Высшие судебные инстанции об оплате труда работников и МРОТ
Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый работающий имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Кроме того, каждый из нас надеется, что оплата труда будет справедливой и обеспечит человеку достойное существование. Вопрос о соблюдении конституционных прав и справедливом вознаграждении за труд послужил предметом спора и поводом для обращения гражданки Барахтенко М.Н. в Конституционный суд. Рассмотрим суть проблемы, освещенной в Определении КС РФ от 17.12.2009 N 1557-О-О.
Из истории возникновения МРОТ
Определение минимального размера оплаты труда (МРОТ) было введено Законом РСФСР от 19.04.1991 N 1028-1 "О повышении социальных гарантий для трудящихся". С 01.10.1991 он составлял 180 руб. в месяц, в указанную сумму не включались доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. 1 января 1998 года Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 134-ФЗ) в качестве стоимостного эквивалента, предназначенного для обоснования МРОТ, был установлен прожиточный минимум в целом по РФ, приравненный к стоимости потребительской корзины (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 134-ФЗ). В свою очередь, согласно ст. 1 Федерального закона N 134-ФЗ потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Действовавшие нормы того времени в части МРОТ, содержавшиеся в ч. 2 ст. 129 ТК РФ, звучали следующим образом: минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Таким образом, с учетом вышеизложенного неквалифицированный работник, который работал в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, мог получать в то время за свой труд (при условии, что он отработал месячную норму рабочего времени) гарантированный ему МРОТ, который увеличивался на сумму иных стимулирующих и премиальных выплат. Кроме того, его заработная плата увеличивалась на размер компенсационной выплаты в виде районного коэффициента и процентной надбавки.
Действительность нашего времени
Ситуация с МРОТ изменилась с 1 сентября 2007 года с выходом Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ). С его принятием из ст. 129 ТК РФ было исключено понятие МРОТ. Вместе с тем ч. 3 ст. 133 ТК РФ была изложена следующим образом: месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Таким образом, согласно положениям трудового законодательства вне зависимости от квалификации работника у работодателя появилась возможность оплачивать труд работника (при условии, что им отработана норма рабочего времени) не ниже МРОТ без нарушения требований ст. 133 ТК РФ. Заработная плата в соответствии с действующей ст. 129 ТК РФ - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Другими словами, определение зарплаты включает в себя три составляющие: оклад (должностной оклад) + стимулирующие выплаты + компенсационные выплаты.
При этом следует обратить внимание, что с учетом всех тех изменений, которые были внесены Федеральным законом N 54-ФЗ, с 01.09.2007 признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже МРОТ.
Таким образом, с указанной даты органы государственной власти освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и МРОТ. Следовательно, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены ниже МРОТ, однако производимые работнику ежемесячные выплаты за полностью отработанное время в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.
Например, согласно приложению к Примерному положению об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности "Образование", утвержденному Приказом Минфина РФ от 30.10.2008 N 120н, для профессиональной квалификационной группы должностей работников учебно-вспомогательного персонала второго уровня (диспетчер образовательного учреждения, старший дежурный по режиму) рекомендовано устанавливать размер оклада в диапазоне от 1 700 до 2 550 руб.
В приложении к Приказу Минэкономразвития РФ от 12.09.2008 N 275 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минэкономразвития России, по видам экономической деятельности" рекомендуемый минимальный оклад для рабочих первого квалификационного уровня - 1 940 руб., для служащих - 2 055 руб.
В приложении к Приказу Минэнерго РФ от 30.09.2008 N 98 "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений здравоохранения Министерства энергетики Российской Федерации" для должностей, отнесенных к ПКГ "Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня", рекомендован минимальный оклад в размере 2 100 руб., а в Приказе ФМБА РФ от 03.09.2008 N 305 "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, подведомственных ФМБА России" для аналогичных должностей - 1 800 руб. Этот список можно продолжать до бесконечности. Таким образом, максимальное значение рекомендованных окладов менее МРОТ, действующего в настоящее время (4 330 руб.*(1)). Однако общий размер заработной платы указанных работников должен быть доведен до соответствующего значения МРОТ. Данные рекомендации содержат все вышеназванные приказы.
Для наглядности рассмотрим пример.
Пример 1
Бюджетное учреждение, находящееся в ведении Минфина и относящееся к системе "Образование", расположено в местности, где к заработной плате установлен районный коэффициент 1,2. Должностной оклад работника - 2 550 руб. Также ему выплачивается процентная надбавка за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере 20%. Стимулирующие выплаты установлены в сумме 500 руб.
Таким образом, месячная заработная плата работника, отработавшего норму рабочего времени, составляет 4 170 руб., в том числе:
- должностной оклад - 2 550 руб.;
- премии - 500 руб.;
- районный коэффициент - 610 руб.(2 550 руб. + 500 руб.) х 20%);
- процентная надбавка за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, - 510 руб. (2 550 руб. х 20%).
