Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
V. Приложение
V.1. Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов
В 2010 - 2012 годах деятельность Банка России в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" будет направлена на поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации, защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет развитие риск-ориентированного надзора, включая вопросы системных рисков. Соответствующая работа в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет проводиться в русле выполнения принятых Российской Федерацией на высшем уровне обязательств по реализации решений "Группы 20".
В рамках развития риск-ориентированного надзора предстоит обеспечить:
- дальнейшее развитие содержательных подходов к организации надзора, в том числе на консолидированной основе, направленных на повышение качества надзорной оценки экономического положения банков, выявление проблем в их деятельности на ранних стадиях их возникновения, своевременное и адекватное применение корректирующих мер;
- развитие подходов к надзору за кредитным риском, включая совершенствование оценок активов;
- совершенствование подходов к надзору за риском ликвидности, ориентированных прежде всего на оценку состояния систем управления риском ликвидности в кредитных организациях, уровня и характера риска ликвидности в российском банковском секторе;
- совершенствование подходов к регулированию и управлению рисками, связанными с использованием кредитными организациями современных информационных систем, в том числе систем дистанционного банковского обслуживания, для предотвращения случаев нанесения ущерба интересам клиентов этих организаций и вовлечения таких организаций в противоправную деятельность;
- дальнейшее совершенствование отчетности, составляемой и представляемой кредитными организациями, в том числе на консолидированной основе, в целях получения полной информации о характере и размерах принимаемых рисков и процедурах управления ими, позволяющей осуществлять постоянный мониторинг основных рисков (кредитного, ликвидности, странового, операционного и др.);
- уточнение полномочий Банка России по осуществлению консолидированного надзора за деятельностью кредитных организаций, а также требований по раскрытию кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности с учетом международно признанных подходов.
Будет продолжена работа по реализации подходов, предусмотренных документом Базельского комитета по банковскому надзору "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы" (Базель II).
На основе изучения международной практики предполагается рассмотреть подходы к контрциклическому регулированию на предмет возможного внедрения его отдельных элементов. В качестве одного из элементов контрциклического регулирования будет рассмотрена возможность формирования кредитными организациями динамических резервов*. Создание данных резервов будет осуществляться банками в период фазы экономического роста, что позволит в благоприятный период их деятельности обеспечить определенный "запас прочности" банковской системы и снизить волатильность финансовых результатов деятельности кредитных организаций на различных стадиях экономического цикла и, соответственно, смягчить их негативное влияние на величину собственных средств (капитала) кредитных организаций.
Банк России продолжит работу по следующим направлениям.
В целях поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов предполагается продолжить разработку и законодательное закрепление норм, предусматривающих:
- создание механизма оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций, расширение надзорных полномочий Банка России по сбору информации и ведению баз данных о лицах, деятельность которых привела к нарушениям законодательства Российской Федерации и нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации;
- закрепление за Банком России права на обработку персональных данных, полученных Банком России в рамках выполнения возложенных на него функций;
- совершенствование процессов слияния и присоединения, предусматривающих возможность участия в реорганизации юридических лиц (в том числе кредитных организаций) различных организационно-правовых форм;
- обязанность номинальных держателей предоставлять кредитной организации сведения о владельцах акций кредитной организации и о владельцах акций акционерных обществ, оказывающих косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, включая третьих лиц, посредством которых осуществляется косвенно существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, что позволит своевременно как Банку России, так и кредитным организациям - эмитентам акций получать информацию о лицах, участвующих в уставных капиталах последних;
- упрощение эмиссии ценных бумаг в части итогов их выпусков (отмена обязательности регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг), отмену ограничения объема выпуска облигаций уставным капиталом, а также рационализацию контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, в частности, путем установления дополнительных мер воздействия в отношении приобретателей, нарушивших требования законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;
- привлечение организаций федеральной почтовой связи для осуществления отдельных технологических операций, связанных с осуществлением банковских операций.
Также будет проведена работа по определению на законодательном уровне полномочий Банка России по установлению требований к системам управления рисками в кредитных организациях, включая определение перечня вопросов, относимых с учетом особенностей банковской деятельности к компетенции наблюдательного совета (совета директоров) кредитных организаций, требований к составу совета директоров (наблюдательного совета) в кредитных организациях и процедурам принятия решений советом директоров (наблюдательным советом).
Учитывая необходимость поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков, Банк России совместно с Правительством Российской Федерации продолжит работу, направленную на реализацию положений Федерального закона от 18 июля 2009 года N 181-ФЗ "Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков".
