Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июля 2010 г. N ВАС-6336/10
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Андреева Е.И., судей Александрова В.Н., Березия А.Е.,
рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Вымпел-Коммуникации" от 29.04.2010 о пересмотре в порядке надзора постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.04.2010 по делу N А15-2016/09 Арбитражного суда Республики Дагестан, установила:
открытое акционерное общество "Вымпел-Коммуникации" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан (далее - судебный пристав-исполнитель) от 17.09.2009 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 05.11.2009 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2010 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 01.04.2010 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций общество ссылается на неправильное применение судами законодательства, нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Рассмотрев заявление общества и представленные документы, изучив материалы указанного дела, коллегия судей усматривает наличие оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В рамках возбужденного исполнительного производства N 5/20/2036/1/2009 в отношении гражданина Сайдиева Н.С. (далее - должник) о взыскании в пользу ИФНС России по Советскому району города Махачкалы (далее - взыскатель) денежных средств судебным приставом-исполнителем обществу направлен запрос от 21.07.2009 о предоставлении информации о наличии зарегистрированного мобильного телефонного номера за должником.
Общество 03.08.2009 сообщило о том, что исполнить запрос не представляется возможным, сославшись при этом на то, что запрос судебного пристава-исполнителя не относится к случаю, когда персональные данные могут обрабатываться, в том числе передаваться третьим лицам без согласия субъекта этих персональных данных; судебный пристав-исполнитель не относится к числу уполномоченных государственных органов, которым операторы связи обязаны предоставлять такие сведения об абонентах - гражданах.
Судебный пристав-исполнитель повторно направил обществу запрос от 03.09.2009 о предоставлении указанной информации в трехдневный срок со дня получения запроса.
Общество 14.09.2009 сообщило о невозможности предоставить запрашиваемую информацию в силу положения законодательства о связи и о персональных данных.
Судебный пристав-исполнитель, посчитав, что его требование законно и не исполнено обществом без уважительных причин, вынес постановление от 17.09.2009 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 3 статьи 17.14 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование, исходил из того, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что требование судебного пристава-исполнителя является законным, его неисполнение образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17.14 КоАП РФ. Суд пришел к выводу о том, что судебный пристав-исполнитель доказал наличие в действиях общества состава административного правонарушения, порядок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюден.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление суда апелляционной инстанции, указал, что судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках выполнения публичной функции по принудительному исполнению постановления суда, вправе требовать предоставления персональных данных физического лица, а оператор персональных данных обязан предоставить такие сведения.
При этом суды апелляционной и кассационной инстанций сочли, что в статье 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), статьях 12 и 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах) содержится исключение из общего правила, установленного в статье 53 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), о предоставлении оператором связи третьим лицам сведений об абонентах - физических лицах только с их письменного согласия.
Между тем суды апелляционной и кассационной инстанций не учли следующее.
Согласно части 1 статьи 6 Закона об исполнительном производстве и статье 14 Федерального Закона о судебных приставах законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Статьей 64 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки.
Информация в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей, предоставляется по его требованию в виде справок, документов и их копий безвозмездно (либо с согласия судебного пристава может быть предоставлена на электронном носителе с использованием в случае необходимости организационных и технических мер для защиты информации) и в установленный им срок.
При этом требование о предоставлении соответствующих сведений в силу статьи 64 Закона об исполнительном производстве относится к исполнительным действиям.
Невыполнение таких требований, в том числе не предоставление или предоставление недостоверной информации, а также воспрепятствование исполнению служебных обязанностей судебным приставом в силу части 3 статьи 6 Закона об исполнительном производстве и пункта 4 статьи 14 Закона о судебных приставах влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 113 Закона об исполнительном производстве невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя является основанием для наложения судебным приставом-исполнителем на виновное лицо штрафа в порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях,
Частью 3 статьи 17.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности общества является предоставление услуг мобильной связи. Тем самым, общество является оператором связи, а лица, которым оказываются услуги мобильной связи, являются абонентами общества.
