Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации
2009 год
Новая информация выпуска
Таблица 6.12. Структура международных резервов отдельных стран по состоянию на 1 января 2010 года.
Таблица 6.13. Международные резервы в расчете на душу населения по отдельным странам по состоянию на 1 января 2010 года.
Приложение 8.6. Сравнительная таблица текущей и первой публикаций платежного баланса за 2008 год и комментарий к ней.
Юридическая основа разработки платежного баланса
Законодательной и правовой базой разработки платежного баланса являются:
- Федеральный закон N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 года;
- Федеральный закон N 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 года;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1994 года N 849.
В соответствии с данными законодательными и нормативными актами ответственность за составление платежного баланса возложена на Центральный банк Российской Федерации, который правомочен самостоятельно определять методологию формирования статистических и аналитических показателей и порядок их распространения и не вправе раскрывать получаемые данные в разрезе отдельных отчитывающихся единиц.
С текстом Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" и Федерального закона "О банках и банковской деятельности" можно ознакомиться в представительстве Банка России в сети Интернет.
Аналитический комментарий к платежному балансу и внешнему долгу Российской Федерации за 2009 год
I. Платежный баланс
В 2009 году платежный баланс Российской Федерации формировался в условиях ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и утраты доверия инвесторов к развивающимся рынкам, что привело к сжатию размеров как текущих, так и финансовых операций. Вместе с тем равновесие платежного баланса было поддержано комплексом мер общегосударственной экономической и курсовой политики. Обеспечено своевременное выполнение текущих внешних долговых обязательств экономики, значительно сокращен вывоз частного капитала, возобновлено накопление международных резервов.
Счет текущих операций
Положительное сальдо счета текущих операций сократилось в 2009 году в 2,1 раза и составило 49,0 млрд. долларов США. На его величину оказало влияние ослабление торгового баланса, уменьшившегося до 111,6 млрд. долларов США (на 37,9%).
Условия внешней торговли ухудшились в результате опережающего падения цен на товары российского экспорта (на 34,4%) по сравнению с импортом (на 0,3%), что послужило основной причиной сокращения внешнеторгового оборота на 268,3 млрд. долларов США.
Изменение экспорта и импорта товаров в 2009 году по сравнению с 2008 годом
млрд. долларов США
|
Всего |
В том числе за счет изменения |
|
физических объемов |
цен |
||
Экспорт товаров |
-168,2 |
-8,9 |
-159,3 |
Импорт товаров |
-100,1 |
-99,6 |
-0,5 |
Внешнеторговый оборот |
-268,3 |
-108,5 |
-159,8 |
Сальдо торгового баланса |
-68,1 |
90,7 |
-158,8 |
Знак "+" означает прирост, "-" - снижение.
Экспорт товаров сократился до 303,4 млрд. долларов США, что на 35,7% ниже исторического максимума 2008 года. Наибольшие темпы снижения зафиксированы в I квартале 2009 года (почти в два раза по сравнению с I кварталом 2008 года) в условиях ухудшения ценовой конъюнктуры на мировых товарных рынках для российских экспортеров. В дальнейшем показатели экспорта постепенно улучшались: в III квартале восстановился физический объем экспорта основных энергетических товаров, повысились их цены на международном рынке. В IV квартале стоимость вывоза была близка к показателю в сопоставимом периоде 2008 года.
Общее снижение экспорта существенно не повлияло на структуру вывоза: топливно-энергетические товары составляли около двух третей совокупного объема поставок за рубеж. Физические объемы экспорта сырой нефти и нефтепродуктов несколько превышали уровень 2008 года, но значительное снижение контрактных цен на них в совокупности с сокращением продаж природного газа обусловили падение стоимости основных энергоносителей на 38,5% - до 190,7 млрд. долларов США.
Экспорт продукции металлургии уменьшился на 38,4% и составил 33,6 млрд. долларов США. В отчетный период снизился вывоз как черных (на 44,6%), так и цветных металлов (на 27,9%), включая изделия из них. Сокращение поставок связано с одновременным падением экспортных цен и физических объемов вывоза. Уменьшение стоимости данной товарной группы происходило ускоренными темпами, в результате ее удельный вес в совокупном вывозе товаров снизился до 11,1%.