Продолжится работа по созданию правовых условий для взаимодействия Банка России и аудиторских организаций по вопросам деятельности кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов, а также законодательного закрепления полномочий Банка России по регулированию деятельности кредитных организаций по доверительному управлению средствами общих фондов банковского управления.
Будет продолжена работа по совершенствованию макропруденциального анализа на основе расчета и публикации совместно с МВФ показателей финансовой устойчивости, а также оценки системных рисков методами стресс-тестирования.
В целях дальнейшего повышения степени защиты интересов кредиторов и вкладчиков банков и эффективности функционирования системы страхования вкладов при условии сохранения на адекватном уровне средств фонда обязательного страхования вкладов предполагается рассмотреть вопрос о расширении круга лиц, на которых распространяется действие Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (за счет физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица).
Инспекционная деятельность в 2010 - 2012 годах будет сосредоточена прежде всего на выявлении в деятельности кредитных организаций признаков неустойчивого финансового положения и ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций. При этом в ходе инспекционных проверок повышенное внимание будет уделяться:
- оценке банками кредитного риска (включая достоверное отражение в учете и отчетности просроченной задолженности, адекватное формирование резервов на возможные потери по ссудам), его влияния на капитал и в целом финансовую устойчивость кредитных организаций;
- анализу состояния ликвидности в кредитных организациях и используемых методов оценки и инструментов управления риском потери ликвидности;
- проверке состояния расчетной дисциплины, своевременности проведения кредитными организациями платежей клиентов;
- выявлению сомнительных операций, в том числе на предмет наличия многоступенчатых схем проведения расчетов, направленных на увеличение собственных средств (капитала) кредитных организаций за счет ненадлежащих активов в целях "регулирования" величины капитала и значений обязательных нормативов;
- соблюдению требований законодательства и нормативно-правовых актов в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- проверке использования кредитными организациями средств государственной поддержки и выполнения требований нормативных актов Банка России, регламентирующих порядок предоставления кредитов Банка России.
Продолжится проведение эксперимента по централизации инспекционной деятельности в Северо-Западном федеральном округе, который принципиально меняет организационную структуру инспектирования. Предполагается дальнейшая апробация предоставляемых экспериментом возможностей: повышение независимости инспекторов, маневрирование инспекционными ресурсами, обмен опытом, взаимное повышение требований подразделений инспектирования и надзора к качеству работы.
Продолжится развитие системы внутреннего контроля качества инспекционной деятельности, включающей текущий мониторинг хода и результатов проверок структурообразующих кредитных организаций и кредитных организаций, имеющих признаки проблемности, а также оперативный анализ качества актов таких проверок.
Также предполагается развитие взаимодействия Банка России с другими государственными контролирующими органами по вопросам подтверждения достоверности отчетности заемщиков и учредителей (участников) кредитных организаций.
В 2010 году и в период 2011 и 2012 годов будет продолжена работа по совершенствованию процедуры ликвидации кредитных организаций, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в части принятия норм, позволяющих при ликвидации кредитных организаций применять неденежные формы расчетов с кредиторами в ходе конкурсного производства, а именно - передачу имущественного комплекса несостоятельного должника вместе с его обязательствами и применение для расчетов с кредиторами иных форм прекращения обязательств, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.
Банк России продолжит работу по исполнению законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, уделяя особое внимание поддержанию на необходимом качественном уровне условий, обеспечивающих эффективную реализацию кредитными организациями норм соответствующего законодательства.
V.2. Мероприятия Банка России по совершенствованию финансовых рынков в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов
В рамках выполнения задач по повышению эффективности функционирования инфраструктуры российского финансового рынка и развитию его инструментария Банк России в 2010 - 2012 годах будет осуществлять деятельность по следующим направлениям:
- выполнение плана мероприятий по созданию в Москве международного финансового центра;
- совершенствование нормативной базы, регламентирующей проведение сделок РЕПО, в том числе внесение в законодательство всестороннего определения операции РЕПО, отражающего как стандартные для российского рынка, так и новые элементы, в целях развития денежного рынка и повышения его ликвидности;
- внедрение механизмов предоставления ценных бумаг на возвратной основе под завершение расчетов в целях повышения устойчивости финансовых рынков и их ликвидности;
- участие в совершенствовании налогового законодательства для урегулирования вопросов, связанных с налогообложением операций РЕПО и операций по предоставлению ценных бумаг на возвратной основе - в частности, расширение возможностей по управлению обеспечением при проведении сделок РЕПО, внедрение института РЕПО до востребования и создание механизма изменения ставки РЕПО, вопросов по налогообложению дивидендов по ценным бумагам, составляющим обеспечение по РЕПО, а также создания резервов и проведения переоценки по операциям РЕПО;
- введение в законодательство механизма ликвидационного неттинга (в первую очередь для производных финансовых инструментов) и распространение его на операции РЕПО;
- внесение изменений в нормативные акты для допуска государственных ценных бумаг к вторичному обращению на российских фондовых биржах;
- продолжение работы по совершенствованию законодательства о клиринговой деятельности в целях повышения эффективности управления рисками по сделкам, проводимым участниками финансовых рынков через организатора торгов;
- продолжение работы по совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность по организации торговли для повышения степени защиты прав и интересов инвесторов;
- содействие совершенствованию системы индикаторов рыночных процентных ставок в целях развития денежного рынка и механизма управления процентным риском.
