Центральный банк Российской Федерации рассмотрел обращение Ассоциации российских банков от 30.08.2007 N А-02/5-446, касающееся исполнения Указа Президента Российской Федерации от 27.05.2007 N 665 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1718 от 14 октября 2006 г.", и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О специальных экономических мерах" решение о применении специальных экономических мер в отношении конкретных лиц, иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и о сроке, в течение которого данные специальные экономические меры будут применяться, принимается Президентом Российской Федерации на основе предложений Совета Безопасности Российской Федерации с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о таком решении.
При этом, в соответствии с пп. 2 части 2 статьи 3 указанного Федерального закона специальные экономические меры могут быть направлены на запрещение финансовых операций или установление ограничений на их осуществление. Реализация специальных экономических мер обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц (часть 3 статьи 3 Федерального закона "О специальных экономических мерах").
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 27.05.2007 N 665 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1718 от 14 октября 2006 г." предусмотрено, что требования Указа распространяются на все государственные учреждения, промышленные, торговые, финансовые, транспортные и другие предприятия, фирмы, банки, организации, иных юридических и физических лиц, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.
Письмо Банка России от 13.07.2007 N 105-Т издано в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона "О специальных экономических мерах" и пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации N 665 в пределах компетенции Банка России. Письмо МГТУ Банка России от 02.08.2007 N 11-15-4-11/53773, в свою очередь, подготовлено в соответствии с Письмом Банка России от 13.07.2007 N 105-Т с целью доведения до сведения кредитных организаций информации о применении Указа Президента Российской Федерации N 665.
Учитывая изложенное, кредитным организациям следует руководствоваться пп. "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации N 665.
Что касается необходимости информирования Росфинмониторинга о таких операциях, следует отметить, что статья 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" содержит закрытый перечень операций, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых кредитные организации обязаны направлять в Росфинмониторинг. Указанный перечень не включает операции, указанные в пп. "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации N 665.
|
Г.Г. Меликьян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснен порядок реализации кредитными организациями Указа Президента РФ, предусматривающего применение ряда экономических ограничений в отношении КНДР в связи с проведением ею ядерного испытания.
Отмечено, что требования этого Указа распространяются, в том числе, и на финансовые организации, банки, находящиеся под юрисдикцией РФ.
Таким образом, на основании соответствующего Указа, кредитным организациям с 14 октября 2006 г. впредь до особого разрешения запрещено осуществлять финансовые операции с имеющимися на территории РФ на 14 октября 2006 г. или в любой последующий период денежными средствами, финансовыми активами и экономическими ресурсами юридических или физических лиц, которые являются участниками либо обеспечивают поддержку программ КНДР, связанных с ядерным оружием, другими видами оружия массового уничтожения или баллистическими ракетами, либо юридических или физических лиц, действующих от их имени либо по их указанию. Никакие денежные средства, финансовые активы или экономические ресурсы не могут предоставляться таким юридическим или физическим лицам либо в их интересах гражданами РФ, иными физическими лицами или юридическими лицами на территории РФ.
Кроме того, кредитные организации не обязаны информировать Росфинмониторинг о названных выше операциях, поскольку такие операции не подлежат обязательному контролю в рамках противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
Письмо ЦБР от 21 декабря 2007 г. N 04-31-1/5524 "Об исполнении Указа Президента Российской Федерации от 27.05.2007 N 665 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1718 от 14 октября 2006 г."
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)