию проблем, возникавших у кредитных организаций из- за нечеткости формулировок подпункта 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ, при существенной поддержке Минфина России.
Вместе с тем, учитывая существовавшую позицию налоговых органов по вопросу уплаты НДС банками по операциям по реализации слитков драгоценных металлов другим банкам, кредитные организации и Ассоциация российских банков обеспокоены тем, что новая формулировка подпункта 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ может позволить налоговым органам толковать ранее действовавшую редакцию указанного подпункта как обязывающую банки доказывать помещение слитков в хранилища банков-покупателей для освобождения от уплаты НДС.
Наряду с этим, исключение с 01.01.07 слова "сертифицированные" из определения понятия "хранилища" позволит налоговым органам использовать в качестве аргумента против банков-продавцов драгоценных металлов отсутствие у банков-покупателей сертификатов, хотя согласно нормативным актам Банка России никакой специальной сертификации банковских хранилищ не производится.
Позиция Минфина России по данному вопросу совпадает с позицией банковского сообщества, однако ФНС России, несмотря на наличие разъяснений Минфина России от 14.08.06 N 03-04-15/153 и от 22.01.07 N 03-07-15/07, продолжает судебное преследование ряда банков.
Кроме того, существует еще одна актуальная проблема, связанная с налогообложением операций по реализации слитков драгоценных металлов физическим лицам и юридическим лица, не являющимся кредитными организациями, наличие которой сдерживает развитие рынка драгоценных металлов в Российской Федерации.
Так, подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ предусмотрено освобождение от уплаты НДС операций по реализации слитков драгоценных металлов юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, и физическим лицам при условии оставления слитков в хранилище банка. Однако Главой 21 НК РФ не определен порядок предъявления банком-продавцом указанным лицам НДС при последующем изъятии из хранилища слитков драгоценных металлов, что создает предпосылки для возникновения разногласий с налоговыми органами.
Продавая драгоценные металлы в слитках ювелирным компаниям или физическим лицам с условием хранения в хранилище банка-продавца, банк-продавец обязан отслеживать дальнейшее передвижение слитков, в т.ч. по металлическим счетам, и, в случае изъятия их из хранилища или перевода на металлический счет в другом банке, требовать от ювелирной компании или физического лица доплаты НДС либо предоставления документов, подтверждающих зачисление слитков в хранилище другого банка или нахождения драгоценного металла на металлическом счете.
Вместе с тем, доплата НДС по истечении срока действия договора купли-продажи отдельно от оплаты суммы сделки явно противоречит как условиям подобных сделок, предусмотренных гражданским законодательством, так и нормам главы 21 НК РФ, регулирующим порядок уплаты НДС, а также правовой природе НДС как косвенного налога, выступающего в форме надбавки к цене товара.
Кроме того, существует проблема доказывания банком-продавцом его права на использование предоставленной законодательством льготы при помещении приобретенных покупателями слитков в хранилище другого банка. Так, документами, подтверждающими факт помещения слитков драгоценных металлов в хранилище, являются, в частности договоры ответственного хранении и приходно-кассовые ордера, составленные банком-хранителем. Однако ни покупатель, ни банк-хранитель вправе не предоставлять банку-продавцу имеющиеся у них документы.
Следовательно, норма подпункта 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ, содержащая требование о помещении приобретенных организациями либо физическими лицами слитков драгоценных металлов в хранилище, ставит банк в зависимость от воли покупателя и банка-хранителя, которые вправе отказать им в предоставлении требуемых налоговыми органами документов.
Требование банка-продавца предоставить эти документы приведет к нарушению принципов равенства участников гражданских правоотношений и недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, закрепленных в статье 1 ГК РФ, конституционного принципа о том, что осуществление прав одним субъектом правоотношений не должно нарушать права и свободы других лиц (пункт 3 статьи 17 Конституции РФ), а также к посягательству на информацию, отнесенную покупателем (организацией) и банком-хранителем к информации, составляющей коммерческую тайну (пункт 4 статьи 29 Конституции РФ, статья 3, пункт 1 статьи 4, статья 5 Федерального закона от 29.07.04 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон N 98-ФЗ).
