Письмо Ассоциации российских банков от 5 сентября 2008 г. N А-01/5-508а
Обращение к Вам Ассоциации российских банков обусловлено проблемой обеспечения эффективной охраны вверенных банкам денежных средств и ценностей, а также защиты жизни и здоровья граждан - банковских служащих и их клиентов, участвующих в инкассации ценностей и осуществлении других банковских операций.
В соответствии с частью третьей статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" Сберегательный банк Российской Федерации, в отличие от других кредитных организаций Российской Федерации, на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации имеет право получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения обязанностей по транспортированию денежных средств и ценностей. Полагаем, что предоставление Сбербанку России такого права является абсолютно справедливым, поскольку его реализация направлена, прежде всего, на обеспечение безопасности лиц, осуществляющих инкассацию ценностей, а также на обеспечение охраны этих ценностей.
Вместе с тем, юридические лица, обладающие таким же правовым статусом кредитной организации, как и Сберегательный банк Российской Федерации, поставлены в неравное положение по сравнению с последним, что согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" является созданием дискриминационных условий.
В соответствии с ранее действовавшими положениями Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" право на приобретение служебного оружия предоставлялось как частным охранным предприятиям, так и службам безопасности юридических лиц для выполнения своих обязанностей, согласованных с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Однако с принятием Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и внесением изменений в Закон Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" по вопросам приобретения оружия действуют Правила оборота служебного оружия, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
Таким образом, в соответствии с действующей в настоящий момент редакцией Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", статьей 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", "Положением о лицензировании негосударственной (частной охранной деятельности)", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 600, а также информационным письмом ГУООП СОБ МВД России от 06.10.2004 N 12/3763 лицензия на приобретение служебного оружия выдается органами внутренних дел юридическим лицам (обособленным подразделениям) с особыми уставными задачами, связанными с использованием и применением служебного оружия, имеющим лицензию на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности. Службы безопасности и инкассации кредитных организаций к таким лицам не относятся, так как они являются структурными подразделениями кредитных организаций, а не обособленными подразделениями (юридическими лицами), которым разрешено заниматься охранной деятельностью и использовать служебное оружие.
В этой связи, Ассоциация с участием банков - членов АРБ разработала проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Законопроект) (проект федерального закона, пояснительная записка к нему, финансово-экономическое обоснование и перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона прилагаются). Необходимо отметить, что Федеральная антимонопольная служба поддержала указанный Законопроект (копия Письма Заместителя Руководителя ФАС России от 10.06.2008 N АК/14156 прилагается).
Учитывая вышеизложенное, просим Вас рассмотреть возможность внесения Законопроекта в Государственную Думу ФС РФ в порядке законодательной инициативы.
Приложение: на 5 л.
Президент Ассоциации |
Г.А. Тосунян |
Проект федерального закона
О внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии"
Принят Государственной Думой
Одобрен Советом Федерации
Статья 1.
Внести в часть третью статьи 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5681; 1998, N 31, ст. 3834) изменение, изложив ее в следующей редакции:
"Центральный банк Российской Федерации (в том числе Российское объединение инкассации), Главный центр специальной связи Министерства связи Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, кредитные организации, а также иные юридические лица с особыми уставными задачами, за исключением частных охранных предприятий, на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации имеют право получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по охране объектов производства и хранения оружия, боеприпасов, боевой техники, особо опасных экологических производств, природы и природных ресурсов, мест изготовления и хранения денежных средств и ценностей, добычи, переработки и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, дипломатических представительств Российской Федерации в иностранных государствах, других особо важных объектов, а также при транспортировании особо опасных грузов, оружия, боеприпасов, боевой техники, денежных средств и ценностей, дипломатической почты, корреспонденции, содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне, и грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне."
Статья 2.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Москва, Кремль
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии"
Согласно действующему законодательству из всех кредитных организаций, осуществляющих банковскую деятельность на территории Российской Федерации и в равной мере обязанных руководствоваться едиными для всех правилами совершения кассовых операций и требованиями по их безопасности, только Сберегательный банк Российской Федерации признан организацией, имеющей право получать во временное пользование служебное оружие для исполнения возложенных на нее обязанностей по охране мест хранения денежных средств и ценностей и обеспечения безопасности при их транспортировании (статья 12 Федерального закона от 13.12.96 г. N 150-ФЗ "Об оружии").
Инкассация и доставка денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, других ценностей всеми иными коммерческими банками осуществляется на договорных условиях через сторонние специализированные подразделения инкассации, в том числе Российское объединение инкассации Банка России, что снижает эффективность и рентабельность операций, а в ряде случаев и безопасность их проведения, а также существенно повышает затраты банков.
Сложившееся таким образом законодательное ущемление прав большинства кредитных организаций нарушает принцип равенства участников гражданских правоотношений (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также представляет собой создание дискриминационных условий, нарушающее основы антимонопольного законодательства (пункт 8 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции").
В связи с этим необходимо законодательно закрепить возможность использования и применения служебного оружия службами безопасности и инкассации кредитных организаций для реализации возлагаемых на них функций по охране мест хранения денежных средств и ценностей, а также обеспечения безопасности при их перевозке, что в свою очередь позволит предоставить участникам рынка банковских услуг равные права и возможности в части обеспечения собственных служб инкассации служебным оружием.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.
Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" не повлечет необходимости приостановления, изменения или дополнения актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 5 сентября 2008 г. N А-01/5-508а
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)