См. ответ, приведенный в письме ЦБР от 7 сентября 2007 г. N 31-1-6/1832
Обращение Ассоциации российских банков обусловлено возникновением у кредитных организаций вопросов, связанных с предоставлением налоговым органам информации о клиентах в порядке и форме, предусмотренных Приказом ФНС России от 30.03.07 N ММ-3-06/178@ (далее - Приказ).
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Пунктом 3 статьи 86 НК РФ установлено, что форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Банком России.
Порядок представления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов, а также формы справок и выписок, указанных в пункте 2 статьи 86 НК РФ, утверждены Приказом. Информационно-правовые базы "Гарант" и "КонсультантПлюс" не содержат информации о согласовании Приказа с Банком России.
Вместе с тем, Приказ зарегистрирован в Минюсте России 23.04.07 N 9318 и опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 23, 04.06.07.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее - нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений (пункт 2 Правил).
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 10 Правил).
В соответствии с пунктами 11 и 12 Правил подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения) представляются в Министерство юстиции Российской Федерации, которое осуществляет их государственную регистрацию.
Пунктом 11 Правил установлено, что государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:
юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации;
принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
присвоение регистрационного номера;
занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Согласно пункту 12 Правил к нормативному правовому акту прилагается справка, содержащая, в частности сведения о согласовании акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами, если такое согласование является обязательным.
После государственной регистрации копии актов, подлежащих официальному опубликованию, направляются Минюстом России, в частности в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации (пункт 17 Правил).
В соответствии с пунктом 19 Правил федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
Таким образом, формы представления банками справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) утверждены нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, прошедшим государственную регистрацию и опубликованным в установленном порядке. При этом оснований полагать, что Минюстом России совершена регистрация Приказа без документа, подтверждающего факт его согласования с Банком России, не имеется.
Вместе с тем, отсутствие информации о согласовании Приказа с Банком России является основанием для возникновения у банков вопросов о правомерности исполнения требований Приказа.
Учитывая изложенное, а также в целях недопущения нарушений со стороны банков действующего законодательства, Ассоциация российских банков просит Вас подтвердить наличие согласования ФНС России с Банком России положений Приказа от 30.03.07 N ММ-3-06/178@, устанавливающего порядок и формы предоставления налоговым органам информации о клиентах кредитных организаций.
Президент Ассоциации |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 23 августа 2007 г. N А-02/5-434 "О согласовании ФНС России с Банком России формы и порядка представления банками информации по запросам налоговых органов"
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)