Письмо Ассоциации российских банков от 4 февраля 2010 г. N А-01/5-92
В Ассоциацию российских банков обращаются кредитные организации - члены АРБ в связи с проблемами, возникающими при осуществлении территориальными органами государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) данным законодательным актом регламентируются порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), а также порядок их взаимодействия при организации и проведении проверок. Проверки, осуществляемые органами государственного контроля (надзора), должны проводиться при строгом соблюдении норм Закона N 294-ФЗ.
Частью 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ установлено, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Представляется, что концепция данной нормы заключается в ограничении осуществления плановых проверок одного юридического лица в течение трехлетнего периода. Однако формулировка рассматриваемой нормы позволяет органам государственного контроля и надзора в течение трехлетнего периода осуществлять множественные проверки различных филиалов одного и того же юридического лица, несмотря на то, что филиалы не являются самостоятельными юридическими лицами. Данная ситуация нарушает законные интересы юридических лиц и препятствует их нормальной хозяйственной деятельности. Особенно остра эта проблема в банковской системе, т.к. специфика банковской деятельности обуславливает стремление кредитных организаций расширять свои филиальные сети на основе предложенных универсальных продуктов с использованием универсальных технических решений.
Согласно части 3 статьи 19 и части 1 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) функциями по государственному контролю и надзору в отношениях, связанных с обработкой персональных данных, наделены несколько федеральных органов исполнительной власти (Роскомнадзор, ФСТЭК России, ФСБ России). В соответствии со статьей 3 Закона N 152-ФЗ кредитные организации являются операторами персональных данных, что влечет включение их в состав объектов государственного контроля и надзора, предусмотренного Законом N 152-ФЗ. Вследствие этого вышеуказанная проблема существенно обостряется тем, что в рамках трехлетнего периода несколько государственных органов имеют право осуществлять проверку одного и того же юридического лица, в частности кредитной организации, на предмет соблюдения требований нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с обработкой персональных данных. В результате зачастую различные территориальные подразделения надзорных органов по-разному оценивают одну и ту же систему обработки персональных данных, создавая правовую неопределенность в деятельности кредитных организаций. При этом следует иметь ввиду, что запрет на проверки отдельных структурных подразделений одного и того же юридического лица установлен только внутренними нормативными актами Роскомнадзора.
Учитывая изложенное, просим Вас рассмотреть предложения Ассоциации российских банков о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (прилагается). При этом Ассоциация российских банков выражает готовность участвовать в обсуждении любых путей решения означенной проблемы.
Приложение: на 3 л.
С уважением,
Президент |
Г.А. Тосунян |
Проект федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Статья 1.
Внести в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249) следующие изменения:
1) в части 12 статьи 9 слова "трех рабочих дней" заменить словами "десяти рабочих дней";
2) часть 4 статьи 13 изложить в следующей редакции:
"4. Проверки, предусмотренные статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не могут проводиться исключительно в отношении отдельных структурных подразделений юридического лица, в том числе осуществляющих деятельность на территории различных субъектов Российской Федерации. Срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается в соответствии с требованиями статей 9 и 10 и частей 1-3 статьи 13 настоящего Федерального закона.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
Д. Медведев |
Таблица
предложений Ассоциации российских банков о внесении изменений в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Текст Федерального закона, к которому предлагается поправка |
Содержание поправки |
Новая редакция Федерального закона с предлагаемыми поправками |
"О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.". |
В части 12 статьи 9 слова "трех рабочих дней" заменить словами "десяти рабочих дней". |
"12. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение десяти рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.". |
"Срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица. |
Часть 4 статьи 13 изложить в следующей редакции: "4. Проверки, предусмотренные статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не могут проводиться исключительно в отношении отдельных структурных подразделений юридического лица, в том числе осуществляющих деятельность на территории различных субъектов Российской Федерации. Срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается в соответствии с требованиями статей 9 и 10 и частей 1-3 статьи 13 настоящего Федерального закона.". |
"4. Проверки, предусмотренные статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не могут проводиться исключительно в отношении отдельных структурных подразделений юридического лица, в том числе осуществляющих деятельность на территории различных субъектов Российской Федерации. Срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается в соответствии с требованиями статей 9 и 10 и частей 1-3 статьи 13 настоящего Федерального закона.". |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 4 февраля 2010 г. N А-01/5-92
Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)