Поставки за рубеж продукции химической промышленности и связанных с ней отраслей были на 38,2% меньше, чем в 2008 году, и не превысили 18,7 млрд. долларов США. Основным фактором сокращения экспорта являлось падение на 33-50% контрактных цен на удобрения и полимеры. Доля группы в суммарном вывозе уменьшилась до 6,2%.
Падение стоимостных объемов экспорта углеводородного сырья, основными потребителями которого являются страны Европейского союза (ЕС), обусловило снижение их доли в географическом распределении российского экспорта до 53,3%. Удельный вес стран СНГ и стран - участниц организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) при этом вырос до 15,5 и 15,1% соответственно. Ведущими партнерами оставались Нидерланды (12,0%), Италия (8,3%) и Германия (6,2%).
Импорт товаров в 2009 году оценивается в 191,8 млрд. долларов США, что на 34,3% ниже уровня 2008 года. При незначительном уменьшении цен (на 0,3%) существенное сокращение физических объемов ввоза отмечалось по всем укрупненным позициям. Наибольший спад импорта зафиксирован в первом полугодии (на 39,2% по сравнению с соответствующим показателем 2008 года). В течение второй половины года разрыв с аналогичным показателем 2008 года сократился.
Падение поставок из-за рубежа преимущественно коснулось самой значимой группы импортируемых товаров - машин, оборудования и транспортных средств. Их стоимость упала со 140,8 до 72,6 млрд. долларов США, а удельный вес в совокупном импорте - с 52,7 до 43,4%. Основной причиной снижения явилось сжатие внутреннего спроса на инвестиционные товары и потребительские товары длительного пользования. В частности, количество импортированных легковых автомобилей сократилось в 3,8 раза.
Снижение поставок в Россию второй по значимости группы товаров - продовольствия и сырья для его производства - с 35,2 до 30,1 млрд. долларов США было существенно меньшим, что обусловило рост доли группы в совокупном импорте с 13,2 до 18,0%.
Отставание темпов сокращения импорта продукции химической промышленности и связанных с ней отраслей также привело к увеличению удельного веса этой товарной группы до 16,6%.
В географической структуре импорта из-за резкого снижения ввоза продукции машиностроения заметно уменьшилась доля стран АТЭС (до 31,0%). Удельный вес ЕС при этом возрос до 45%, на страны СНГ приходилось 13,0% импорта. Крупнейшими поставщиками импортных товаров являлись Китай (13,6%) и Германия (12,7%).
Дефицит баланса внешней торговли услугами снизился с 24,3 до 19,9 млрд. долларов США (на 18,3%), при одинаковых темпах падения как экспорта, так и импорта - на 18,4%.
Экспорт услуг уменьшился до 41,7 млрд. долларов США, преимущественно вследствие сжатия трансграничного товарооборота и общего снижения деловой активности. Наибольшее по абсолютному значению снижение наблюдалось по транспортным услугам (с 15,0 до 12,4 млрд. долларов США) и услугам, связанным с поездками нерезидентов в Российскую Федерацию (с 11,8 до 9,4 млрд. долларов США), а также по деловым профессиональным и техническим услугам (с 12,5 до 10,7 млрд. долларов США).
В составе предоставленных нерезидентам транспортных услуг, уменьшившихся на 2,6 млрд. долларов США (17,7%), наибольшее падение демонстрировали грузовые перевозки (на 1,6 млрд. долларов США, или почти на четверть) как вследствие сокращения объема перевозок, так и из-за снижения тарифов.
Расходы нерезидентов по статье "поездки" сократились на 2,4 млрд. долларов США (20,5%), преимущественно за счет снижения затрат иностранцев, связанных с деловыми поездками в Россию, включая временное трудоустройство, - на 1,6 млрд. долларов США.
