Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение D
(справочное)
Концепции
D.1 Системные концепции
D.1.1 Введение
Данное приложение включено в состав базовых положений для оказания помощи при объяснении важных концепций, лежащих в основе настоящего стандарта.
D.1.2 Системы
Системы, рассматриваемые в настоящем стандарте, являются искусственными, они созданы и используются с целью предоставления функциональных возможностей в заданных условиях для удовлетворения потребностей пользователей и иных заинтересованных лиц. Эти системы могут состоять из одного или нескольких компонентов: технические средства, программные средства, человеческие ресурсы, процессы (например, процесс оценки), процедуры (например, инструкции оператора), оборудование и природные ресурсы (например, вода, объекты живой природы, минералы). Фактически системы являются результатами реализации замысла в виде получаемой продукции или услуг.
Восприятие и определение конкретной системы, ее архитектуры и системных элементов зависит от интересов и обязанностей наблюдателя. Система, которая представляет интерес для одного лица, может рассматриваться другим лицом как элемент рассматриваемой им системы. И наоборот, она может рассматриваться как часть внешней среды системы, представляющей интерес для третьего лица.
На рисунке D.1 представлено множество примеров восприятия системы самолета и его эксплуатационной среды. На рисунке проиллюстрированы следующие аспекты:
а) важность определенных границ, которые влияют на формирование значимых потребностей и практических решений;
b) иерархическое восприятие физической структуры системы;
c) объект любого уровня иерархической структуры может рассматриваться как система;
d) система включает полностью интегрированное, определенное множество подчиненных систем;
e) характерные свойства на границе системы возникают в результате взаимодействия между системными элементами;
f) люди могут рассматриваться как внешние пользователи по отношению к системе (например, экипаж самолета и навигационная система) и как элементы в рамках системы (например, экипаж самолета и сам самолет);
д) система может рассматриваться как отдельный, изолированный от внешней среды объект, то есть продукт, или как упорядоченный набор функций, способных взаимодействовать с окружающей средой, то есть набор услуг.
Какими бы ни были границы системы, концепции и модели в настоящем стандарте являются универсальными и позволяют практикующим специалистам связывать или адаптировать отдельные примеры жизненных циклов со своими системными принципами.
В настоящем стандарте люди рассматриваются как пользователи и как элементы системы. В первом случае пользователь является получателем результатов функционирования системы. Во втором случае человек является оператором, выполняющим заданные системные функции. Таким образом, человек одновременно или попеременно может выступать как в качестве пользователя, так и элемента системы.
Люди осуществляют вклад в эксплуатационные характеристики множества систем по многочисленным причинам, например, в силу своих специфических навыков, потребности в гибком поведении или по официальным причинам. Независимо от того, являются ли люди пользователями или операторами, они представляют собой весьма сложные объекты системы, поведение которых зачастую трудно предсказать, и они сами нуждаются в защите от нанесения им вреда. Следовательно, процессы жизненного цикла системы должны учитывать человеческий фактор в качестве системного элемента при проектировании, обеспечении безопасности, оценке угроз здоровью, подборе и обучении кадров. Эти вопросы решаются посредством специфических действий и итераций в течение жизненного цикла систем и описаны более детально в [13] и [18].
D.1.3 Структура системы
Процессы жизненного цикла системы представлены в настоящем стандарте в их отношении с системой (рисунок D.2), состоящей из множества взаимодействующих системных элементов, каждый из которых может быть создан для полного выполнения заданных требований. Ответственность за реализацию любого системного элемента может быть передана другой стороне посредством заключения соглашения.
/------------\
| Система | ----- Система
\------------/ полностью
| | ----- состоит
/---------------------------------\ из набора
| | | ----- взаимодейству-
/-----------\ /------------\ /------------\ ющих системных
| Системный | | Системный | | Системный |----- элементов
| элемент | | элемент | | элемент |
\-----------/ \------------/ \------------/
Рисунок D.2 - Взаимосвязь между системой и системными элементами
Взаимосвязь между системой и множествам ее системных элементов может быть определена за один шаг, если речь идет о простейшей системе. Для более сложных систем может потребоваться, чтобы сам предполагаемый системный элемент рассматривался в качестве системы (которая, в свою очередь, состоит из системных элементов), и так до тех пор, пока с уверенностью можно будет определить полный набор системных элементов (рисунок D.3). Таким образом, процессы жизненного цикла системы применяются рекурсивно по отношению к рассматриваемой системе для правильного определения ее структуры, в составе которой доступные и управляемые системные элементы могут быть созданы, использованы повторно или приобретены у другой организации.
