Работать по закону - инспекторов не бояться
Руководители предприятий, соблюдающие трудовое законодательство, не должны бояться проверок. Как подготовиться к плановой проверке? Что делать в случае, если предстоит внеплановая проверка? В чем можно отказать инспектору?
Кто следит за исполнением трудового законодательства?
Согласно ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда (далее - инспекция) определяется ратифицированными РФ конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ. С мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ). Однако Федеральный закон от 27.12.2009 N 365-ФЗ отложил введение в действие Федерального закона N 294-ФЗ для ряда субъектов до 1 января 2011 года. В этот список входит и Государственная инспекция труда. Это значит, что прописанные в Федеральном законе N 294-ФЗ нормы на государственных инспекторов труда не распространяются.
Согласно Положению о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324, основной формой надзорно-контрольной деятельности Государственной инспекции труда является инспектирование работодателей, порядок которого регламентирует ст. 360 ТК РФ.
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Согласно Федеральному закону N 294-ФЗ инспектор обязан получить у руководства распоряжение о проведении проверки. При этом он может и не уведомлять работодателя о предстоящей проверке. Также инспектор имеет право беспрепятственного допуска на любое рабочее место в любое время суток. Для этого ему достаточно предъявить удостоверение соответствующего образца, подписанное главным государственным инспектором труда России Юрием Герцием. Однако этим правом мы пользуемся только в экстренных ситуациях, число которых - единицы на тысячу проверок.
Плановые проверки
Предметом плановой проверки является соблюдение работодателем обязательных требований, установленных федеральными законами и муниципальными правовыми актами.
Согласно Федеральному закону N 294-ФЗ плановые проверки могут проводиться не чаще чем один раз в три года. Основанием для включения такой проверки в ежегодный план является истечение трех лет со дня государственной регистрации организации либо со дня окончания проведения последней плановой проверки. Поскольку для инспекции данный закон вступит в силу лишь 1 января 2011 года, инспектор имеет право прийти к вам с проверкой в любое время, в том числе и без уведомления.
Узнать о том, что ваше предприятие включено в общий план проведения проверок на следующий год, можно, посетив соответствующий раздел на официальном сайте инспекции*(1). Кроме того, в плане проверок вы найдете информацию о цели и основании проведения плановой проверки, дате и сроках ее проведения, наименовании проверяющего органа (или нескольких органов, если проверка совместная).
О проведении плановой проверки инспекция уведомляет руководителя предприятия не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Обычно проверяемому направляется копия распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя). Это делается с помощью заказного почтового отправления с уведомлением о вручении или по телефону - телефонограммой с регистрацией в специальном журнале установленной формы.
Между тем на всей территории РФ действует программа по выдаче сертификатов доверия. На данный момент эти документы, гарантирующие отсутствие плановых проверок в течение пяти лет, в Нижегородской области выданы 15 организациям. Хотите к ним присоединиться? Зайдите на региональный сайт инспекции и ответьте на 20 вопросов. Со всеми ли работниками вы заключили трудовой договор? Обеспечили ли работников средствами индивидуальной защиты? Создали ли безопасные условия труда? Провели ли аттестацию рабочих мест? Ведете ли трудовые книжки? Составляете ли график отпусков? Если на все вопросы анкеты вы отвечаете положительно и инспектор в ходе проверки убеждается, что вы не погрешили против истины, инспекция выдает вам сертификат доверия.
По обращениям граждан, а также по поручениям Роструда, прокуратуры, других органов, которые сообщают нам о нарушениях трудового законодательства, инспекция может инициировать и внеплановые проверки. По анонимным обращениям и заявлениям инспекция может отказать в проведении проверок.
Полномочия и обязанности инспектора при проведении проверки
Порядок инспектирования работодателей регулируется ст. 360 ТК РФ. Так, перед проверкой инспектор должен предъявить служебное удостоверение. Далее он обязан ознакомить вас с распоряжением руководителя (заместителя руководителя) инспекции о назначении проверки. Этим же распоряжением регламентируются полномочия инспекторов, а также цели, задачи, основания проведения проверки, виды и объем мероприятий по контролю. В нем указывается и состав экспертов - в случае привлечения их к проверке.
Для ряда организаций установлен особый порядок проведения проверок. Это силовые структуры, Государственная противопожарная служба, исправительные учреждения, организации атомной и оборонной промышленности, где проверки проводятся в назначенное время по заранее оформленному допуску. Инспектор не имеет права:
- проверять выполнение требований, не относящихся к полномочиям инспекции;
- требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей и производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
- отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей и производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без составления протоколов об отборе указанных образцов, проб по утвержденной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами;
- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Обязанности и права руководителя при проведении проверки
При проведении проверок должно быть обеспечено присутствие руководителей (иных должностных лиц, уполномоченных представителей).
Руководитель должен предоставить инспектору возможность ознакомиться с документами, которые имеют отношение к целям, задачам и предмету проверки, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки. Также он обязан обеспечить доступ инспекторов на территорию организации, ко всем принадлежащим ей строениям, сооружениям, помещениям, оборудованию, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
Если у вас возникло сомнение по поводу того, что инспектор пришел действительно по заданию своего руководства, информацию вы можете уточнить по телефонам инспекции*(2).
Наряду с обязанностями у руководителя проверяемой организации есть немало прав. Так, он может присутствовать при проведении проверки и получать от инспектора разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки. Аналогичные пояснения может давать и руководитель.
По требованию руководителя инспектор обязан предоставить информацию об органе, назначившем проверку, в целях подтверждения своих полномочий.
Руководитель имеет право ознакомиться с результатами проверки и указать этот факт в акте проверки. Кроме того, он может письменно выразить согласие или несогласие с результатами проверки, а также с отдельными действиями инспекторов.
Помните, что отказываться от подписания акта проверки не имеет смысла. В этом случае вам пришлют его заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если проверка была проведена с грубым нарушением установленных законом требований, вы можете в административном или судебном порядке обжаловать действия инспекторов, повлекшие за собой нарушение ваших прав при проведении проверки.
Ответственность руководителя организации при выявлении нарушений
В случае выявления нарушений трудового законодательства инспектор выдаст предписание об их устранении с указанием сроков. Инспекция имеет право проконтролировать, устранены ли выявленные нарушения, и если нет, она принимает меры по привлечению руководителя организации либо самой организации к административной ответственности.
Запомните: за невыполнение предписания установлена административная ответственность по ст. 19.5 КоАП РФ. Также предусмотрена уголовная ответственность за нарушение законодательства об охране труда (ст. 143 УК РФ), за нарушение сроков выплаты заработной платы или выплату зарплаты не в полном объеме (ст. 145.1 УК РФ). При этом инспекция не имеет права оценивать, есть ли в данном нарушении состав уголовно наказуемого деяния. Это прерогатива правоохранительных органов. Однако если мы выявляем признаки уголовно наказуемого деяния, то информацию об этом, подкрепленную документами, направляем в органы прокуратуры для дальнейшего рассмотрения.
А.Г. Емельянов,
руководитель Государственной инспекции труда,
главный государственный инспектор труда
в Нижегородской области
"Руководитель бюджетной организации", N 5, май 2010 г.
---------------------------------------------------------------------------------
*(1) Сведения о территориальных органах можно получить на сайте Федеральной службы по труду и занятости http://rostrud.info.
*(2) Телефон справочной службы Роструда (495) 698-84-12.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"