Наружная реклама: особенности применения ЕНВД
В каких случаях фирмы должны уплачивать единый "вмененный" налог при распространении наружной рекламы? Зависит ли обязанность по уплате ЕНВД от права собственности на рекламные носители? При каких условиях фирмы, размещающие "наружку", не должны платить "вмененный" налог? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в нашем материале.
Фирмы и предприниматели, занимающиеся распространением наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, применяют "вмененный" спецрежим налогообложения*(1). Конечно же, при условии, что данный вид деятельности муниципальные, городские власти перевели на ЕНВД. В статье 346.27 Налогового кодекса определено, что является предпринимательской деятельностью по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций. Рассмотрим, в каких случаях владельцы рекламных конструкций обязаны уплачивать ЕНВД, а в каких - нет.
Распространение "наружки" и "вмененный" налог
Для обложения "вмененным" налогом не важно, на каких правах (собственность, аренда, субаренда) фирма владеет рекламоносителями. Для применения "вмененки" главное, чтобы компания занималась деятельностью по распространению и размещению наружной рекламы*(2). Минфин России рассматривал ситуации, когда собственник рекламной конструкции сам не занимается размещением рекламы для заказчика, а сдает принадлежащий ему рекламоноситель в аренду фирме, размещающей рекламу. Финансисты считают, что в этом случае собственник не является плательщиком ЕНВД*(3). Уплачивать "вмененный" налог должна фирма, занимающаяся распространением наружной рекламы. Обратите внимание: арбитры в таких случаях поддерживают мнение финансового ведомства*(4).
Итак, для применения "вмененного" спецрежима необходимо, чтобы фирма занималась деятельностью по размещению наружной рекламы*(5).
Когда ЕНВД не возникает
Теперь рассмотрим некоторые ситуации, в которых ЕНВД платить не нужно.
Ситуация первая. Собственник рекламоносителя сам не занимается распространением "наружки", но сдает рекламоносители в аренду своей дочерней фирме, которая размещает рекламу. Кто в таком случае будет уплачивать единый вмененный налог - головная компания или ее дочерняя фирма? На первый взгляд кажется, что плательщиком налога в этом случае является только "дочка". Однако нужно учитывать долю участия головной компании в уставном капитале дочерней фирмы. Ведь с 1 января 2009 года фирмы, в уставных капиталах которых доля участия других компаний превышает 25 процентов, не являются плательщиками ЕНВД*(6). Поэтому если доля материнской компании в "дочке" будет превышать 25 процентов, то дочерняя фирма не подлежит переводу на "вмененку". И в таком случае обе фирмы - как дочерняя, так и головная - не будут являться плательщиками "вмененного" налога.
Ситуация вторая. Предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли*(7). Значит, деятельность по размещению социальной рекламы, распространяемой на безвозмездной основе и не направленной на извлечение прибыли, не является предпринимательской.
Следовательно, обложению ЕНВД подлежит только социальная реклама, распространяемая на платной основе*(8).
Ситуация третья. Если фирма - владелец рекламоносителей размещает на них рекламную информацию, в которой рекламирует саму себя (адрес, номера телефонов, схема проезда) и товары собственного производства, то такая деятельность также не облагается ЕНВД*(9).
Ситуация четвертая. В Кодексе речь идет о средствах стабильного территориального размещения наружной рекламы. Такими считаются только техсредства, непосредственно связанные с землей, зданиями и сооружениями (т.е. с недвижимостью)*(10). Поэтому не подлежит переводу на "вмененку" деятельность по размещению наружной рекламы, связанная с использованием выносных, подъемных, воздушных, переносных техсредств, не относящихся к средствам стабильного размещения (тележки, лотки, зонтики, незакрепленные воздушные шары)*(11). Судьи в этом вопросе занимают именно такую позицию*(12).
Размер "вмененного" налога при размещении наружной рекламы определяется исходя из площади нанесенного изображения экспонирующей или светоизлучающей панели. При этом не вся площадь рекламных полей, принадлежащих фирме, подлежит обложению ЕНВД. Часть площади может сдаваться в аренду, на другой части фирма может размещать рекламу собственного бренда. Рассмотрим на примере, как в таком случае рассчитывать площадь общего рекламного поля, облагаемого ЕНВД.
Пример
Фирма "Зенит" занимается распространением наружной рекламы. Общая площадь рекламных полей, которые использует фирма, составляет 200 кв. м (120 кв. м - площадь световых и электронных табло, 80 кв. м - площадь поля печатной рекламы). Во II кв. фирма установила один из своих рекламоносителей (транспарант-перетяжку) площадью 10 кв. м, на котором разместила информацию о своей деятельности, свои адрес и номера телефонов. В это же время она передала 4 световых табло общей площадью 20 кв. м в аренду компании "Мир".