При этом Закон N 98-ФЗ не содержит норм, предусматривающих право организаций, в частности банков, запрашивать у обладателя информацию (документы) о его деятельности, содержащуюся в договорах, заключенных с третьими лицами.
Физические лица, которым банк-продавец реализовал слитки драгоценных металлов, также вправе не предоставлять банку-продавцу договор, заключенный с банком-хранителем.
Учитывая требования пункта 1 статьи 6 Закона N 98-ФЗ, подобные сведения вправе получать, органы государственной власти, например налоговые органы, а не банки, которым необходимо доказывать правомерность освобождения операций по реализации слитков драгоценных металлов от НДС.
Таким образом, рассматриваемая норма подпункта 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ предопределяет невозможность ее выполнения и создает предпосылки для возникновения налоговых рисков при проведении операций с драгоценными металлами, что в значительной степени тормозит развитие системы обезличенных металлических счетов в Российской Федерации и вынуждает банки работать с драгоценными металлами в основном на зарубежных рынках, где такие операции освобождаются от НДС (Council Directive 98/80 ЕС от 12 октября 1998 года).
Международная практика государственного регулирования рынка драгоценных металлов в слитках и монетах показывает, что операции с ними рассматриваются как операции с финансовыми активами, и максимально освобождены от налогов, в то время как налогообложению подлежат получаемые от этих операций инвестиционный доход и прибыль.
По мнению банковского сообщества, единственным выходом из создавшегося положения является внесение изменений в подпункт 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ, предусматривающих освобождение от уплаты НДС операций по реализации банками драгоценных металлов в слитках физическим лицам и некредитным организациям.
Экономическими аргументами в пользу такого освобождения является увеличение сбора НДС с организаций ювелирной промышленности в результате увеличения объемов операций с драгоценными металлами, а также уплата этими организациями всей суммы НДС, полученного при продаже ювелирных изделий, без зачета НДС при покупке слитков, что позволит, как минимум, не снизить общую сумму НДС, поступающую в бюджет по таким операциям.
Специалистами кредитных организаций, работающих на рынке драгоценных металлов, подготовлена аналитическая записка (прилагается), в которой приводятся показатели соотношения добычи и потребления золота в России и зарубежных странах, в которых операции по реализации слитков золота освобождены от уплаты НДС. Приведенный сравнительный анализ еще раз доказывает необходимость освобождения указанных операций от уплаты НДС.
Необходимо отметить, что в 2006 году Президентом РФ было предложено рассмотреть вопрос об освобождении от НДС операций по продаже слитков физическим лицам. Соответствующий законопроект был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Однако 13.02.07 Советом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации было принято решение перенести рассмотрение указанного законопроекта.
Принимая во внимание изложенное, Ассоциация российских банков просит Вас рассмотреть вопрос о проведении совещания с участием представителей Минфина России, ФНС России, Банка России, Ассоциации российских банков и заинтересованных кредитных организаций в целях обсуждения вопроса об освобождении указанных операций от уплаты НДС, а также получения поддержки со стороны государственных органов позиции банковского сообщества об освобождении от уплаты НДС операций по реализации слитков драгоценных металлов на межбанковском рынке на основании подпункта 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ в редакции без учета изменений, внесенных Законом N 85-ФЗ.
Также полагаем целесообразным пригласить на указанную встречу начальника Экспертного управления Администрации Президента России А.В. Дворковича и Министра внутренних дел России Р.Г. Нургалиева.
Ассоциация российских банков рассчитывает на поддержку Минфина России в решении проблемы налогообложения операций по реализации слитков драгоценных металлов на межбанковском рынке, которая может возникнуть в связи с принятием Закона N 85-ФЗ, а также надеется на понимание Минфина России в решении вопроса о необходимости освобождения от уплаты НДС операций по реализации слитков физическим лицам и некредитным организациям.
Приложение на 3 л.
