Новации в обеспечении получателей средств федерального бюджета наличными денежными средствами
В целях совершенствования обеспечения Федеральным казначейством получателей средств федерального бюджета наличными денежными средствами Приказом Минфина РФ от 04.06.2009 N 49н был утвержден Порядок проведения эксперимента по обеспечению Федеральным казначейством получателей средств федерального бюджета наличными денежными средствами с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт (далее - Порядок N 49н). Указанный эксперимент проводился в течение 2009 года на территории Краснодарского края. Положительные результаты эксперимента позволяют сделать вывод о целесообразности использования расчетных (дебетовых) банковских карт для обеспечения Федеральным казначейством получателей бюджетных средств наличными денежными средствами повсеместно, и прежде всего в крупных административно-территориальных образованиях.
Анализ итогов эксперимента свидетельствует о целесообразности полномасштабного внедрения банковских карт во всех органах Федерального казначейства, что, в частности, позволит:
- оптимизировать сеть территориальных органов Федерального казначейства путем проведения организационных преобразований (при обслуживании получателей средств бюджетов всех уровней обеспечить замену денежных чеков и объявлений на взнос наличными на более современные и актуальные инструменты обеспечения наличными средствами бюджетополучателей - банковские карты Федерального казначейства, выдаваемые к счету N 40116 "Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям" и "зарплатные" карты сотрудников получателей средств бюджетов);
- оперативно получать наличные денежные средства (круглосуточно с использованием банкоматов);
- снизить расходы в процессе кассового обслуживания исполнения федерального бюджета (например, уменьшить транспортные расходы за счет того, что учреждение может снять денежные средства в близлежащих отделениях разветвленной сети уполномоченных банковских учреждений и их банкоматах).
В статье автор, руководствуясь положениями Порядка N 49н, знакомит читателей с механизмом обеспечения наличными денежными средствами бюджетных учреждений посредством банковских карт. Практика внедрения проекта в Краснодарском крае показала, что применяемый порядок обеспечения Федеральным казначейством получателей средств федерального бюджета наличными денежными средствами с использованием расчетных (дебетовых) карт требует доработки, но в целом механизм обеспечения бюджетополучателей наличными денежными средствами посредствам банковских карт можно оставить без изменений. В связи с этим полагаем, что читателям будет небезынтересно узнать, в чем заключается суть этого механизма, но прежде скажем несколько слов о том, какой порядок обеспечения бюджетных учреждений наличными денежными средствами применяется в настоящее время.
В данный момент обеспечение наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минфина РФ от 03.09.2008 N 89н. Для получения наличных денежных средств бюджетное учреждение оформляет Заявку на получение наличных денег и денежный чек. По ним бюджетное учреждение может получить средства в банке не ранее чем на следующий день после их предъявления в орган Федерального казначейства.
В целом можно выделить несколько недостатков существующей системы обеспечения получателей бюджетных средств наличными денежными средствами:
трудоемкость заполнения чека (чек должен быть заполнен разборчиво, без помарок, оттиск печати должен быть четким, подписи должны полностью соответствовать образцам подписей в карточке образцов подписей);
необходимость для бюджетного учреждения прибыть в орган Федерального казначейства для оформления чека и в большинстве случаев дважды посетить учреждение банка (накануне дня получения средств - сдать чек - и в день получения средств);
возможность получения наличных денежных средств в единственном кредитном учреждении (РКЦ), в котором органу Федерального казначейства открыт счет на балансовом счете N 40116;
ограничение времени получения наличных денежных средств рабочими днями и временем в течение рабочего дня.
Использование банковских карт при кассовом обслуживании исполнения бюджетов всех уровней органами Федерального казначейства ограничивается внедрением так называемых "зарплатных" проектов. "Зарплатный" проект представляет собой комплекс услуг, предоставляемых учреждениями банка по организации выплаты заработной платы работникам путем перечисления денежных средств на расчетные счета физических лиц, к которым выпущены карты, что позволяет сократить работу с наличностью и с небольшой комиссией перечислить денежные средства на счета сотрудников.
Технология "зарплатных" карт не может применяться для внесения денежных средств в учреждение банка, следовательно, отсутствует и возможность внесения наличных денежных средств на счет N 40116, открытый в органе Федерального казначейства. Вместе с тем банковские технологии, используемые в настоящее время, позволяют применять в "коммерческом секторе" как банковские карты сотрудников, выданные к счетам сотрудников для организации выдачи заработной платы, оплаты командировочных и иных расходов, так и "корпоративные" банковские карты, выдаваемые банком уже непосредственно к расчетным счетам организации. Одним из приоритетных направлений деятельности Федерального казначейства является совершенствование системы бюджетных платежей, в том числе путем минимизации наличного денежного обращения в секторе государственного управления. Совокупность всех условий (минимизация наличного денежного обращения, возможности банковских технологий на фоне ограниченных возможностей "зарплатных" банковских карт) послужила отправной точкой при запуске проекта.