/-------------------\
| Рассматриваемая |
| система |
\-------------------/
||
/---------------------------------------------\
| | |
/----------\ /--------\ /-------\
| Система | |Система | |Систем-|
\----------/ \--------/ | ный |
|| || |элемент|
|| || \-------/
/---------------------\ /----------------------\
| | | | | |
/--------\ /----------\/--------\ /---------\/---------\ /------\
|Система | |Системный ||Система | |Системный||Системный| |Систе-|
| | | элемент || | | элемент || элемент | | ма |
\--------/ | |\--------/ | || | \------/
|| \----------/ || \---------/\---------/ ||
|| || ||
/---------\ /----------\ /--------------------\
| | | | | | |
/-------\ | /---------\/---------\ | /--------\/-------\
|Систем-| | | Систем- ||Системный| | |Систем- ||Систем-|
| ный |/--------\| ный || элемент | /--------\ | ный || ный |
|элемент||Система || элемент || | |Система | |элемент ||элемент|
\-------/\--------/\---------/\---------/ \--------/ \--------/\-------/
|| ||
/------------------\ /------------\
| | | | |
/--------\/-------\/--------\ /---------\ /---------\
|Систем- ||Систем-||Систем- | |Системный| |Системный|
| ный || ный, || ный | | элемент | | элемент |
|элемент ||элемент||элемент | | | | |
\--------/\-------/\--------/ \---------/ \---------/
Рисунок D.3 - Структура рассматриваемой системы
D.1.4 Иерархия систем и проектов
Каждая из систем в иерархии, представленной на рисунке D.4, может соответствовать отдельному проекту. Таким образом, может существовать (и обычно существует) сильная взаимосвязь между уровнями детализации в структуре архитектуры и уровнями ответственности в иерархии проектов. Каждый проект ответствен за приобретение и использование системных компонентов более низкого уровня и создание и поставку компонентов на более высокий уровень.
Любой отдельно взятый проект обычно рассматривает создаваемую систему как систему, представляющую интерес, и пока со стороны самого проекта может быть осуществлено воздействие на более высокие системные уровни, он не несет за них ответственности. Однако проект отвечает за элементы, входящие в состав самой рассматриваемой системы, и, следовательно, за результаты проектов всех подчиненных уровней (рисунок D.4).
На практике риски, связанные с реализацией систем, которые полностью удовлетворяют заданным требованиям, обычно уменьшаются с переходом на более низкий уровень детализации структуры рассматриваемой системы и, в конечном счете, могут не иметь значения для отдельного проекта. На данном уровне (при различных способах декомпозиции рассматриваемой системы уровни могут не совпадать) системный элемент может быть приобретен с приемлемым уровнем риска и при этом необязательно рассматривать подробности его структуры.
С точки зрения рассматриваемой системы системные элементы могут появляться там, где требуется дисциплина работы специалистов или присутствуют специфические методы технологии их изготовления.
D.1.5 Обеспечивающие системы
На протяжении жизненного цикла рассматриваемой системы требуются специальные услуги от систем, которые не являются непосредственной частью среды функционирования, например, систем массового производства, систем обучения, систем обслуживания технических и сопровождения программных средств. Каждая из таких систем обеспечивает часть (например, стадию) жизненного цикла рассматриваемой системы. Названные обеспечивающими системами, они облегчают развитие рассматриваемой системы на протяжении ее жизненного цикла.
Отношения между услугами, поставляемыми в среду функционирования рассматриваемой системой, и услугами, поставляемыми обеспечивающими системами рассматриваемой системе, показаны на рисунке D.5. Обеспечивающие системы, таким образом, могут косвенно способствовать формированию продукции или предоставлению услуг рассматриваемой системой.
