Глава 6. Порядок государственной регистрации кредитной организации
6.1. До момента представления в Банк России документов, указанных в главе 3 настоящей Инструкции, Банк России в целях проверки соблюдения учредителями кредитной организации требований, установленных федеральными законами, в том числе в целях установления наличия идентичных наименований иных кредитных организаций в Книге государственной регистрации кредитных организаций, устанавливает возможность использования кредитной организацией предполагаемых полного фирменного и сокращенного фирменного наименований.
Указанием Банка России от 24 апреля 2017 г. N 4359-У в пункт 6.2 внесены изменения
6.2. До заключения договора об учреждении (договора о создании) кредитной организации учредители кредитной организации направляют в Банк России (Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России) запрос о возможности использования кредитной организацией предполагаемых полного фирменного и сокращенного фирменного наименований (на русском языке).
6.3. Банк России в течение пяти рабочих дней после дня получения запроса, указанного в пункте 6.2 настоящей Инструкции, направляет учредителям кредитной организации и в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации письменное сообщение, содержащее заключение о возможности использования предполагаемых полного фирменного и сокращенного фирменного наименований кредитной организации.
Указанное сообщение действительно в течение двенадцати месяцев с даты его направления.
6.4. Для государственной регистрации создаваемой путем учреждения кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций учредители направляют в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации документы, указанные в главе 3 настоящей Инструкции.
6.5. Территориальное учреждение Банка России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов, представленных для государственной регистрации создаваемой путем учреждения кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.
Пункт 6.6 изменен с 16 октября 2021 г. - Указание Банка России от 19 августа 2021 г. N 5897-У
6.6. Срок рассмотрения документов, указанных в пункте 6.5 настоящей Инструкции, территориальным учреждением Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации не должен превышать трех месяцев с даты представления этих документов (за исключением случая учреждения небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, при котором срок рассмотрения территориальным учреждением Банка России указанных документов не должен превышать 45 календарных дней с даты представления этих документов).
Территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению создаваемой путем учреждения кредитной организации подготавливает либо заключение о соответствии помещений для совершения операций с ценностями требованиям, установленным нормативными актами Банка России, либо заключение о представлении документов, предусмотренных нормативными актами Банка России для случая страхования наличных денег на сумму не менее суммы минимального остатка хранения наличных денег, и об их соответствии установленным требованиям (далее - заключение о соответствии помещений для совершения операций с ценностями требованиям, установленным нормативными актами Банка России). Для подготовки данного заключения территориальное учреждение Банка России вправе осуществить проверку с выходом специалистов на место. В случае вышеуказанного страхования наличных денег и согласования со страховой организацией, иностранной страховой организацией требований к технической укрепленности помещений для совершения операций с ценностями территориальным учреждением Банка России при проведении проверки с выходом специалистов на место контроль за соответствием технической укрепленности таких помещений требованиям, установленным приложением 1 к Положению Банка России N 318-П, не осуществляется.
Если учредителем кредитной организации является другая кредитная организация, территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению создаваемой кредитной организации запрашивает информацию о финансовом положении кредитной организации - учредителя у территориального учреждения Банка России, осуществляющего надзор за ее деятельностью. Территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации - учредителя, должно направить свое заключение, включающее информацию о выполнении кредитной организацией - учредителем обязательных резервных требований Банка России, не позднее двадцати календарных дней с момента получения указанного запроса.
Рассмотрение вопроса о соответствии кандидатов на должности руководителей кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации требованиям к квалификации и деловой репутации, установленным Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", осуществляется территориальным учреждением Банка России с учетом требований нормативного акта Банка России, определяющего порядок оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в статье 11.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статье 60 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Рассмотрение вопроса о соответствии членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации требованиям, установленным статьей 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", осуществляется территориальным учреждением Банка России с учетом требований нормативного акта Банка России, определяющего порядок оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в статье 11.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статье 60 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Рассмотрение вопроса о соответствии лиц, указанных в подпункте 3.1.16 пункта 3.1 настоящей Инструкции, требованиям, установленным статьей 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", осуществляется территориальным учреждением Банка России с учетом требований нормативного акта Банка России, определяющего порядок оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в статье 11.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статье 60 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Указанием Банка России от 17 мая 2011 г. N 2638-У в пункт 6.7 внесены изменения
6.7. При наличии замечаний по представленным документам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 6.9 настоящей Инструкции), отсутствии полного комплекта документов, указанных в главе 3 настоящей Инструкции, территориальное учреждение Банка России возвращает их учредителям кредитной организации с письменным заключением.