В соответствии со статьей 53 Закона о связи сведения об абонентах (пользователей услуг связи, с которыми заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации) и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи (юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги связи на основании соответствующей лицензии) в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются конфиденциальной информацией и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом к сведениям об абонентах - физических лицах относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента.
Сведения об абонентах - гражданах без их согласия в письменной форме не могут быть включены в данные для информационно-справочного обслуживания и не могут использоваться для оказания справочных и иных информационных услуг оператором связи или третьими лицами. Предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с согласия в письменной форме абонентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В силу статьи 64 Закона о связи только уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, операторы связи обязаны предоставлять информацию об абонентах.
Судебный пристав-исполнитель не относится к органам уполномоченным осуществлять оперативно-розыскную деятельность, закон не содержит прямого указания на полномочие судебных приставов-исполнителей запрашивать у операторов связи сведения об абонентах - физических лицах.
Кроме того, сведения об абонентах содержат персональные данные, под которыми в силу статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Согласно статьям 7 и 9 этого Закона любые действия с персональными данными (предоставление, обработка) осуществляются операторами связи либо третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, только с согласия субъекта этих персональных данных, которое может быть им же и отозвано. Исключения из данного правила подлежат установлению федеральными законами, которыми предусматриваются случаи обязательного предоставления субъектом персональных данных своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из статьи 6 указанного Закона, обработка персональных данных может осуществляться оператором только с согласия субъектов персональных данных.
При этом такого согласия не требуется также в случае, когда обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.
Поскольку доступ к сведениям об абонентах - физических лицах и их персональным данным ограничен названными федеральными законами, то в силу статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) обязательным является соблюдение конфиденциальности такой информации.
Коллегия судей полагает, что статья 64 Закона об исполнительном производстве не исключает необходимости соблюдения судебным приставом-исполнителем требований действующего законодательства о том, что он вправе запрашивать только информацию, которая может быть передана лицом, у которого она испрашивается и при отсутствии запрета на ее предоставление.
Поскольку Закон об исполнительном производстве устанавливает право судебного пристава-исполнителя запрашивать исчерпывающий перечень строго у определенных субъектов, в число которых не включены операторы связи, располагающие сведениями, составляющими тайну частной жизни абонентов - граждан, тайну связи, персональные данные, в связи с чем судебный пристав-исполнитель не вправе требовать от операторов связи предоставления информации о пользователях услугами связи (физических лицах) и об оказанных услугах связи.
Таким образом, Законы о судебных приставах и об исполнительном производстве не предоставляют судебным приставам-исполнителям права получать персональные данные (сведения о номере телефона абонента) без их согласия, не устанавливают условия получения таких данных, а также полномочия судебного пристава-исполнителя по обработке персональных данных. Из этого следует, что данные Законы не являются теми федеральными законами, на основании которых пункт 2 статьи 6 Закона о персональных данных допускает обработку (получение) персональных данных без согласия их субъектов
Следовательно, направленные обществу запросы судебного пристава-исполнителя неправомерны, не предоставление оператором связи судебному приставу-исполнителю сведений об абоненте - физическом лице не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17.14 КоАП РФ.
Коллегия судей полагает, что постановления судов апелляционной и кассационной инстанций по делу N А15-2016/09 Арбитражного суда Республики Дагестан подлежат пересмотру в порядке надзора в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как противоречащие закону и нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь частью 4 статьи 299, статьями 300 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А15-2016/09 Арбитражного суда Республики Дагестан для пересмотра в порядке надзора постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.04.2010.
См. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 октября 2010 г. N 6336/10
Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 23 августа 2010 года.
Председательствующий судья |
Е.И. Андреев |
Судья |
В.Н. Александров |
Судья |
А.Е. Березий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июля 2010 г. N ВАС-6336/10
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А15-2016/09
Заявитель: ОАО "Вымпел Коммуникации" Махачкалинский филиал
Ответчик: Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по РД
Заинтересованное лицо: УФССП России по РД
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2010 Постановление Президиума ВАС РФ N 6336/10
25.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6336/10
05.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6336/10
14.01.2010 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2961/09