Иерархический Иерархический вид Иерархия проектов
вид структуры структуры системы
системы
|
|
/------- --------\ /--------------------\ /------------\
| Система | | Рассматриваемая |------| Проект |
\----------------/ | система | \------------/
| | | | |
Состоит| | | \--------------------/ |
из | | | | Отвечает | Обеспечение
| | | Одна из многих | за |
| | | /----------------\ |
/--+-+------\ | Система | |
/----+-------\| | | |
/------------\|| | | |
| Система ||/ | | |
| |/ \----------------/ |
\------------/ | Один из |
многих |
/----------------\ |
| Система | |
\----------------/ |
| |
Одна из | Отвечает | Закупка
многих | за |
|
/----------------\ /-------------\
| Системный |---------| Подчиненный |
| элемент | | проект |
\----------------/ \-------------/
Рисунок D.4 - Иерархия систем и проектов
В течение стадии жизненного цикла рассматриваемую систему и системы, обеспечивающие ее функционирование, вследствие их высокой взаимозависимости можно также рассматривать как одну систему. Таким образом, диапазон ответственности проекта для стадии жизненного цикла рассматриваемой системы расширяется до ответственности за услуги, предоставляемые соответствующей обеспечивающей системой. Если подходящей обеспечивающей системы еще не существует, проект, который отвечает за рассматриваемую систему, может непосредственно отвечать за создание и использование обеспечивающей системы.
D.2 Концепции жизненного цикла системы
D.2.1 Модель жизненного цикла
Каждая система имеет свой жизненный цикл. Жизненный цикл может быть описан с использованием абстрактной функциональной модели, представляющей концептуализацию потребности в системе, ее реализации, применения, развития и ликвидации.
Система развивается на протяжении жизненного цикла в результате действий, осуществляемых и управляемых людьми, работающими в организациях и использующими определенные процессы в своей деятельности. Детали модели жизненного цикла выражаются в терминах этих процессов, их результатов, взаимосвязи и возникновения. Настоящий стандарт определяет множество процессов, названных процессами жизненного цикла, при помощи которых может быть смоделирован жизненный цикл системы.
D.2.2 Стадии жизненного цикла
Жизненные циклы различаются по свойствам, целям, использованию системы, а также по преобладающим условиям. Тем не менее, несмотря на очевидное множество различий в жизненных циклах систем, существует базовый набор стадий жизненного цикла, составляющих полный жизненный цикл любой системы. Каждая стадия имеет определенную цель и вклад в полный жизненный цикл и рассматривается при планировании и выполнении жизненного цикла системы.
Стадии представляют собой основные периоды жизненного цикла, связанные с системой и относящиеся к состоянию описания системы или непосредственно к системе. Стадии отображают значимый прогресс и достижение запланированных этапов развития системы на протяжении всего жизненного цикла и дают начало важнейшим решениям относительно своих входов и выходов. Эти решения используются организациями для учета неопределенностей и рисков, непосредственно связанных с затратами, сроками и функциональностью при создании или применении системы. Таким образом, стадии обеспечивают организации структурой работ, в рамках которых управление предприятием обладает высокой способностью для обзора и контроля проекта и технических процессов.
В таблице D.1 представлены наиболее часто встречающиеся примеры стадий жизненного цикла, отражены принципиальные цели каждой из этих стадий и возможные варианты решений, используемых для управления достижениями и рисками, связанными с развитием системы на протяжении жизненного цикла.
Организации проходят стадии жизненного цикла различными способами, устраняя противоречия между стратегией осуществления бизнеса и стратегией уменьшения рисков. Параллельное прохождение стадий или их прохождение в различном порядке может привести к формам жизненного цикла с совершенно разными характеристиками. Часто в качестве альтернативных вариантов используются последовательная, инкрементная или эволюционная формы жизненного цикла; в отдельных случаях могут быть разработаны комбинации этих форм. Выбор и разработка организацией конкретных форм жизненного цикла зависят от ряда факторов, включая бизнес-контекст, природу и сложность системы, стабильность требований, технологические возможности, потребность в различных системных возможностях во времени и наличие бюджетных средств и ресурсов.