По одному экземпляру каждого из представленных документов остается в территориальном учреждении Банка России. В случае представления документов в одном экземпляре эти документы не возвращаются.
6.8. Исправленные и повторно представленные в территориальное учреждение Банка России документы, указанные в главе 3 настоящей Инструкции, считаются вновь поступившими и рассматриваются в установленном федеральными законами и нормативными актами Банка России порядке.
Указанием Банка России от 24 апреля 2017 г. N 4359-У в пункт 6.9 внесены изменения
6.9. При отсутствии замечаний, а также при наличии замечаний, являющихся основанием для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", территориальное учреждение Банка России направляет в Банк России (Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России) заключение, к которому прилагаются документы, указанные в пункте 6.11 настоящей Инструкции.
Пункт 6.10 изменен с 27 октября 2018 г. - Указание Банка России от 5 октября 2018 г. N 4925-У
6.10. Заключение территориального учреждения Банка России, указанное в пункте 6.9 настоящей Инструкции, должно содержать полную информацию, на основании которой этим территориальным учреждением Банка России был сделан вывод о возможности (невозможности) государственной регистрации создаваемой путем учреждения кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций, включая:
информацию о сроках рассмотрения документов (для исчисления общего срока рассмотрения документов, установленного статьей 15 Федерального закона "О банках и банковской деятельности");
оценку бизнес-плана (в том числе оценку обеспечения прозрачности структуры учредителей и их групп, позволяющей однозначно идентифицировать лиц (в том числе не являющихся учредителями кредитной организации), имеющих возможность прямо или косвенно оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, а также оценку соответствия положения, регламентирующего порядок проведения расчетов расчетной небанковской кредитной организацией, планирующей осуществление расчетов с применением клиринга, требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России), а также (в случае учреждения небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций) информацию о соответствии (несоответствии) правил осуществления перевода электронных денежных средств требованиям Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872) (далее - Федеральный закон "О национальной платежной системе") и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России;
информацию о соответствии помещений кредитной организации для совершения операций с ценностями требованиям, установленным нормативными актами Банка России, либо о представлении документов, предусмотренных нормативными актами Банка России для случая страхования наличных денег на сумму не менее суммы минимального остатка хранения наличных денег, и об их соответствии установленным требованиям (если в ходатайстве о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций указаны операции по инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовому обслуживанию физических и юридических лиц);
информацию о соответствии кандидатов на должности руководителей кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации требованиям к квалификации и деловой репутации, установленным статьей 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", а также информацию о согласовании кандидатов на указанные должности, дополнительно должны быть указаны паспортные данные (данные иного документа, удостоверяющего личность) каждого кандидата;
информацию о соответствии членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации требованиям, установленным статьей 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", дополнительно должны быть указаны паспортные данные (данные иного документа, удостоверяющего личность) каждого кандидата;
абзац утратил силу с 27 октября 2018 г. - Указание Банка России от 5 октября 2018 г. N 4925-У
информацию о соответствии лиц, указанных в подпункте 3.1.16 пункта 3.1 настоящей Инструкции, требованиям, установленным статьей 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", дополнительно в отношении физических лиц должны быть указаны паспортные данные (данные иного документа, удостоверяющего личность).
