Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(справочное)
Стадии жизненного цикла
B.1 Введение
Стадии могут применяться для построения структур, при помощи которых процессы жизненного цикла используются для моделирования непосредственно жизненного цикла. Масштабы и точность применения процессов в рамках описанных стадий и с учетом их продолжительности зависят от изменяющихся технических и деловых потребностей проекта, определяющих и использующих жизненный цикл.
В данном приложении в качестве примера приведены следующие шесть стадий жизненного цикла:
a) стадия замысла;
b) стадия разработки;
c) стадия производства;
d) стадия применения;
e) стадия поддержки применения;
f) стадия прекращения применения и списания.
Ниже описана каждая из этих стадий, определены их цели и результаты.
B.2 Стадия замысла
B.2.1 Краткий обзор
Данная стадия начинается с момента осознания потребности или замысла создания новой или модификации существующей системы. Она является началом исследований, поиска фактов и периода планирования, когда оцениваются экономические, технические, стратегические и рыночные основы будущих действий через изучение приобретающей стороны и рынка, через анализ реализуемости и поиск компромиссов. Осуществляется обратная связь приобретающей стороны и пользователя с замыслом.
Одно или несколько альтернативных решений, удовлетворяющих идентифицированным потребностям или замыслу, разрабатываются посредством анализа, оценки реализуемости, выполнения приблизительных расчетов (таких как затраты, сроки, параметры рынка и логистики), изучения компромиссов, создания и демонстрации экспериментальных или опытных образцов. Определяется необходимость в одной или нескольких обеспечивающих системах для разработки, производства, применения, поддержки применения и списания рассматриваемой системы. В результате этой работы в оценку альтернатив включаются варианты решений с целью достижения сбалансированного решения по жизненному циклу системы. В качестве выходных результатов стадии являются требования правообладателей, концепции функционирования, оценки реализуемости, предварительные системные требования, примерные проектные решения, выраженные в форме чертежей, моделей, прототипов и т.п., а также планы стадии замысла для обеспечивающих систем, включая оценку стоимости всего времени их жизни, требований к человеческим ресурсам и предварительных проектных графиков. Принимается решение о продолжении выполнения работ на стадии разработки или об отказе от дальнейшей работы.
Предполагается, что у организации имеются в наличии методы, способы, инструментальные средства и компетентный персонал для проведения анализа рынка и экономического анализа, прогнозирования, анализа реализуемости проектных решений, анализа компромиссов, технического анализа, оценки общих затрат в течение времени жизни, моделирования, имитации или макетирования системы.
B.2.2 Цель стадии замысла
Стадия замысла выполняется для оценки новых возможностей в деловой сфере, разработки предварительных системных требований и осуществимых проектных решений.
B.2.3 Результаты стадии замысла
Результаты выполнения стадии замысла перечислены ниже:
a) установление новых замыслов, в которых предлагаются новые возможности, увеличение производительности или снижение общей стоимости собственности правообладателей в течение жизненного цикла системы;
b) оценка осуществимости замысла и решений для рассматриваемой системы в течение жизненного цикла, включая обеспечивающие системы, с учетом как технических, так и деловых целей правообладателя;
c) подготовка и формирование базовой линии требований правообладателя и предварительных системных требований (технических спецификаций для выбранной рассматриваемой системы и пригодности спецификаций для предусмотренного способа взаимодействия между человеком и системой);
d) уточнение результатов стадий в модели жизненного цикла системы;
e) планы идентификации, оценки и уменьшения рисков для стадий модели жизненного цикла системы;
f) идентификация и предварительная спецификация услуг, которые необходимо получать от обеспечивающих систем в течение жизненного цикла рассматриваемой системы;
g) замыслы выполнения всех последующих стадий;
h) планы и критерии завершения стадии разработки;
i) планы идентификации, оценки и уменьшения рисков для данной и последующих стадий модели жизненного цикла системы;
j) удовлетворение критерием завершения данной стадии;
k) санкционирование перехода на стадию разработки.
