В соответствии с Вашим запросом Ассоциация российских банков изучила Годовой отчет Банка России за 2007 год (далее - Отчет) и сообщает следующее.
На фоне высоких темпов экономического роста, имевших место в России в 2007 году, в банковской сфере преобладали позитивные процессы. Рост ВВП, доходов населения, укрепление международного финансового положения страны и другие факторы сопровождались повышением капитализации банковской системы, ускорением внедрения современных технологий корпоративного управления и риск-менеджмента.
В Отчете справедливо отмечено, что "в 2007 году продолжилось динамичное развитие банковского сектора, возросла его функциональная роль в экономике. Этому способствовали меры Банка России, направленные на укрепление капитальной базы банковского сектора, повышение качества управления банковскими рисками, развитие системы страхования вкладов" (стр. 8). Поступательное развитие российской банковской системы не было прервано даже мировым кризисом ликвидности, произошедшим во второй половине 2007 года: "...Россия успешно справилась с последствиями нестабильности мировых финансовых рынков, а российский банковский сектор продемонстрировал устойчивость к негативным внешним воздействиям" (стр. 24). Заслуга Банка России в поддержании стабильности неоспорима.
Вместе с тем, Годовой отчет Банка России подчеркивает в основном позитивные аспекты развития банковской системы, в то время как слабые стороны не раскрыты. Эффективность предпринимаемых Банком России мер по ряду вопросов была недостаточной.
Сохраняющаяся недокапитализированность банковской системы
Согласно Отчету, "Собственные средства (капитал) выросли на 57,8% (за 2006 год - на 36,3%)... Соотношение капитала и ВВП увеличилось с 6,3 до 8,1%" (стр. 24).
К сожалению, нигде в Отчете нет справедливого указания на то, что половина прироста капитала была обеспечена публичными размещениями акций Сбербанка и ВТБ. Без учета этих единовременных акций рост капитала банковской системы не превышает показателей за 2006 год (36%). Можно с уверенностью утверждать, что банковская система в целом продолжает испытывать трудности с наращиванием собственного капитала. До сих пор капитализация всей банковской системы не превышает объема капитала одного крупного международного банка.
Ассоциация российских банков неоднократно вносила предложения о принятии системы мер по ускорению капитализации банков. В частности, назрела необходимость принятия решения об освобождении от налогов капитализируемой банками прибыли.
Недостаточность ресурсов для долгосрочного кредитования
Российские банки продолжают выдавать в основном краткосрочные кредиты. В Отчете указано, что "доля долгосрочных (свыше 1 года) кредитов увеличилась до 51,6% (на начало 2007 года - 45,9%)" (стр. 28). Между тем, в соответствии с международной практикой долгосрочными считаются кредиты, предоставленные на срок свыше трех, а в некоторых странах и пяти лет. Это объясняется тем, что именно такие долгосрочные кредиты способны удовлетворить потребность предприятий в инвестициях.
Доля кредитов российских банков со сроком погашения менее трех лет составляет 76%, а свыше пяти лет - менее 4%. В европейских банках на долю долгосрочных кредитов (свыше 5 лет) приходится более половины всех выданных кредитов - 52%.
Такое положение дел становится нетерпимым. Нужно ускорить принятие решений по включению в банковский оборот долгосрочных ресурсов, которыми располагает страна.
Из-за дефицита внутренних ресурсов для кредитования и отсутствия доступа к свободным денежным средствам государства, Банка России, госкорпораций, пенсионных фондов и бюджетных ресурсов банки вынуждены прибегать к западному финансовому "котлу". В Программе банкизации России, разработанной АРБ, показано, что даже части этих ресурсов достаточно для наращивания кредитного портфеля банков к 2010 году до 21-23 трлн. руб., а к 2020 году - соответственно до 85-95 трлн. руб.
К сожалению, в Отчете не рассматривается проблема создания механизма включения свободных денежных ресурсов в кредитный оборот. А это сегодня крайне важно. Не расширив кредитование инвестиций, Банк России будет сдерживать экономический рост в стране, что чревато негативными последствиями.