Пункт 6.11 изменен с 14 ноября 2017 г. - Указание Банка России от 11 августа 2017 г. N 4487-У
6.11. К заключению территориального учреждения Банка России, указанному в пункте 6.10 настоящей Инструкции, прилагаются следующие документы:
заявление о государственной регистрации кредитной организации, составленное по установленной форме (один экземпляр), и ходатайство на имя руководителя Банка России о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций (один экземпляр);
устав кредитной организации в трех экземплярах по форме приложения 4 к настоящей Инструкции;
протокол общего собрания учредителей (два экземпляра);
протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, содержащий решение об избрании председателя совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации (один экземпляр);
список учредителей кредитной организации на бумажном носителе в одном экземпляре по форме приложения 3 к настоящей Инструкции;
абзац седьмой утратил силу;
См. текст абзаца седьмого пункта 6.11
документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию кредитной организации (два экземпляра);
документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии на осуществление банковских операций (один экземпляр);
бизнес-план кредитной организации (при создании расчетной небанковской кредитной организации, планирующей осуществление расчетов с применением клиринга, приложением к бизнес-плану должно являться положение, регламентирующее порядок проведения расчетов) (один экземпляр);
надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию учредителей кредитной организации, либо содержащие такие сведения выписки из соответствующего единого государственного реестра;
надлежащим образом заверенные копии учредительных документов учредителей кредитной организации - юридических лиц либо копии их учредительных документов, выданные уполномоченным регистрирующим органом;
аудиторские заключения о достоверности финансовой отчетности учредителей кредитной организации - юридических лиц с приложением балансов и отчетов о прибылях и убытках за последние три года деятельности данных учредителей;
подтверждения налоговыми органами выполнения учредителями кредитной организации - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;
копии изданий, в которых опубликована бухгалтерская отчетность за последние три года деятельности учредителей кредитной организации - юридических лиц (с указанием номеров изданий и дат опубликования), которые публикуют отчетность в порядке и случаях, определенных федеральными законами;
абзац утратил силу с 27 октября 2018 г. - Указание Банка России от 5 октября 2018 г. N 4925-У
иные документы, предусмотренные нормативными актами Банка России, устанавливающими порядок и критерии оценки финансового положения учредителей кредитной организации.
В случае учреждения небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций), также прилагаются правила осуществления перевода электронных денежных средств.
О правилах осуществления перевода электронных денежных средств см. Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
Указанием Банка России от 15 сентября 2011 г. N 2698-У пункт 6.12 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 29 сентября 2011 г.
6.12. Банк России рассматривает полученные документы в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению создаваемой путем учреждения кредитной организации всех документов, указанных в главе 3 настоящей Инструкции (за исключением случая учреждения небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций). При учреждении небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, срок рассмотрения Банком России указанных документов не должен превышать трех месяцев с даты представления в территориальное учреждение Банка России всех документов, указанных в главе 3 настоящей Инструкции.
Указанием Банка России от 24 апреля 2017 г. N 4359-У в пункт 6.13 внесены изменения
6.13. Банк России (Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России) в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет с сопроводительным письмом в уполномоченный регистрирующий орган по предполагаемому местонахождению создаваемой путем учреждения кредитной организации документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В сопроводительном письме указывается на необходимость направления уполномоченным регистрирующим органом устава кредитной организации с отметкой уполномоченного регистрирующего органа и свидетельства о государственной регистрации кредитной организации в территориальное учреждение Банка России по местонахождению кредитной организации.
Указанием Банка России от 24 апреля 2017 г. N 4359-У в пункт 6.14 внесены изменения
6.14. Территориальное учреждение Банка России по местонахождению кредитной организации не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от уполномоченного регистрирующего органа документов, указанных в пункте 6.13 настоящей Инструкции, направляет в Банк России (Департамент корпоративных отношений и в Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России) посредством факсимильной связи (иной связи, обеспечивающей оперативное поступление информации) уведомление о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации кредитной организации с указанием в нем основного государственного регистрационного номера кредитной организации и даты его присвоения. Одновременно в Банк России посредством почтовой связи направляются копии документов, полученных от уполномоченного регистрирующего органа, а также оригинал указанного выше уведомления.