В.3 Стадия разработки
B.3.1 Краткий обзор
Стадия разработки начинается с достаточно детального технического уточнения системных требований и проектных решений, их преобразования в один или несколько реализуемых продуктов, которые способны выполнять заданные функции в течение стадии использования по назначению. На этой стадии может использоваться прототип рассматриваемой системы. Соответствующим образом определяются, анализируются, проектируются, производятся, комплексируются, испытываются и оцениваются технические и программные средства и интерфейсы операторов, определяются требования к средствам производства, обучения и поддержки. На стадии разработки должны даваться гарантии того, что особенности последующих стадий (производство, применение, поддержка применения и списание), требований и возможностей обеспечивающих систем рассмотрены и учтены в проекте с привлечением всех заинтересованных сторон. Реализуется обратная связь между правообладателями и теми, кто будет производить, управлять, использовать, поддерживать и списывать рассматриваемую систему. Результатом является рассматриваемая система или прототип рассматриваемой системы в ее окончательном виде, усовершенствованные обеспечивающие системы или имеющиеся обеспечивающие системы, вся документация и оценки стоимости последующих стадий.
Планирование на стадии разработки начинается на предыдущей стадии (В.2) для гарантии того, что организация имеет в наличии или может создать инфраструктуру систем, обеспечивающих разработку, включающих методы, технические приемы, инструментальные средства и компетентный персонал, способный проводить анализ, моделирование и имитацию, макетирование, конструирование, комплексирование, тестирование и разработку документации. Эти составляющие инфраструктуры разрабатываются или приобретаются для того, чтобы быть в наличии при необходимости поддерживать разработку.
B.3.2 Цель стадии разработки
Стадия разработки осуществляется с целью создания такой рассматриваемой системы, которая удовлетворяет требованиям приобретающей стороны и может быть создана, испытана, оценена, применена по назначению, поддержана при применении и списана.
B.3.3 Результаты стадии разработки
Результатами стадии разработки являются:
a) оцененные и уточненные системные требования, бюджет проекта, базовые сроки выполнения и оценки затрат для собственника жизненного цикла;
b) архитектура рассматриваемой системы, состоящая из элементов программных и технических средств, людей и их интерфейсов (внутренних и внешних);
c) документация по верификации и валидации;
d) подтверждение того, что рассматриваемая система соответствует всем требованиям правообладателей и системным требованиям, может быть запущена в производство, применяться по назначению и поддерживаться в процессе применения, а также может переводиться в категорию непригодных к применению (списываться) и является эффективной по стоимости для правообладателей;
e) уточненные и соответствующие базовой линии требования к обеспечивающим системам;
f) техническая информация, в том числе:
1) диаграммы, чертежи и модели технических средств;
2) проектная программная документация;
3) спецификации интерфейсов;
4) производственные планы;
5) рабочие инструкции;
6) руководства по тренингу операторов;
7) процедуры обслуживания;
8) особенности изъятия и списания;
g) прототип или непосредственно рассматриваемая система в окончательном виде;
h) уточненные результаты и оценки затрат на стадиях производства, применения по назначению, поддержки применения, изъятия и списания;
i) определения функциональных возможностей обеспечивающих систем, требуемых на последующих стадиях жизненного цикла;
j) планы и критерии завершения стадии производства;
k) идентифицированные текущие риски и определенные действия по их уменьшению;
I) соответствие критериям перехода на следующую стадию;
m) санкционирование перехода на стадию производства.
B.4 Стадия производства
B.4.1 Краткий обзор
Данная стадия начинается с принятия к производству рассматриваемой системы. Рассматриваемая система может производиться, собираться, комплектоваться и испытываться в единственном экземпляре или может быть продуктом массового производства. Планирование для этой стадии начинается на предыдущей стадии (В.3). Производство может продолжаться на протяжении оставшегося периода жизненного цикла. В течение данной стадии продует может быть улучшен или перепроектирован, обеспечивающие системы могут нуждаться в реконфигурации, а производственный персонал в переобучении для продолжения развития экономически эффективных, с точки зрения правообладателей, функциональных возможностей системы.
Предпопагается, что в распоряжении организации имеется производственная инфраструктура, состоящая из бюджетных средств, производственного оборудования, инструментальных средств, процедур и компетентного персонала. Эти составляющие разрабатываются или приобретаются, чтобы быть в наличии при необходимости обеспечить производство.
Данная стадия может пересекаться со стадиями разработки, применения по назначению и поддержки в процессе применения.
B.4.2 Цель стадии производства
Цель стадии производства состоит в производстве или изготовлении продукта, испытании продукта и производстве соответствующих необходимых поддерживающих и обеспечивающих систем.