Поскольку работодатель не имеет права выплачивать заработную плату менее МРОТ, указанному работнику будет произведена доплата в размере 160 руб. (4 330 - 4 170).
Пример 2
Изменим условия примера 1. Предположим, что бюджетное учреждение, находящееся в ведении Минфина и относящееся к системе "Образование", расположено в местности, где не применяются районный коэффициент и процентная надбавка, например в Московской области.
Таким образом, месячная заработная плата работника, отработавшего норму рабочего времени, составит 3 050 руб. (2 550 + 500). Общая сумма доплаты до МРОТ равна 1 280 руб.
По условиям рассмотренных примеров можно сделать вывод, что работникам учреждений, находящихся в ведении одного министерства и финансируемых из федерального бюджета, работающим по одной должности, отработавшим норму рабочего времени, вне зависимости от места расположения учреждения, оплатили их труд одинаково. Сложившаяся правоприменительная практика позволяет работодателю при установлении работнику заработной платы в размере МРОТ включать в нее районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что не нарушает норм ст. 133 ТК РФ и не противоречит правилам ст. 2, 132, 135, 146, 148, 315-317 ТК РФ. Обратите внимание, что если в первом учреждении доплату работнику до МРОТ производили с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, то во втором - просто доплачивали до установленного размера в 4 330 руб. Вместе с тем климатические условия труда, в которых выполняли свои трудовые обязанности работники, были разные.
Заметим, что в приведенных примерах мы не рассматривали региональный МРОТ, поскольку учреждение, финансируемое из федерального бюджета, не может его применить в силу норм, изложенных в ст. 133.1 ТК РФ.
Какое решение вынес Конституционный суд?
Позиция, изложенная Конституционным судом в Определении от 17.12.2009 N 1557-О-О, состоит в следующем. Ссылаясь на свое Постановление от 27.11.2008 N 11-П, КС РФ указал, что по смыслу приведенных конституционных положений институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Прожиточный минимум в настоящее время не соответствует законодательно установленному МРОТ. На данный момент минимальный размер оплаты труда составляет 4 330 руб., при этом величина прожиточного минимума на душу населения равна 5 198 руб., для трудоспособного населения - 5 620 руб., пенсионеров - 4 134 руб., детей - 4 978 руб. (за III квартал 2009 года) (Постановление Правительства РФ от 20.02.2010 N 69).
Далее Конституционный суд отметил: на основе конституционных положений Трудовой кодекс (ч. 3 ст. 133) предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (то есть, как мы уже заметили, не меньше 4 330 руб.).
При этом согласно ст. 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 7 ТК РФ).
Справедливая заработная плата устанавливается в соответствии с положениями Трудового кодекса, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать:
- равную оплату труда равной ценности (ст. 22 ТК РФ) (в зависимости от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда). При этом запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132 ТК РФ);
- основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130 ТК РФ);
- повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146 ТК РФ).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ). Системы оплаты труда должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом предусмотренных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 148, 315, 316, 317 ТК РФ).
Таким образом, Конституционный суд определил: оспариваемое заявительницей (Барахтенко М.Н. - Прим. авт.) законоположение в системной связи с положениями ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ не направлено на установление равной оплаты труда работников, выполняющих равноценную работу в местностях с нормальными и особыми климатическими условиями, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы. (В рассмотрении жалобы судом было отказано.) Заметим, что подобные выводы были сделаны и в Определении КС РФ от 25.02.2010 N 162-О-О.
Несколько слов в заключение
Исходя из несовершенства трудового законодательства относительно приравнивания заработной платы к МРОТ без учета климатических особенностей (в случае когда оклад, тарифная ставка и все положенные работнику выплаты и надбавки ниже МРОТ), в разрабатываемых в последнее время федеральных отраслевых соглашениях указывается, что минимальный оклад самой низкооплачиваемой профессиональной квалификационной группы (или 1-го разряда ЕТКС) не может быть ниже величины МРОТ, установленного в РФ. Например, это сказано в п. 4.2 Федерального отраслевого положения по организациям Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ на 2009 - 2011 годы, утвержденного Минспорттуризмом РФ, Профсоюзом работников физической культуры, спорта и туризма РФ 08.10.2009 и прошедшего уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (регистрационный N 135/09-11 от 02.12.2009) (Письмо Роструда от 02.12.2009). Однако такую "роскошь" в распоряжении бюджетными денежными средствами могут себе позволить далеко не все министерства, поэтому вопрос соответствия оклада МРОТ так и остается открытым. Пока Правительство РФ не внесет коррективы в трудовое законодательство, рассчитывать на справедливую оплату труда для работающих в федеральных бюджетных учреждениях в северных районах не приходится.
С.Р. Валова,
эксперт журнала "Оплата труда в бюджетном
учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2010 г.
------------------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"