О позиции Ассоциации российских банков по факту издания и замечания по тексту настоящего письма см. письмо Ассоциации российских банков от 10 февраля 2009 г. N А-02/5-63
В дополнение к настоящему письму см. письмо ЦБР от 23 января 2009 г. N 8-Т
См. также Информацию ЦБР от 1 ноября 2008 г.
Центральным банком Российской Федерации в результате осуществления надзорной деятельности за кредитными организациями, а также информационного взаимодействия между Банком России и ФТС России выявлено, что в 2008 году существенно возросло количество паспортов сделок, оформляемых по внешнеторговым договорам (контрактам), предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации (далее - паспорта сделок), по которым стоимость товаров, отражаемых уполномоченными банками (далее - кредитные организации) в ведомостях банковского контроля на основании представляемых в соответствии с пунктом 2.2 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 июня 2004 года N 5848, "Вестник Банка России" от 17 июня 2004 года N 35) (далее - Положение Банка России N 258-П) подтверждающих документов, в частности, таможенных деклараций, включая грузовые таможенные декларации, значительно превышает аналогичные данные о стоимости ввезенных товаров, имеющиеся в информационной базе ФТС России.
Во многих случаях денежные средства, отражаемые кредитными организациями в ведомостях банковского контроля по паспортам сделок, юридическими лицами - резидентами переводились в пользу нерезидентов, зарегистрированных, как правило, в офшорных зонах, а также других государствах, в частности, Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Новой Зеландии и являющихся клиентами банков Латвийской Республики, Эстонской Республики, Республики Кипр, Литовской Республики.
Данные операции между резидентами и нерезидентами характеризуются следующими особенностями:
1. Плательщиками денежных средств являются юридические лица - резиденты, имеющие крайне незначительный по сравнению с объемами платежей уставный капитал.
2. Операции по счетам юридических лиц - резидентов в кредитных организациях в большинстве случаев носят транзитный характер и связаны с поступлением денежных средств в валюте Российской Федерации от значительного числа других резидентов и последующим переводом их в полном объеме (либо в их значительной части) (с конверсией в иностранную валюту или без конверсии в иностранную валюту) в течение одного или нескольких операционных дней в пользу нерезидентов.
3. Контрагентами юридических лиц - резидентов являются иностранные компании, государство - место нахождения которых в большинстве случаев не совпадает с государством - местом нахождения обслуживающих их иностранных банков.
4. Со счетов, используемых для переводов денежных средств в пользу нерезидентов, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в крайне незначительных размерах.
Возрастающие масштабы расхождения между данными о стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, содержащимися в ведомостях банковского контроля по паспортам сделок, формируемых кредитными организациями, и в информационной базе ФТС России, позволяют предполагать, что для обоснования проведения платежей в пользу нерезидентов юридическими лицами - резидентами могут представляться в кредитные организации несуществующие (фиктивные) таможенные декларации, а действительными целями таких операций могут являться уклонение от уплаты налогов, оплата "серого" импорта, отмывание доходов, полученных преступным путем.
Учитывая изложенное, рекомендуем кредитным организациям уделять особое внимание указанным выше операциям, а также таможенным декларациям, представляемым юридическими лицами - резидентами в соответствии с пунктом 2.1 Положения Банка России N 258-П. При выявлении признаков, свидетельствующих о сомнительном характере операций, отражаемых кредитными организациями в ведомостях банковского контроля по паспортам сделок, кредитным организациям рекомендуется в целях проверки достоверности сведений, содержащихся в таможенных декларациях, обращаться в ФТС России.
Порядок направления в ФТС России запросов кредитной организации о проверке достоверности сведений таможенной декларации, представляемой клиентом кредитной организации в качестве подтверждающего документа по внешнеторговому договору (контракту), на который распространяется требование об оформлении паспорта сделки (далее - запрос кредитной организации) и получения заключений по ним доводится ФТС России до кредитных организаций после получения от кредитной организации письменного обращения на подключение к системе проверки достоверности сведений, содержащихся в таможенных декларациях.
Об организации рассмотрения запросов кредитных организаций о подтверждении фактов оформления таможенных деклараций см. письмо ФТС России от 23 декабря 2008 г. N 01-28/54547
Перечень реквизитов, включаемых в запрос кредитной организации, приведен в приложении 1 к настоящему письму.
Примеры заключений ФТС России по результатам рассмотрения запроса кредитной организации приведены в приложении 2 к настоящему письму.
В случае получения от ФТС России отрицательных заключений, указывающих на возможное использование юридическими лицами - резидентами несуществующих (фиктивных) таможенных деклараций, якобы подтверждающих ввоз ими товаров на таможенную территорию Российской Федерации, кредитным организациям рекомендуется применять меры, изложенные в письме Банка России от 27 апреля 2007 года N 60-Т "Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)" ("Вестник Банка России" от 8 мая 2007 года N 25), а также направлять сведения о таких операциях в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31, ст. 3446, ст. 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, ст. 4011).
Территориальным учреждениям Банка России при осуществлении деятельности по надзору за кредитными организациями, в том числе при проведении инспекционных проверок кредитных организаций, рекомендуется уделять особое внимание выявлению указанных выше операций в деятельности кредитных организаций.
При выявлении фактов проведения кредитными организациями по поручению клиентов таких операций систематически и(или) в значительных объемах территориальным учреждениям Банка России рекомендуется проводить встречи с руководителями и владельцами таких кредитных организаций в целях уточнения экономического содержания проводимых по поручению клиентов операций, обстоятельств их совершения, оценки рисков для кредитной организации и для банковской системы в связи с совершением таких операций, возможной разработки плана действий по их прекращению.
Территориальным учреждениям Банка России рекомендуется информацию о фактах проведения кредитными организациями по поручению клиентов указанных операций систематически и(или) в значительных объемах, а также о работе территориального учреждения с кредитными организациями и ее результатах направлять письмом на имя Председателя Банка России.
С Федеральной таможенной службой (А.Ю. Бельянинов) и Федеральной службой по финансовому мониторингу (Д.Г. Скобелкин) согласовано.
Доведите содержание настоящего письма до сведения кредитных организаций.
Приложение: на 3 листах.
Председатель Центрального банка |
С.М. Игнатьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кредитным организациям даны некоторые рекомендации, связанные с оформлением паспортов внешнеэкономических сделок. Приведены отличительные особенности сомнительных операций между резидентом и нерезидентом.
Во-первых, о сомнительности сделки может свидетельствовать незначительный по сравнению с объемом платежей уставный капитал резидента. Во-вторых, операции по счетам таких резидентов в большинстве случаев носят транзитный характер и связаны с поступлением денежных средств от значительного числа других резидентов. В дальнейшем эти средства за несколько операционных дней в полном объеме перечисляются нерезидентам.
О недобросовестности сторон сделки может говорить и тот факт, что государство - место нахождения иностранной компании не совпадает с государством - местом нахождения обслуживающего ее иностранного банка. Сомнительным также может являться то, что со счетов, используемых для переводов денежных средств в пользу нерезидентов, налоги не платятся или платятся в незначительных размерах.
Разъяснен порядок направления кредитными организациями запросов в ФТС России о проверке достоверности сведений таможенной декларации, представляемой резидентами в качестве подтверждающего документа по внешнеторговому договору (контракту). Приведены обязательные реквизиты такого запроса. В случае отрицательного заключения ФТС России кредитная организация должна сообщить об этом в Росфинмониторинг.
Письмо ЦБР от 1 ноября 2008 г. N 137-Т "О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций"
Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" от 7 ноября 2008 г. N 63