Ассоциация российских банков просит Вас высказать позицию Банка России по вопросу, возникающему в связи с осуществлением территориальными подразделениями Банка России контроля за исполнением кредитными организациями (их филиалами) положений Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ контроль за исполнением физическими и юридическими лицами Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Необходимо отметить, что контроль за выполнением требований Федерального закона N 115-ФЗ кредитными организациями возложен на Банк России.
Согласно пункту 3 Указаний оперативного характера Банка России от 10.08.2004 г. N 103-Т "Об осуществлении Банком России контроля за исполнением кредитными организациями (их филиалами) Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в целях осуществления контроля Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов) и получает отчетность в рамках выполнения своих функций в области банковского регулирования и банковского надзора для определения соответствия деятельности кредитных организаций (их филиалов) положениям Федерального закона N 115-ФЗ и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Таким образом, по нашему мнению, Банком России предусмотрены такие формы контроля за выполнением требований Федерального закона N 115-ФЗ кредитными организациями, как проверки кредитных организаций и анализ отчетности в рамках выполнения своих функций в области банковского регулирования и банковского надзора.
Вместе с тем, в адрес кредитных организаций (их филиалов) на постоянной основе поступают запросы, в соответствии с которыми кредитным организациям (их филиалам) предлагается представлять, в том числе на регулярной основе с установлением сроков представления в территориальные учреждения Банка России сведения, получаемые в результате реализации действий, предусмотренных правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно:
- сведения, полученные в результате идентификации клиентов как физических, так и юридических лиц, а также сведения о их контрагентах;
- сведения о счетах (вкладах) клиентов;
- сведения об операциях клиентов, в том числе и об операциях, соответствующих критериям сомнительных и необычных сделок и направленных кредитными организациями (их филиалами) в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ сведения о подозрительных операциях должны направляться в уполномоченный орган. В соответствии со статьей 4 Федерального закона кредитным организациям запрещается информировать иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризму.
С учетом изложенного полагаем, что подобные требования территориальных учреждений Банка России противоречат Федеральному закону N 115-ФЗ.
Кроме того, Указанием Банка России от 16.01 2004 N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" не предусмотрена специальная форма отчетности, представляемая в территориальное учреждение Банка России в определенный срок, в содержание которой входят указанные выше сведения, полученные в процессе выполнения действий, предусмотренных законодательством о ПОД/ФТ, а также правилами внутреннего контроля.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то, что представление кредитной организацией (ее филиалом) в территориальное учреждение Банка России сведений об операциях обязательного контроля и подозрительных операциях не предусмотрено ни нормативными актами Банка России, ни Федеральным законом N 115-ФЗ, просим высказать официальную позицию Банка России по вопросу обязательного направления отчетности по формам, предлагаемым территориальными учреждениями Банка России.
Президент Ассоциации |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 20 сентября 2007 г. N А-02/5-496 "О недопустимости предъявления территориальными учреждениями Банка России к кредитным организациям требований о предоставлении сведений (отчетности) о реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации преступных доходов"
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)