B.4.3 Результаты стадии производства
Результаты стадии производства перечислены ниже:
a) оцениваются возможности производства;
b) приобретаются ресурсы, материалы, услуги и системные элементы для поддержки выполнения производственных заданий в количественном выражении;
c) производится продукт в соответствии с утвержденной и оцененной информацией о производстве;
d) упакованный продукт передается в каналы распределения или приобретающей стороне;
e) составляются планы и критерии завершения стадии применения и стадии поддержки применения;
f) формируются обновленные концепции осуществления всех последующих стадий;
g) определяются текущие риски и действия по их уменьшению;
h) рассматриваемая система принимается приобретающей стороной с гарантированным уровнем качества;
i) удовлетворяется критерий завершения стадии производства;
j) санкционируется переход на стадию применения.
B.5 Стадия применения
B.5.1 Краткий обзор
Стадия применения начинается после установки и передачи системы для применения по назначению. Данная стадия осуществляется с целью использования продукта в предназначенном месте функционирования для предоставления требуемых услуг с продолжительной функциональной и стоимостной результативностью. Эта стадия завершается, когда рассматриваемая система прекращает предоставление услуг.
Планирование для данной стадии начинается на предшествующих стадиях (В.2, В.3, В.4). Данная стадия включает процессы, относящиеся к использованию продукта для предоставления услуг, а также мониторинг характеристик функционирования, идентификацию, классификацию и составление отчетов об отклонениях, недостатках и отказах. Ответной реакцией на обнаруженные проблемы может быть отсутствие действия; техническое обслуживание и незначительная (с низкой стоимостью и кратковременная) модификация (относится к стадии поддержки применения (В.6); значительная (постоянная) модификация и продление срока жизни рассматриваемой системы (относится к стадии разработки и производства (В.3 и В.4); изъятие и списание при окончании срока жизни (относится к стадии изъятия и списания (В.7).
В течение данной стадии продукт или услуги могут совершенствоваться, являясь, таким образом, причиной появления различных конфигураций. Пользователь оперирует различными конфигурациями, а ответственный поставщик продукции управляет статусом и описаниями различных версий и конфигураций используемых продуктов или услуг.
Предполагается, что организация имеет в своем распоряжении рабочую инфраструктуру, включающую устройства, оборудование, обученный персонал, эксплуатационную документацию и отлаженные процедуры. Эти составляющие разрабатываются или приобретаются для оперативной поддержки применения.
B.5.2 Цель стадии применения
Стадия применения осуществляется для того, чтобы использовать продукт, предоставлять услуги в заданных условиях функционирования и гарантировать продолжительную результативность.
B.5.3 Результаты стадии применения
Результаты стадии применения перечислены ниже:
а) комплектуется опытный персонал с уровнем компетенции, необходимым для выполнения функций операторов в рассматриваемой системе и предоставления соответствующих услуг;
b) на месте применения устанавливается рассматриваемая система, способная работать и предоставлять устойчивые функциональные услуги;
c) проводится мониторинг стоимости, рабочих характеристик и их оценка для подтверждения соответствия целям применения системы;
d) идентифицируются проблемы или недостатки, а соответствующие организации (пользователи, разработчики, производители или обслуживающие органы) информируются о необходимости проведения корректирующих действий;
e) выявляются и анализируются новые возможности для совершенствования рассматриваемой системы через обратную связь с правообладателем;
f) составляются планы и формируются критерии перехода на стадию изъятия и списания;
g) фиксируется удовлетворение критерия завершения данной стадии;
h) санкционируется переход на стадию изъятия и списания.
В.6 Стадия поддержки применения
B.6.1 Краткий обзор
Стадия поддержки применения начинается с обеспечения техническим обслуживанием и сопровождением, материально-техническим снабжением и другими видами поддержки функционирования и использования рассматриваемой системы. Планирование для данной стадии начинается на предшествующих стадиях. Стадия поддержки применения завершается в момент прекращения применения и отмены поддерживающих услуг, в результате чего осуществляется переход на стадию изъятия и списания рассматриваемой системы.
Данная стадия включает процессы, относящиеся к функционированию поддерживающей системы и обеспечению поддерживающих услуг пользователям рассматриваемой системы. Также на данной стадии осуществляется контроль рабочих характеристик служб и системы поддержки, идентификация, классификация и составление отчетов об аномалиях, недостатках и отказах служб и системы поддержки. Действия, которые предпринимаются в результате обнаружения проблем, включают техническое обслуживание и незначительные модификации служб и системы поддержки, существенные модификации служб или системы поддержки (относится к стадии разработки и производства (В.3, В.4), перевод служб и системы поддержки в категорию непригодных для использования в связи с истекшим сроком жизни (относится к стадии изъятия и списания (В.7).
В течение данной стадии службы и система поддержки могут развиваться в виде различных версий или конфигураций. Организация, обеспечивающая поддержку, работает с этими версиями и конфигурациями, а организация, ответственная за продукт, осуществляет управление статусом и описаниями различных версий и конфигураций служб и системы поддержки при их функционировании.
