Банк России рассмотрел письмо Ассоциации российских банков от 10.02.2009 N А-02/5-63, направленное в связи с изданием письма Банка России от 01.11.2008 N 137-Т "О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций" (далее - Письмо N 137-Т), и сообщает следующее.
Банком России в результате осуществления надзорной деятельности за кредитными организациями, а также информационного взаимодействия между Банком России и ФТС России было выявлено, что в 2008 году существенно возросло количество паспортов сделок по импорту товаров, по которым стоимость товаров, отражаемых уполномоченными банками (далее - кредитные организации) в ведомостях банковского контроля на основании таможенных деклараций, значительно превышает аналогичные данные о стоимости ввезенных товаров, имеющиеся в информационной базе ФТС России.
Так по данным отчетности за 2008 год разница между стоимостью товаров, отраженных кредитными организациями в ведомостях банковского контроля, и данными о стоимости ввезенных товаров, имеющимися в информационной базе ФТС России, составила в долларовом эквиваленте 60,8 млрд. долларов США. При этом за 2007 год указанная разница составляла в долларовом эквиваленте 22,6 млрд. долларов США.
Возрастающие масштабы расхождения между данными о стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, содержащимися в ведомостях банковского контроля по паспортам сделок, формируемых кредитными организациями, и в информационной базе ФТС России, позволили предположить, что для обоснования проведения платежей в пользу нерезидентов юридическими лицами - резидентами могут представляться в кредитные организации несуществующие (фиктивные) таможенные декларации, а действительными целями таких операций могут являться уклонение от уплаты налогов, оплата "серого" импорта, отмывание доходов, полученных преступным путем.
В связи с этим, Письмом N 137-Т Банк России рекомендовал кредитным организациям уделять особое внимание операциям, характерные особенности которых приведены в Письме N 137-Т, а также таможенным декларациям, представляемым юридическими лицами - резидентами, и при выявлении признаков, свидетельствующих о сомнительном характере операций, отражаемых кредитными организациями в ведомостях банковского контроля по паспортам сделок, в целях проверки достоверности сведений, содержащихся в таможенных декларациях, обращаться в ФТС России.
Обращаем внимание, что Письмо N 137-Т не является нормативным актом Банка России либо официальным разъяснением Банка России, не содержит норм права и доведено до сведения кредитных организаций в целях оказания практической помощи кредитным организациям по выявлению в деятельности своих клиентов операций, которые, возможно, совершаются с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Используя рекомендации Банка России кредитные организации получают дополнительную возможность оценить риски, связанные с совершением их клиентами таких операций, а также принять при необходимости меры, направленных на снижение таких рисков.
В связи с изложенным, отмечаем, что кредитные организации самостоятельно определяют полноту применения рекомендаций, содержащихся в Письме N 137-Т, в зависимости от специфики своей деятельности, специфики деятельности своих клиентов и с учетом оценки (степени) уровня риска совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Кроме того, Банк России в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 17.12.2008 N КА-П13-763с предложил рассмотреть вопрос о представлении Федеральной таможенной службой заключений о проверке достоверности сведений таможенных деклараций по запросам кредитных организаций на бесплатной основе.
|
В.Н. Мельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По результатам надзора за кредитными организациями в 2008 г. Банком России выявлен существенный рост импортных паспортов сделок, по которым стоимость товаров, отражаемых на основании таможенных деклараций, превышает аналогичные данные из информационной базы ФТС России.
Предполагается, что в кредитные организации могут представляться фиктивные таможенные декларации в целях уклонения от уплаты налогов, отмывания доходов, оплаты "серого" импорта.
Ранее Банк России (письмо N 137-Т) рекомендовал кредитным организациям уделять особое внимание представляемым таможенным декларациям и платежным операциям между резидентами и нерезидентами. При выявлении признаков нарушений следует обращаться в ФТС России.
Рекомендации не являются нормативным актом. Соответственно, кредитные организации самостоятельно определяют, насколько полно их использовать. В то же время они получают дополнительную возможность оценить риски, связанные с совершением клиентами сомнительных операций, а также принять при необходимости меры, направленные на снижение таких рисков.
Кроме того, Банк России предлагает представлять ФТС России заключения о проверке достоверности сведений таможенных деклараций по запросам кредитных организаций на бесплатной основе.
Письмо ЦБР от 17 марта 2009 г. N 014-12-1/1280 "О письме Банка России от 01.11.2008 N 137-Т "О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций"
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)