V.3. Мероприятия Банка России по совершенствованию платежной системы России в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов
См. Концепцию развития платежной системы Банка России на период до 2015 г. (одобрена решением Совета директоров ЦБР (протокол N 16 от 16 июля 2010 г.)
В 2010 - 2012 годах Банк России будет осуществлять мероприятия по совершенствованию платежной системы Российской Федерации в целях обеспечения ее эффективного и бесперебойного функционирования, способствующего устойчивому развитию банковской системы и поддержанию макроэкономической стабильности.
Банк России продолжит работу по участию в совершенствовании законодательства, устанавливающего организационные и правовые основы платежной системы Российской Федерации, а также по формированию в нормативной базе Банка России основных положений, определяющих функционирование платежных систем.
С целью создания условий для развития платежной системы Российской Федерации, повышения эффективности обработки платежей на всех этапах перевода денежных средств и сближения с международными стандартами Банк России продолжит работу по модернизации платежных инструментов и совершенствованию правил осуществления платежей и переводов денежных средств в Российской Федерации с учетом международного опыта и российской банковской практики.
Основные мероприятия по совершенствованию платежной системы Банка России будут связаны с комплексным преобразованием существующей платежной системы в направлении централизации ее архитектуры, предусматривающей прежде всего централизованное управление платежной системой и осуществление расчетов в рамках единого регламента, создание комплексной нормативной базы, что будет способствовать повышению прозрачности функционирования платежной системы, сокращению текущих издержек и снижению рисков, влияющих на функционирование всей банковской системы.
В целях реализации участниками финансовых рынков расчетов на условиях "поставка против платежа" денежными средствами, размещенными на счетах в Банке России, будет создаваться и внедряться интерфейс системы банковских электронных срочных платежей (БЭСП) и системы расчетов на рынке государственных ценных бумаг.
При переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации будет реализован механизм передачи через Банк России кредитными организациями Федеральному казначейству в электронном виде информации из платежных документов физических лиц.
В платежной системе Банка России продолжится внедрение усовершенствованных форматов расчетных документов, а также международных стандартов передачи и обработки платежной информации, прежде всего в части форматов электронных сообщений и порядка их использования, для обеспечения участников возможностями сквозной автоматизированной обработки платежей.
С целью ускорения осуществления безналичных расчетов через Банк России будет организован электронный документооборот между его клиентами в части направления запросов и ответов для подтверждения правильности реквизитов расчетных документов.
Банком России будет продолжена работа по развитию розничных платежных услуг банковского сектора и повышению финансовой грамотности населения в Российской Федерации в сфере розничных платежных услуг.