Таблица D.1 - Пример стадий, их целей и основных схем решений
Стадия жизненного цикла |
Цель |
Схема решений |
Замысел |
Определить потребности правообладателей Исследовать замыслы Предложить жизнеспособные решения |
Вариант решения: - выполнить следующую стадию; - продолжить данную стадию; - вернуться к предыдущей стадии; - приостановить проект; - завершить проект |
Разработка |
Уточнить требования к системе Создать описание решений Создать систему Провести верификацию и валидацию системы |
|
Производство |
Произвести систему Проконтролировать и испытать |
|
Применение |
Обеспечить применение системы для удовлетворения потребностей пользователей |
|
Поддержка применения |
Обеспечить устойчивую реализацию возможностей системы |
|
Перевод в категорию непригодных для применения |
Хранение, архивирование или списание системы |
Аналогично тому, как все системные элементы осуществляют вклад в систему как в единое целое, так и каждая стадия жизненного цикла должна учитываться на любой другой ее стадии. Следовательно, участвующие стороны должны координировать свои действия и кооперироваться друг с другом на протяжении всего жизненного цикла. Синергия стадий жизненного цикла и сторон, вкладывающих средства в реализацию функциональнос-тей на этих стадиях, является необходимой для успешного осуществления проектных мероприятий. Тесная связь и, по возможности, единение проектных команд, различных функций и организаций, ответственных за другие стадии жизненного цикла, приводят к логичности и согласованности жизненного цикла.
D.2.3 Стадии рассматриваемой системы и обеспечивающих ее систем
Каждая обеспечивающая система (как и любая система) имеет свой собственный жизненный цикл. Каждый жизненный цикл привязывается и синхронизируется с циклом рассматриваемой системы. Например, если рассматриваемая система еще не существует, то требования к обеспечивающей системе определяются на стадии планирования рассматриваемой системы (или позднее, если позволяют сроки), когда обеспечивающая система используется для предоставления конкретных услуг рассматриваемой системе (рисунок D.6).
Обеспечивающая система может существовать еще до появления рассматриваемой системы, то есть быть фактической составляющей инфраструктуры организации, ответственной за рассматриваемую систему, или существовать в организации поставщика. В этом случае существующие обеспечивающие системы могут налагать дополнительные ограничения на рассматриваемую систему.
Очевидно, каждую обеспечивающую систему можно представлять как рассматриваемую систему, которая, в свою очередь, может иметь свои обеспечивающие системы. Таким образом, настоящий стандарт может применяться и для обеспечивающих систем.
D.3 Концепции процесса
D.3.1 Процессы жизненного цикла
Процессы жизненного цикла, определенные настоящим стандартом, могут применяться любой организацией при приобретении и использовании или создании и поставке системы. Они распространяются на любой уровень системной иерархии и на любую стадию жизненного цикла.
Процессы жизненного цикла основываются на принципах модульности (максимальная слаженность функций процесса и минимальная связь между процессами) и собственности (процесс связывается с ответственностью). Функции, которые осуществляются данными процессами, определяются в зависимости от конкретных целей, результатов и набора действий, составляющих данный процесс. Процессы, описанные в настоящем стандарте, не препятствуют и не исключают использование дополнительных процессов, которые организация посчитает полезными.
D.3.2 Ответственность и соглашения внутри и между организациями
D.3.2.1 Ответственность за процесс
Обычно организации различают разные области управленческой ответственности и действий (рисунок D.7). Взятые вместе, эти области вносят вклад в способность организации продвигать свою продукцию на рынок. В настоящем стандарте используется модель процессов, основанная на трех основных областях (или уровнях) ответственности: ответственность предприятия, ответственность проекта и техническая ответственность. В рамках каждой организации скоординированное множество процессов предприятия, проектных и технических процессов способствует эффективному созданию и использованию систем, содействуя, таким образом, достижению целей организации.
Различные организации и различные области ответственности внутри организации устанавливают между собой рабочие взаимоотношения и подтверждают свою ответственность путем заключения соглашений. Эти соглашения унифицируют и координируют вклады, сделанные различными областями ответственности с целью достижения общих бизнес-целей.
D.3.2.2 Процессы заключения соглашения
Организации являются производителями и потребителями систем, то есть они торгуют продуктами и услугами. Одна организация может, выступая в качестве приобретающей стороны, ставить задачу другой организации, выполняющей роль поставщика продуктов или услуг, что достигается путем соглашений между ними. Вообще, организации одновременно или поочередно выступают и как приобретатели, и как поставщики систем. Например, на рисунке D.7 вертикальные отношения организаций А и В могут рассматриваться как отношения организаций-поставщиков, осуществляющих торговлю в течение одного этапа жизненного цикла. Аналогично отношения организаций А и С могут представлять отношения организаций, последовательно принимающих ответственность за осуществление стадий жизненного цикла.