При расчете ЕНВД за II кв. бухгалтер должен исходить только из площади рекламного поля, которую фирма "Зенит" использовала в своей предпринимательской деятельности по самостоятельному размещению наружной рекламы. Поэтому бухгалтер не учитывает те площади, на которых содержится самореклама, и площадь световых табло, переданных в аренду компании "Мир".
120 - 20 = 100 кв. м - площадь поля световой рекламы;
80 - 10 = 70 кв. м - площадь поля печатной рекламы.
Доходы, полученные фирмой от сдачи в аренду принадлежащих ей рекламных площадей, не подлежат обложению ЕНВД.
В таблице показаны ситуации, в которых фирмы, занимающиеся размещением "наружки" или владеющие рекламоносителями, не должны применять "вмененный" спецрежим, а подлежат налогообложению в обычном порядке.
Не облагаемая ЕНВД наружная реклама
Ситуация | Норма НК РФ или другого федерального закона | Официальные документы |
Передача в аренду (субаренду) средств наружной рекламы | подп. 10 п. 2 ст. 346.26 НК РФ | Письма Минфина России от 15.04.2010 N 03-11-11/99, от 02.12.2008 N 03-11-04/3/537, от 02.03.2006 N 03-11-04/3/106; пост. Президиума ВАС РФ от 08.07.2008 N 3822/08 |
Размещение рекламы внутри зданий и помещений | Главой 26.3 НК РФ не предусмотрена такая деятельность внутри зданий и сооружений | Письма Минфина России от 29.06.2006 N 03-11-05/164, от 13.10.2006 N 03-11-04/3/453, ФНС России от 01.02.2005 N 22-1-12/089 |
Услуги агента по распространению рекламы, если договор заключается от имени заказчика рекламы (принципала) | п. 2 ст. 346.26, ст. 346.27 НК РФ; п. 1 ст. 1005 ГК РФ | Письма Минфина России от 14.04.2005 N 03-06-05-04/95, от 28.11.2006 N 03-11-04/3/509 |
Изготовление и создание рекламных материалов и рекламоносителей. Монтаж и обслуживание рекламных носителей и конструкций | п. 2 ст. 346.26, ст. 346.27, гл. 26.2 НК РФ | Письмо Минфина России от 10.10.2005 N 03-11-04/3/108; пост. ФАС ВВО от 10.07.2008 N А79-7804/2007 |
Размещение рекламной информации, в которой фирма рекламирует саму себя (адрес, номера телефонов, схема проезда) и товары собственного производства | Письма Минфина России от 25.03.2010 N 03-11-06/3/43, от 13.04.2006 N 03-11-04/3/198, от 01.02.2005 N 03-06-05-04/14 | |
Размещение наружной рекламы, связанной с использованием выносных, подъемных, воздушных, переносных техсредств, не относящихся к средствам стабильного размещения (тележки, лотки, зонтики, незакрепленные воздушные шары) | ст. 346.27 НК РФ | Письма ФНС России от 01.02.2005 N 22-1-12/089, от 14.04.2006 N ШС-8-01/91@ |
Социальная реклама, оказываемая на безвозмездной основе | п. 1 ст. 2 ГК РФ; ст. 346.27 НК РФ | Письмо Минфина России от 15.05.2006 N 03-11-04/3/257 |
Ю.В. Ирлица,
эксперт журнала
Экспертиза статьи:
А.И. Матросова,
главный бухгалтер компании "БВТ Группа"
"Актуальная бухгалтерия", N 7, июль 2010 г.
------------------------------------------------------------
*(1) подп. 10 п. 2 ст. 346.26 НК РФ
*(2) подп. 10 п. 2 ст. 346.26 НК РФ
*(3) письма Минфина России от 15.04.2010 N 03-11-11/99, от 02.12.2008 N 03-11-04/3/537
*(4) пост. Президиума ВAC РФ от 08.07.2008 N 3822/08
*(5) ст. 346.27 НК РФ; ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ
*(6) подп. 2 п. 2 ст. 346.26 НК РФ; письмо Минфина России от 25.12.2008 N 03-11-04/2/203
*(7) п. 1 ст. 2 ГК РФ
*(8) письмо Минфина России от 15.05.2006 N 03-11-04/3/257
*(9) письмо Минфина России от 25.03.2010 N 03-11-06/3/43
*(10) письмо ФНС России от 01.02.2005 N 22-1-12/089
*(11) письмо ФНС России от 14.04.2006 N ШС-8-01/91@
*(12) пост. ФАС ДВО от 09.11.2005 N Ф03-А37/05-2/3399, ФАС ВВО от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.