Президент Ассоциации |
Г.А. Тосунян |
Аналитическая записка по вопросу налогообложения НДС операций со слитками драгоценных металлов в Российской Федерации
Уже несколько лет подряд, после реформирования золотодобывающей промышленности, Российская Федерация прочно входит в десятку лидеров по объемам добычи драгоценных металлов, занимая в ней 5 - 6 места. Объем добычи и место России среди золотодобывающих стран мира представлен в Таблице 1.
Таблица 1.*
Страна / год |
Тонны |
Место |
||
2006 |
2005 |
2006 |
2005 |
|
ЮАР |
279 |
279 |
1 |
1 |
США |
257 |
262 |
2 |
3 |
Австралия |
247 |
263 |
3 |
2 |
Китай |
238 |
224 |
4 |
4 |
Перу |
203 |
208 |
5 |
5 |
Россия |
173 |
175 |
6 |
6 |
Индонезия |
113 |
167 |
7 |
7 |
Канада |
103 |
119 |
8 |
8 |
Узбекистан |
78 |
79 |
9 |
9 |
Гана |
70 |
64 |
10 |
11 |
Папуа Новая Гвинея |
57 |
69 |
10 |
11 |
Всего в мире |
2467 |
2522 |
|
|
Традиционно для рынка драгоценных металлов различают две основных области потребления, - ювелирное производство и розничный инвестиционный спрос. В отношении ювелирного производства в мире наблюдается тенденция, что страны с развитой ювелирной промышленностью потребляют все добываемое золото и даже часть металла импортируют. Сравнительный анализ см. в Таблице 2.
Таблица 2**.
Страна |
Производство золота, т. |
Потребление золота, т. |
Соотношение добычи и потребления, % |
США |
262 |
352,8 |
135 % |
Китай |
238 |
241 |
101 % |
Россия (для сравнения) |
173 |
58,3 |
33,6 % |
По данным Российской государственной пробирной палаты при Минфине РФ в 2006 г. опробировано и заклеймено 37,16 млн. шт. ювелирных изделий, что в общей оценке чистого золота около 58,3 тонн. Однако по различным оценкам от 25 до 50% заклейменных изделий составляет "серый" импорт из близлежащих стран, в которых имеются ювелирные производства, - Турция, Армения, Италия и т.п. Если принять указанные данные, то получится, что соотношение добычи и ювелирного потребления золота в России не превышает 16%.
Причина указанной диспропорции заключается в наличии в России НДС, которым облагается оборот по реализации слитков золота ювелирным предприятиям. Практически во всем мире НДС при продаже слитков драгоценных металлов ювелирным предприятиям не взимается. В этом кроется причина того, что стоимость сырья для отечественных ювелирных производств минимум на 18% дороже, чем для иностранных конкурентов. Отсутствие НДС на продажу слитков производителям ювелирных изделий привело к тому, что в мире успешно работают и развиваются ювелирные производства даже в странах с полным отсутствием собственной добычи драгметаллов. Указанную ситуацию иллюстрирует Таблица 3.
Таблица 3**.
Страна |
Объем добычи, т. |
Потребление золота, т. |
Индия |
0 |
589 |
Сауд. Аравия |
0 |
152,3 |
ОАЭ |
0 |
96 |
Турция |
0 |
196,9 |
Италия |
0 |
71,8 |
Великобритания |
0 |
57,7 |
Еще более показательна ситуация с тезаврационным спросом населения на слитки драгоценных металлов.
В последние годы драгоценные металлы показывают значительный ценовой рост, становясь во всем мире одним из наиболее прибыльных видов вложений денежных средств. Будучи валютой, они имеют массу преимуществ перед ювелирными изделиями. Кроме того, они позволяют заработать на краткосрочных колебаниях курса. Так за период с мая 2005-го по май 2006 г. цена золота на мировом рынке выросла с отметки $430 за тройскую унцию до уровня $700 за тройскую унцию. В настоящее время тенденция заключается в следующем: цена на золото растет в среднем на $10 за унцию за два-три дня, допуская незначительную коррекцию, однако в целом тренд восходящий. А именно за период с конца января по конец февраля 2007 г. цена золота выросла на $40 за тройскую унцию.
Динамика роста объемов розничного инвестиционного спроса в мире представлена в Таблице 4.
Таблица 4**.
