Письмо Ассоциации российских банков от 10 февраля 2009 г. N А-02/5-63
См. ответ, приведенный в письме ЦБР от 17 марта 2009 г. N 014-12-1/1280
Обращаемся к Вам в связи с изданием Банком России Письма от 1 ноября 2008 года N 137-Т "О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций" (далее - Письмо N 137-Т), согласно которому кредитным организациям рекомендовано обращаться в ФТС России в целях проверки достоверности сведений, содержащихся в таможенных декларациях, представляемых юридическими лицами - резидентами в соответствии с пунктом 2.1 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".
Порядок направления в ФТС России запросов кредитной организации о проверке достоверности сведений таможенной декларации в соответствии с Письмом N 137-Т доводится ФТС России до кредитных организаций. В этой связи ФТС России издано письмо от 23.12.2008 N 01-28/54547 "Об организации рассмотрения запросов кредитных организаций о подтверждении фактов оформления таможенных деклараций" (далее - Письмо ФТС России), (размещено на Интернет странице ФТС России по адресу http://www.customs.ru/ru/banks/documents/popup.php?id286=5346&i286=1).
Ассоциация российских банков считает необходимым довести до Вашего сведения свою позицию по факту издания и следующие замечания по тексту Письма N 137-Т и Письма ФТС России.
1. По нашему мнению, возложенная на кредитные организации Письмом N 137-Т дополнительная обязанность по осуществлению содержательного контроля за проведением клиентами валютных операций (в частности, по проверке сведений, содержащихся в таможенной декларации) как расширяющая круг обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) и Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон о ПОД/ФТ), не может быть установлена указанием оперативного характера, а должна регулироваться исключительно нормативным правовым актом, принятым в соответствии с действующим законодательством.
2. Считаем необходимым отметить, что указанная обязанность кредитных организаций содержательно более соответствует целям, установленным Законом N 173-ФЗ, чем целям Закона о ПОД/ФТ, что справедливо отмечается в абзаце первом Письма ФТС России.
Так, кредитные организации как агенты валютного контроля, руководствуясь пунктом 11 части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ, в целях осуществления валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе, таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме.
3. В случае квалификации внешнеторговых операций как сомнительных банк на основании Закона о ПОД/ФТ обязан производить стандартные противолегализационные мероприятия, не предусматривающие проверку достоверности сведений, включаемых в хозяйственные документы клиента.
Кроме того, в любом случае сроки проверки кредитными организациями достоверности сведений, содержащихся в таможенных декларациях слишком большие, чтобы кредитная организация могла повлиять на осуществление платежа клиента в то время, как таможенная декларация может быть представлена после проведения валютной операции.
4. Необходимо отметить, что в соответствии с Письмом ФТС России "финансирование работ по организации доступа и расходов в процессе информационного взаимодействия с системой внешнего доступа ГНИВЦ ФТС России осуществляется кредитной организацией".
Ассоциация российских банков выражает озабоченность в связи с намерением ФТС России взимать плату с кредитных организаций, которые информируют ФТС России о возможных правонарушениях в сфере внешнеэкономической деятельности.
Следует обратить внимание на то, что в соответствии с пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459 (далее - Положение N 459), ФТС России "осуществляет в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу...". Кроме того, пункт 5.5 Положения N 459 устанавливает, что ФТС России "информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности", а согласно пункту 7 Положения N 459 ФТС России "не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по... оказанию платных услуг...".
При этом ФТС России намерена взимать абонентскую плату за подключение к системе внешнего доступа ГНИВЦ ФТС России, причем как с самой кредитной организации, так и со всех ее филиалов, которые также должны будут обращаться в ФТС России.
С учетом вышеизложенного Ассоциация российских банков обращается к Вам с просьбой рассмотреть вопрос об отмене Письма Банка России от 1 ноября 2008 года N 137-Т "О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций" и о целесообразности закрепления рассматриваемой обязанности кредитных организаций в нормативных актах, регулирующих отношения по валютному контролю.
Наряду с изложенным банковское сообщество считает недопустимым ни при каких обстоятельствах взимание платы за обработку Федеральной таможенной службой России запросов кредитных организаций о подтверждении фактов оформления таможенных деклараций.
С уважением,
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 10 февраля 2009 г. N А-02/5-63
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)