Процессы заключения соглашений могут применяться с меньшими формальностями, если приобретающая сторона и поставщик принадлежат одной организации. Подобным же образом эти процессы могут использоваться в рамках организации для согласования распределения ответственностей на уровне предприятия, проекта и технических функций.
D.3.2.3 Процессы предприятия
Процессы предприятия связаны с гарантиями того, что потребности и ожидания заинтересованных сторон, взаимодействующих с организацией, будут удовлетворены. На стратегическом уровне процессы предприятия связаны с управлением и совершенствованием бизнеса или обязательств организации, с обеспечением и развертыванием ресурсов и активов и с управлением рисками в конкурентных или неопределенных ситуациях. Ответственность за эти процессы обычно несет высший уровень организации.
Процессы предприятия создают устойчивый имидж предприятия для многих организаций и подразумевают в качестве движущей силы коммерческий успех или прибыль. Тем не менее, процессы предприятия в равной степени относятся и к бесприбыльным организациям, поскольку эти организации также подотчетны заинтересованным сторонам, ответственны за ресурсы и сталкиваются с рисками в своей деятельности. Таким образом, настоящий стандарт может применяться как бесприбыльными, так и создающими прибыль организациями.
D.3.2.4 Процессы проекта
Процессы проекта связаны с управлением ресурсами и активами, распределяемыми управленческим персоналом предприятия, и с их использованием для безусловного выполнения соглашений, заключенных организацией. Они относятся к управлению проектами, в частности к планированию в терминах затрат, сроков выполнения и достижения результатов, к контролю мероприятий для гарантии того, что они соответствуют планам и техническим критериям, а также к определению и выбору корректирующих действий, устраняющих задержки в развитии и недостатки в достижениях.
Обычно в одной организации может осуществляться сразу несколько проектов. Процессы проекта могут использоваться для обеспечения инфраструктуры организации на корпоративном уровне, например, оборудования, обеспечивающих служб, технологической базы.
Организация А Организация С
|
/----------------------\ /----------------------\
| Процессы предприятия | | Процессы предприятия |
| | | |
- - | | |----------------| | |-
|/---------------+---\ | Процессы | /------------+----\|
|| Процессы | | | соглашения | |Процессы ||
|| проекта | | | |проекта ||
|| | | | | | ||
|| | | | | | | ||
||/--------------+-\ | | | | /------------\ ||
|||Технические | | | | | | Технические | ||
||| процессы | | | | | | процессы | ||
||\----------------/ | | | | \-------------/ ||
|\-------------------/ | | \-----------------/|
\----------------------/ \----------------------/
Процессы |
соглашения |
|
Организация В |
/----------------------\
| Процессы |
| предприятия |
| |
| | |
| /--------------+--\ |
| | Процессы | |
| | проекта | |
| | | | |
| | | |
| | /-------------\ | |
| | | Технические | | |
| | | процессы | | |
| | \-------------/ | |
| \-----------------/ |
\----------------------/
|
Рисунок D.7 - Процессы соглашения, предприятия, проекта и технические процессы во взаимодействующих организациях
D.3.2.5 Технические процессы
Технические процессы связаны с техническими мероприятиями, проводимыми в течение жизненного цикла. Они преобразуют потребности правообладателей сначала в продукт, а затем, используя данный продукт, обеспечивают устойчивую реализацию услуги тогда и там, где это необходимо, с целью удовлетворения заказчика. Технические процессы применяются для создания и использования системы независимо от того, представлена ли она в виде модели или в виде конечного продукта. Технические процессы применяются на любом уровне иерархии структуры системы.
D.3.3 Применение процессов
Каждый процесс жизненного цикла, приведенный на рисунке D.8, может быть инициирован при необходимости в любой момент жизненного цикла, причем не существует фиксированных правил его использования. Подробности задач и сроки применения этих процессов на протяжении жизненного цикла зависят от множества факторов, включая социальные, торговые, организационные и технические факторы, каждый из которых может изменяться в течение жизненного цикла системы. Отдельный жизненный цикл системы является, таким образом, сложной системой процессов, обычно обладающих параллельными, итеративными, рекурсивными и зависящими от времени характеристиками.
Процессы могут выполняться параллельно в рамках проекта (например, проектные действия и действия по подготовке к созданию системы выполняются одновременно) или между проектами, например, когда системные элементы разрабатываются одновременно в различных проектах.