Страна |
2004 г. |
2005 г. |
Индия |
100,2 |
134,7 |
Китай |
9,8 |
11,7 |
Япония |
67,0 |
46,0 |
ОАЭ |
6,5 |
10,0 |
Турция |
48,9 |
53,5 |
США |
21,3 |
29,4 |
Швейцария |
1,7 |
9,0 |
Украина |
18,0 |
20,0 |
Развитию российского рынка золотых мерных слитков мешает практически полное отсутствие вторичного рынка золота. Тезаврацию в золотые мерные слитки в России тормозит наличие НДС, которым облагается оборот по реализации слитков золота населению. По различным данным в России за 2006 год было реализовано 1 - 3 тонны золотых мерных слитков. При этом эксперты российского рынка драгметалла сходятся на том, что слитки покупаются в основном для подарков, либо мелкими частными ювелирами. Объем вложений в драгоценные металлы с целью тезаврации в России практически равны нулю. В этом смысле показателен опыт Украины, в которой при покупке золотых слитков НДС уплачивать не нужно. Это обуславливает тот факт, что по данным украинских банков, объем продаж банковских металлов в Украине растет на 15-20% ежегодно. Причем вложения в ювелирные изделия не могут считаться полноценными средствами тезаврации. По мнению экспертов ювелирные изделия - всего лишь актив, который в кризисных ситуациях падает в цене, а их реализация в известной степени затрудняется ограниченным числом организаций, занимающихся скупкой лома драгметаллов, их жестокой ценовой политикой, характеризующейся покупкой ювелирных изделий фактически за полцены.
Выводы:
1. Во всем мире в странах с развитой рыночной экономикой НДС на оборот по реализации слитков драгоценных металлов отсутствует. Справедливости ради надо отметить, что в стране с наибольшим потреблением золота, Индии, размер НДС на данный вид операций составляет 1 %.
2. Государство практически не получает бюджетных поступлений в виде НДС от реализации слитков драгоценных металлов ювелирным предприятиям, так как объем продаж очень низок, - не более 25 тонн золота в год при добыче более 170 тонн золота в год. При этом основная масса закупаемого золота приобретается ювелирными предприятиями по различным схемам, подразумевающим либо отсрочку, либо полную не уплату НДС в бюджет. Такая ситуация приводит к значительному количеству налоговых нарушений и криминализации указанного рынка. Также очень плохо развивается экспорт ювелирных изделий, так как ювелирные предприятия сталкиваются с проблемами при возврате НДС из бюджета при вывозе изделий за рубеж.
3. Розничный инвестиционный рынок слитков драгоценных металлов в России практически отсутствует по причине обложения НДС оборотов по реализации слитков золота населению. В этой связи нет налоговых поступлений в бюджет.
Предложения:
1. В ювелирной отрасли, - необходимо сместить налоговое бремя по НДС с операций по продаже ювелирам сырья, - слитков драгоценных металлов, на операции по реализации ювелирных изделий. Отмена НДС на обороты по реализации слитков драгметаллов ювелирным предприятиям подтолкнет развитие ювелирной промышленности, создаст в отрасли здоровую ценовую конкуренцию, будет способствовать выдавливанию с ювелирного рынка "серого" импорта, приведет к увеличению объема собираемого в бюджет России НДС от реализации ювелирных изделий.
2. Для частных инвесторов. В виду того, что розничный инвестиционный спрос в России практически отсутствует, нет поступлений в бюджет Российской Федерации ни от каких видов налогов от данных операций. Предлагается полностью освободить от НДС обращение драгоценных металлов в банковских слитках для частных лиц. Указанная мера возродит рынок мерных слитков драгметаллов, будет способствовать дедолларизации экономики и сдерживанию инфляции в России, повысит защищенность населения страны от кризисных ситуаций, и обусловит повышение наполняемости бюджета Российской Федерации от налога на прибыль торгующих слитками драгоценных металлов организаций.
_____________________________
* По данным Союза золотопромышленников.
** По данным GFMS.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 6 июня 2007 г. N А-01/5-299 "О проблемах налогообложения операций по реализации слитков драгоценных металлов"
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)