V.4. План важнейших мероприятий Банка России на 2010 год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы России
Содержание мероприятий |
Срок исполнения |
|
Банковская система и банковский надзор | ||
1. |
Участие в подготовке проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в части расширения перечня мер воздействия, которые Банк России мог бы применять к кредитным организациям исходя из рекомендаций документа Базельского комитета по банковскому надзору |
I-IV кварталы |
2. |
Участие в доработке проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в части уточнения основных положений консолидированного надзора и требований к раскрытию кредитными организациями, банковскими группами, банковскими холдингами информации о своей деятельности перед заинтересованными пользователями |
I-III кварталы |
3. |
Участие в подготовке проекта федерального закона, закрепляющего возможность привлечения организаций федеральной почтовой связи для осуществления отдельных технологических операций, связанных с осуществлением банковских операций |
I-IV кварталы |
4. |
Продолжение работы по проекту федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в части конкретизации требований к должностным лицам кредитных организаций, предоставления Банку России права определять критерии их деловой репутации, собирать информацию и вести базу данных о руководителях и сотрудниках кредитных организаций, деятельность которых способствовала нанесению ущерба деятельности кредитных организаций или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России |
I-III кварталы |
5. |
Участие в разработке проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в части законодательного закрепления за Банком России права на обработку персональных данных, полученных Банком России в рамках выполнения возложенных на него функций (с учетом накопления и использования в настоящее время Банком России персональных данных физических лиц (в том числе руководителей кредитных организаций и их подразделений, учредителей (участников) кредитных организаций и иных лиц) |
I-III кварталы |
6. |
Участие в разработке проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", предусматривающего изменения, обязывающие номинальных держателей предоставлять кредитной организации сведения о владельцах акций кредитной организации и о владельцах акций акционерных обществ, посредством которых реальным владельцем акций кредитной организации осуществляется косвенно существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации |
I-IV кварталы |
7. |
Участие в разработке проекта федерального закона, предусматривающего упрощение эмиссии ценных бумаг в части итогов их выпусков (отмена обязательности регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг), отмену ограничения объема выпуска облигаций уставным капиталом, а также рационализацию контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, в частности, путем установления дополнительных мер воздействия в отношении приобретателей, нарушивших требования законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России |
II-III кварталы |
8. |
Продолжение работы по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в части передачи имущественного комплекса ликвидируемой кредитной организации действующему банку, а также использования отступного при расчетах с кредиторами в ходе конкурсного производства |
II-III кварталы |
9. |
Участие в подготовке изменений и дополнений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также проведение работы по совершенствованию нормативно-правовой и рекомендательной базы Банка России в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма |
I-IV кварталы |
10. |
Завершение работы и введение в действие нормативных документов Банка России, предусматривающих реализацию наиболее простых подходов к оценке достаточности собственных средств (капитала) банков (в том числе с учетом операционного риска) в соответствии с документом Базельского комитета по банковскому надзору "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы" (Базель II) |
I-IV кварталы |
11. |
Участие в проведении работы по повышению финансовой грамотности населения в области банковской деятельности, а также в сфере розничных платежных услуг |
I-IV кварталы |
Финансовые рынки | ||
12. |
Выполнение плана мероприятий по созданию в Москве международного финансового центра |
I-IV кварталы |
13. |
Продолжение работы по совершенствованию нормативной базы, регламентирующей проведение сделок РЕПО |
I квартал |
14. |
Участие в работе по внедрению механизмов предоставления ценных бумаг на возвратной основе |
I-II кварталы |
15. |
Участие в совершенствовании налогового законодательства для урегулирования вопросов, связанных с налогообложением операций РЕПО и операций по предоставлению ценных бумаг на возвратной основе |
I-IV кварталы |
16. |
Введение в законодательство механизма ликвидационного неттинга |
I-IV кварталы |
17. |
Внедрение сервисов для участников рынка, касающихся управления обеспечением по сделкам РЕПО (трехстороннее РЕПО) |
I-IV кварталы |
18. |
Продолжение работы по совершенствованию законодательства о клиринговой деятельности |
I-II кварталы |
19. |
Внесение изменений в нормативные акты для допуска государственных ценных бумаг к вторичному обращению на российских фондовых биржах |
I-II кварталы |
20. |
Продолжение работы по совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность по организации торговли |
I-IV кварталы |
21. |
Содействие развитию системы индикаторов рыночных процентных ставок |
I-III кварталы |
Платежная система России | ||
22. |
Продолжение работы по участию в совершенствовании законодательства по платежной системе Российской Федерации и формированию в нормативной базе Банка России основных положений, определяющих функционирование платежных систем |
I-IV кварталы |
23. |
Проведение работы по совершенствованию платежных инструментов, правил осуществления платежей и переводов денежных средств и их сближению с международными стандартами |
I-IV кварталы |
Платежная система Банка России | ||
24. |
Проведение комплекса работ по переводу в систему БЭСП расчетов по сделкам на рынке государственных ценных бумаг и единой торговой сессии межбанковских валютных бирж |
I-IV кварталы |
25. |
Организация электронного документооборота между Банком России, Федеральным казначейством и банками в части направления в электронном виде информации из платежных документов, а также между клиентами Банка России в части направления запросов и ответов для подтверждения правильности реквизитов расчетных документов |
IV квартал |
------------------------------
* Динамические резервы - общие резервы на возможные потери по ссудам, величина которых отражает фазы экономического цикла. Динамические резервы увеличиваются на подъеме и снижаются на спаде экономики.
<< Назад |
||
Содержание Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов (одобрено Советом... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.