Итеративное использование процессов, то есть повторное применение процесса или множества процессов на одном уровне иерархии, имеет важное значение для постоянного уточнения результатов процесса, например взаимодействие между последовательными действиями по верификации и действиями по комплексированию может постепенно укреплять уверенность в соответствии продукта предъявленным требованиям.
Рекурсивное использование процессов, то есть повторное применение одного и того же процесса или множества процессов к последовательным уровням детализации иерархической структуры системы, является ключевым аспектом применения настоящего стандарта. Результаты процессов на любом уровне, будь то информация, артефакты или услуги, являются входами для таких же процессов, но реализуемых на более низком или более высоком уровнях. В итоге возникает ответная информация, артефакты или услуги, которые могут модифицировать первоначальный выход процесса. Таким образом, результаты процессов, полученные на всех уровнях системной архитектуры, могут быть согласованы и совместимость их достигнута, например, в виде описаний системных элементов, формирующих системную архитектуру.
/--------------------\ /--------------------\ /-------------------\ |Процессы предприятия| | Процессы проекта | | Технические | | | | | | процессы | | /---------------\ | | /--------------\ | | /--------------\ | | | Управление | | | | Планирование | | | | Определение | | | | средой | | | | проекта | | | | требований | | | | предприятия | | | | | | | |правообладате-| | | \---------------/ | | \--------------/ | | | лей | | | /---------------\ | | /--------------\ | | \--------------/ | | | Управление | | | |Оценка проекта| | | | | | инвестициями | | | | | | | /--------------\ | | | | | | | | | | | Анализ | | | \---------------/ | | \--------------/ | | | требований | | | | | | | | | | | /---------------\ | | /--------------\ | | \--------------/ | | | Управление | | | | Контроль | | | | | | процессами | | | | проекта | | | /--------------\ | | | жизненного | | | \--------------/ | | |Проектирование| | | | цикла | | | | | | архитектуры | | | | | | | /--------------\ | | \--------------/ | | | | | | | Принятие | | | | | \---------------/ | | | решений | | | /--------------\ | | | | | | | | | Реализация | | | /---------------\ | | \--------------/ | | | | | | | Управление | | | | | \--------------/ | | | ресурсами | | | | | | | \---------------/ | | /--------------\ | | /--------------\ | | | | | Управление | | | |Комплексирова-| | | /---------------\ | | | рисками | | | | ние | | | | Управление | | | | | | | | | | | | качеством | | | \--------------/ | | \--------------/ | | \---------------/ | | | | /--------------\ | | | | /--------------\ | | | Верификация | | | | | | Управление | | | | | | \--------------------/ | |конфигурацией | | | | | | | | | | | \--------------/ | | \--------------/ | | /--------------\ | | /--------------\ | | | Передача | | | | Управление | | | | | | /--------------------\ | | информацией | | | \--------------/ | |Процессы соглашения | | | | | | | | | | \--------------/ | | /--------------\ | | /---------------\ | \--------------------/ | | Валидация | | | | Приобретение | | | | | | | | | | | \--------------/ | | \---------------/ | | /--------------\ | | | | |Функционирова-| | | | | | ние | | | /---------------\ | | \--------------/ | | | Поставка | | | | | \---------------/ | | /--------------\ | | | | | Обслуживание | | \--------------------/ | \--------------/ | | /--------------\ | | | Изъятие и | | | | списание | | | \--------------/ | \-------------------/ |
Рисунок D.8 - Процессы жизненного цикла системы
Изменяющийся характер воздействий на систему (например, изменения среды функционирования, новые возможности реализации системных элементов, модифицированная структура и обязанности в организациях) требует постоянной проверки выбора и синхронизации использования процессов. Таким образом, применение процесса в течение жизненного цикла является интенсивно меняющимся во времени действием, реагирующим на множество внешних воздействий на систему.
Стадии жизненного цикла помогают при планировании, выполнении и управлении процессами жизненного цикла, несмотря на их сложность, обеспечивая достижимые и распознаваемые цели и структуру на высоком уровне. В частности, предшествующий опыт работы на аналогичных рынках или в аналогичных производственных секторах может помочь в выборе стадий и применении процессов жизненного цикла для построения соответствующей и эффективной модели жизненного цикла для любой системы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.