Перейдем к рассмотрению механизма обеспечения бюджетополучателей наличными денежными средствами посредствам банковских карт.
Получение карт
Для получения карт клиент представляет в орган Федерального казначейства Заявление на получение карт (далее - Заявление). На обособленные подразделения без права ведения бухгалтерского учета также оформляются отдельные Заявления.
Далее орган Федерального казначейства направляет Заявление в банк, в котором органу Федерального казначейства открыт счет на балансовом счете N 40116. Банк обеспечивает изготовление карт и выдает их уполномоченному работнику органа Федерального казначейства. Карты подлежат учету и регистрации органом Федерального казначейства в Журнале регистрации карт.
Орган Федерального казначейства выдает уполномоченному работнику клиента карту и конверт с пин-кодом под расписку в Журнале регистрации карт.
Орган Федерального казначейства и клиент учитывают карты в порядке, установленном п. 263 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н.
Заявка на получение наличных денежных средств
Орган Федерального казначейства принимает от клиента для получения им наличных денежных средств Заявку на получение наличных денежных средств, перечисляемых на карту (далее - Заявка) с использованием системы электронного документооборота или на бумажных носителях в двух экземплярах. Она формируется на каждую карту отдельно.
Уполномоченный работник органа Федерального казначейства проверяет правильность заполнения Заявки.
Перечисление средств в банк
Орган Федерального казначейства обобщает представленные клиентами заявки и на их основании оформляет в необходимом количестве экземпляров платежные поручения на перечисление денежных средств со счетов, открытых Управлению Федерального казначейства в подразделении ЦБ РФ на балансовых счетах:
- N 40105 "Средства федерального бюджета";
- N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений";
- N 40503 "Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации";
- N 40116.
Далее платежные поручения передаются в подразделение ЦБ РФ.
Не позднее дня, следующего за днем получения выписки соответственно со счетов N 40105, 40302 и 40503 из подразделения ЦБ РФ, и на основании приложенных к ней платежных поручений с отметкой подразделения ЦБ РФ об исполнении орган Федерального казначейства формирует и направляет в электронном виде в банк Расшифровку суммы средств, перечисленных на счет органа Федерального казначейства N 40116 по картам. Далее он отражает кассовые выплаты в соответствии с представленными заявками на соответствующих лицевых счетах клиента.
Получение наличных средств
Получение наличных денежных средств осуществляется уполномоченными работниками получателя бюджетных средств с использованием карты в любых подразделениях банка, банкоматах, пунктах выдачи наличных средств по выбору получателя в пределах учитываемого банком остатка денежных средств. Денежные средства могут сниматься с карты полностью или частично.
Проектом предполагалось, что в случае полного или частичного неиспользования клиентом перечисленных на карты средств в течение 20 календарных дней со дня перечисления, не считая дня перечисления, клиент представляет в орган Федерального казначейства Расшифровку сумм неиспользованных (внесенных через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств) средств (далее - Расшифровка) на возврат невостребованной суммы со счета N 40116 на счет N 40105, 40302 или 40503 (в зависимости от ранее представленной клиентом Заявки).
Орган Федерального казначейства на основании Расшифровки оформляет платежное поручение на перечисление невостребованной суммы и передает его в банк.
Платежное поручение, оформленное органом Федерального казначейства на основании Расшифровки, является основанием для отражения списания средств со счета N 40116, а также для операции по восстановлению кассовой выплаты на счете N 40105, 40302 и 40503. Данные операции на основании Расшифровки и платежного поручения с отметкой подразделения ЦБ РФ об исполнении операции отражаются на соответствующем лицевом счете клиента.
Внесение наличных денежных средств через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств
Внесение наличных денежных средств осуществляется уполномоченными работниками клиента с использованием карты через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств. Клиент вправе без взимания комиссии за внесение наличных денежных средств осуществлять внесение наличных денежных средств с использованием карты через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств банка, выдавшего карты.
При внесении денежных средств через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств клиент не позднее следующего рабочего дня после внесения средств представляет в орган Федерального казначейства Расшифровку по сумме внесенных средств в течение дня их внесения. В Расшифровке в обязательном порядке указываются реквизиты карты (номер карты), номер лицевого счета получателя бюджетных средств и лицевого счета для учета операций со средствами во временном распоряжении и коды бюджетной классификации РФ, по которым вносимые средства подлежат отражению на соответствующем лицевом счете получателя средств.
Перечисление внесенных уполномоченным работником клиента в течение дня через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств со счета N 40116 на счет N 40105 осуществляется банком в соответствии с документом или совокупностью документов в электронной форме, сформированными за определенный период времени при совершении операций с использованием банкомата и (или) электронного терминала - электронным журналом транзакций не позднее дня зачисления внесенных наличных денежных средств на счет, к которому открыта карта.
Средства, поступившие на счет N 40105 со счета N 40116, учитываются органом Федерального казначейства как невыясненные поступления до представления клиентом Расшифровки.
Е. Король,
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, к.э.н.
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"