Предполагается, что организация может обеспечивать поддержку, если она располагает участками для осуществления операций поддержки, устройствами, оборудованием и инструментами, обученным персоналом, инструкциями и процедурами по техническому обслуживанию и текущему ремонту. Составные части инфраструктуры поддержки разрабатываются и приобретаются для оперативной поддержки функционирования рассматриваемой системы.
B.6.2 Цель стадии поддержки применения
Стадия поддержки применения осуществляется с целью осуществления материально-технического снабжения, технического обслуживания и текущего ремонта, которые обеспечивают непрерывное функционирование рассматриваемой системы и устойчивое предоставление услуг, поддерживающих ее применение.
B.6.3 Результаты стадии поддержки применения
Результаты стадии поддержки применения перечислены ниже:
a) комплектуется обученный персонал, который будет обслуживать и обеспечивать работу служб поддержки;
b) налаживаются организационные интерфейсы с техническими и производственными организациями, обеспечивающими гарантированное решение проблем и проведение корректирующих действий;
c) проводится обслуживание и предоставляются услуги, обеспечивающие все соответствующие службы поддержки (включая материально-техническое снабжение) на рабочих местах;
d) обеспечивается поддержка функционирования рассматриваемой системы, ее составных частей и предоставляемых ею услуг, исправляются недостатки, допущенные при проектировании;
е) обеспечивается поддержка всего необходимого материально-технического снабжения, в том числе запасными частями в количестве, которое требуется для достижения целей эксплуатационной готовности;
f) определяются текущие риски и предпринимаются действия для их уменьшения;
g) заключается соглашение об окончании функционирования служб поддержки;
h) устанавливается соответствие критерию завершения стадии.
В.7 Стадия изъятия и списания
B.7.1 Краткий обзор
Стадия изъятия и списания обеспечивает ликвидацию рассматриваемой системы и связанных с нею эксплуатационных и поддерживающих служб. Планирование для стадии изъятия и списания начинается на предыдущих стадиях. Данная стадия начинается в момент снятия рассматриваемой системы с обслуживания.
Стадия изъятия и списания включает процессы, которые относятся к функционированию списываемой системы, а также включает мониторинг ее рабочих характеристик, определение, классификацию и составление отчетов об аномалиях, дефектах и отказах списываемой системы. Действия, предпринимаемые в результате обнаружения проблем, включают обслуживание и незначительные модификации списываемой системы (относятся к стадии поддержки применения (В.6), значительные модификации списываемой системы (относятся к стадии разработки и производства (В.3 и В.4), изъятие и списание системы по причине окончания срока жизни (относится к данной стадии).
Предполагается, что организация имеет доступ к инфраструктуре для поддержки изъятия и списания, включая средства, инструменты, оборудование и персонал, обученный соответствующим действиям и процедурам, и, при необходимости, доступ к средствам переработки, удаления или сохранения. Составляющие инфраструктуры списания разрабатываются или приобретаются для оперативного выполнения функции списания.
Данная стадия применяется, когда заканчивается срок выполнения функций рассматриваемой системы. Окончание этого срока может наступить вследствие замещения новой системой, невосстанавливаемого износа, катастрофического отказа, утраты интереса со стороны пользователя или в случае, когда продолжение применения и поддержки рассматриваемой системы экономически неэффективно.
B.7.2 Цель стадии изъятия и списания
Стадия изъятия и списания осуществляется с целью обеспечить удаление рассматриваемой системы и связанных с нею обслуживающих и поддерживающих служб из среды применения, непосредственно оперировать самой списываемой системой и поддерживать процесс ее изъятия и списания.
B.7.3 Результаты стадии изъятия и списания
Результаты стадии изъятия и списания перечислены ниже:
a) комплектуется опытный персонал, способный обеспечить выполнение функций изъятия и списания;
b) прекращается применение рассматриваемой системы, включая ее удаление, обновление или переработку в соответствии с законодательством в области здравоохранения, безопасности, защиты, сохранения тайны и охраны окружающей среды;
c) формируются планы и процедуры передачи функций новой рассматриваемой системе (если это приемлемо);
d) удаляются отходы;
e) окружающая среда возвращается к первоначальному или согласованному состоянию;
f) обеспечивается архивирование элементов;
g) проводится перемещение, перевод или увольнение операторов;
h) констатируется удовлетворение критерия завершения стадии изъятия и списания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.