Слабость системы рефинансирования
Система рефинансирования Банка России, несмотря на расширение используемых инструментов денежно-кредитной политики в период обострения ситуации с ликвидностью (стр. 69) продолжает оставаться недостаточно эффективной. АРБ считает, что при более серьезной угрозе банковского кризиса действующей системы рефинансирования со стороны ЦБ РФ недостаточно для восполнения дефицита ликвидности банков. В настоящее время российским банкам приходится держать дополнительный буфер ликвидности. Подавляющее число банков, не имеющих избытка ликвидности, вынуждены сокращать деловую активность.
В этой связи Банк России справедливо выделяет важную причину слабости системы рефинансирования, а именно недостаточный уровень развития межбанковского рынка и его сегментированность (стр. 71), которые "...предопределяли в отдельные периоды формирование спроса кредитных организаций одновременно на инструменты рефинансирования и абсорбирования ликвидности" (там же).
С целью совершенствования рынка межбанковского кредитования необходимо сформировать транспарентный механизм, с помощью которого кредитные организации смогут получать необходимую ликвидность на основе конкурентных заявок. В качестве данного механизма может выступать единая для российских коммерческих банков торговая площадка, которую имело бы смысл создать под эгидой Банка России и АРБ.
Рост зависимости от иностранного капитала
Банк России преуменьшает влияние иностранного капитала на банковскую систему, когда приводит в Отчете данные о количестве кредитных организаций с участием нерезидентов. В расчет принимаются лишь кредитные организации с иностранным участием в уставном капитале свыше 50%, в результате чего их доля в капитале банковской системы, по данным Банка России, выросла с 12,1 до 15,7% (стр. 25).
АРБ считает, что более правильным является учет доли всех банков с участием нерезидентов, которая выросла за год на 60% и к январю 2008 года превысила 25%. Банку России необходимо принимать меры по регулированию размера иностранного капитала, присутствующего в банковской системе России. Неконтролируемый рост данного показателя чреват угрозой финансовой независимости российского государства в целом.
Неэффективность использования свободных денежных средств государства
Согласно Отчету, "Внешние долговые обязательства российских банков по сравнению с началом 2007 года выросли в 1,6 раза и достигли к 1 января 2008 года 163,7 млрд. долларов США. Их удельный вес во внешнем долге всех секторов экономики повысился с 32,6 до 35,6%" (стр. 55).
Данный абсолютный и относительный рост внешнего долга банков не может не настораживать.
Однако свободные средства государства продолжают вкладываться в дешевеющие на фоне кризиса иностранные активы. Несмотря на заверения Банка России, что "Обеспечение сохранности резервных валютных активов достигалось за счет применения комплексной системы управления рисками, строящейся на использовании только высоконадежных инструментов финансового рынка, предъявления высоких требований к иностранным контрагентам Банка России..." (стр. 81), доходность вложений Банка России крайне низка: от 0,68% по активам в йенах до 7,04% в долларах США (стр. 246). Отметим, что обесценение доллара США за 2007 год составило больше принесенной доходности - более 9%.
Крайне неэффективным стало размещение Банком России международных резервов в облигации американских ипотечных агентств Fannie Mae, Freddie Mac и участников федеральной системы ипотечного кредитования США Federal Home Loan Banks. Если на 01.01.2007 в них был вложен 1 трлн. рублей, то на 01.01.2008 - в 2,5 раза больше - 2,475 млрд. рублей. В итоге на начало 2008 года каждый пятый рубль международных резервов России "работал" на американскую ипотеку. Между тем, убытки этих компаний по итогам 2007 года составили суммарно более 5 млрд. долларов США.
Рост нормативов обязательных резервов
С 01.07.2008 "в условиях значительного притока краткосрочного капитала в Россию" (стр. 76) были повышены нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций. Политика повышения нормативов была продолжена также в 2008 году, в результате чего отношение отвлеченных в резервы средств к активам банков составило 1,6%, тогда как в США и Европе этот показатель не превышает 0,7% даже в условиях мирового финансового кризиса.
АРБ считает, что повышение отчислений в резервы не решает задач "снижения уровня инфляции и поддержания стабильности национальной валюты" и "создания благоприятных условий для долгосрочного устойчивого экономического роста" (стр. 63).
Напротив, повышение нормативов обязательных резервов ограничивает возможности банков по расширению кредитования экономики и при сокращении темпов роста производства усугубляет негативные экономические и социальные процессы, в том числе и по росту инфляции..
Президент Ассоциации |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 4 июня 2008 г. N А-01/2-318 "О Годовом отчете Банка России за 2007 г."
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)