Указанием Банка России от 24 апреля 2017 г. N 4359-У пункт 6.15 изложен в новой редакции
6.15. Банк России (Департамент корпоративных отношений Банка России) не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления, указанного в пункте 6.14 настоящей Инструкции, осуществляет государственную регистрацию первого выпуска акций кредитной организации и направляет посредством факсимильной связи (иной связи, обеспечивающей оперативное поступление информации) соответствующее уведомление в территориальное учреждение Банка России по месту ее нахождения. В тот же срок в данное территориальное учреждение Банка России посредством почтовой связи направляется оригинал указанного уведомления (если в соответствии с нормативными актами Банка России государственную регистрацию первого выпуска акций кредитной организации осуществляет Департамент корпоративных отношений Банка России).
Банк России (Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России) не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в пункте 6.14 настоящей Инструкции, вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения о государственной регистрации кредитной организации и направляет в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения кредитной организации два экземпляра свидетельства Банка России о государственной регистрации кредитной организации.
Указанием Банка России от 26 ноября 2013 г. N 3124-У в пункт 6.16 внесены изменения
6.16. Территориальное учреждение Банка России:
не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа сообщения о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации кредитной организации и свидетельства о государственной регистрации кредитной организации (при условии государственной регистрации первого выпуска акций кредитной организации) направляет учредителям кредитной организации уведомление о государственной регистрации кредитной организации с указанием реквизитов корреспондентского счета, открываемого для оплаты ее уставного капитала, выдает оригинал свидетельства о государственной регистрации кредитной организации председателю совета директоров (наблюдательного совета) или другому уполномоченному лицу кредитной организации, письменно подтверждающему получение указанного документа;
не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документа, указанного в абзаце третьем пункта 6.15 настоящей Инструкции, выдает один экземпляр свидетельства Банка России о государственной регистрации кредитной организации; один экземпляр устава кредитной организации с отметкой уполномоченного регистрирующего органа; по одному экземпляру анкет кандидатов на должности руководителей кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации с отметкой о согласовании в соответствии с нормативным актом Банка России, определяющим порядок оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в статье 11.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статье 60 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; заключение о соответствии помещений для совершения операций с ценностями требованиям, установленным нормативными актами Банка России, председателю совета директоров (наблюдательного совета) или иному уполномоченному лицу кредитной организации, письменно подтверждающему получение указанных документов.
6.17. Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в "Вестнике Банка России".
Указанием Банка России от 26 ноября 2013 г. N 3124-У в пункт 6.18 внесены изменения
6.18. После получения документов, указанных в абзаце третьем пункта 6.16 настоящей Инструкции, кредитная организация и территориальное учреждение Банка России осуществляют действия, предусмотренные нормативным актом Банка России, определяющим порядок оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в статье 11.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статье 60 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в установленный данным нормативным актом Банка России срок.
Абзац второй утратил силу.
См. текст абзаца второго пункта 6.18
6.19. Кредитная организация должна иметь круглую печать со своим полным фирменным наименованием на русском языке и указанием своего местонахождения.
Указанная печать может содержать также сокращенное фирменное наименование кредитной организации.
Указанием Банка России от 24 апреля 2017 г. N 4359-У в пункт 6.20 внесены изменения
6.20. Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций допускается только по основаниям, указанным в статье 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
В случае принятия Банком России решения об отказе в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций Банк России (Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России) направляет в территориальное учреждение Банка России письмо, содержащее обоснование принятого решения. К письму должны быть приложены документы, представленные в Банк России в соответствии с пунктом 6.11 настоящей Инструкции. При этом по одному экземпляру каждого из представленных документов остается в Банке России. В случае представления документов в одном экземпляре эти документы не возвращаются.
Территориальное учреждение Банка России в течение трех рабочих дней, следующих за днем получения письма и документов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, направляет их учредителям кредитной организации. По одному экземпляру каждого из представленных учредителями кредитной организации документов остается в территориальном учреждении Банка России. При наличии в территориальном учреждении Банка России документов в одном экземпляре они не возвращаются.