Экспорт строительных услуг упал на 1,4 млрд. долларов США, или на 30,2%. Снижение стоимости оказанных нерезидентам деловых, профессиональных и технических услуг составило 1,8 млрд. долларов США (14,3%). Положительная динамика поступлений зафиксирована по роялти и лицензионным платежам, выплаты которых в пользу резидентов составили 0,5 млрд. долларов США.
Импорт услуг снизился с 75,5 до 61,6 млрд. долларов США. Его падение обусловлено прежде всего значительным сокращением стоимости предоставленных нерезидентами строительных и транспортных услуг, а также снижением расходов на поездки российских граждан за рубеж.
Импорт строительных услуг сократился практически вдвое и составил 4,5 млрд. долларов США.
Объем предоставленных резидентам транспортных услуг уменьшился на 3,5 млрд. долларов США, или на 27,1%. Около двух третей его снижения обусловлены уменьшением стоимости грузовых перевозок водным и воздушным транспортом, осуществленных иностранными компаниями. Стоимость пассажирских перевозок упала не так сильно - на 14,4%.
Расходы, связанные с поездками российских граждан за рубеж, снизились на 3,0 млрд. долларов США. Уменьшение происходило как за счет сокращения числа выезжающих, так и из-за падения их средних расходов за рубежом. Более медленное снижение затрат на личные поездки обусловило рост их доли с 90 до 91,6%.
Импорт деловых, профессиональных и технических услуг был меньше на 2,1 млрд. долларов США, что отчасти связано с сокращением расходов российских компаний на консалтинговые и рекламные услуги иностранных контрагентов.
Отрицательное сальдо баланса оплаты труда уменьшилось на 38,6% - до 8,7 млрд. долларов США. Динамику показателя обусловило сокращение использования труда иностранных работников в российской экономике и снижение долларового эквивалента их заработной платы. В 2009 году временно трудоустроенным нерезидентам было выплачено 12,0 млрд. долларов США - на треть меньше, чем в 2008 году. Полученные доходы от оплаты труда резидентов за границей уменьшились на 12,3% и составили 3,3 млрд. долларов США.
Дефицит баланса инвестиционных доходов понизился с 34,8 млрд. долларов США в 2008 году до 31,5 млрд. долларов США в 2009 году (на 9,3%). Доходы, начисленные к выплате, составили 64,0 млрд. долларов США; доходы к получению - 32,4 млрд. долларов США.
Сокращение положительного сальдо инвестиционных доходов органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования в 2,7 раза - до 6,3 млрд. долларов США - обусловлено резким падением процентных ставок на международных финансовых рынках.
Отрицательное сальдо инвестиционных доходов банков и прочих секторов уменьшилось на 27,3% - до 37,9 млрд. долларов США, в основном за счет снижения начисленных к выплате иностранным инвесторам доходов по участию в капитале. Расходы частного сектора по обслуживанию иностранных обязательств в 2,6 раза превысили соответствующие доходы от зарубежных активов.
Отрицательное сальдо баланса текущих трансфертов уменьшилось с 2,8 до 2,5 млрд. долларов США. Полученные трансферты оцениваются в 8,8 млрд. долларов США, основными источниками доходов были налоги на нерезидентов. Выплаты в размере 11,3 млрд. долларов США представлены преимущественно денежными переводами населения за рубеж.
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами
Счет операций с капиталом
Сальдо счета операций с капиталом сложилось отрицательным в размере 11,6 млрд. долларов США, главным образом вследствие прощения органами государственного управления задолженности иностранных государств перед бывшим СССР в объеме 12,4 млрд. долларов США.
Финансовый счет
Сальдо финансового счета (без учета резервных активов), оставаясь отрицательным, сократилось в 4 раза: со 131,8 млрд. долларов США в 2008 году до 32,7 млрд. долларов США в 2009 году. Прирост внешних обязательств российской экономики многократно замедлился: со 100,5 млрд. долларов США в 2008 году до 6,9 млрд. долларов США в 2009 году в связи с плановым и досрочным погашением иностранных обязательств, происходившим на фоне ограниченного доступа резидентов на международные финансовые рынки.
Иностранные пассивы органов государственного управления выросли на 2,4 млрд. долларов США, преимущественно вследствие приобретения нерезидентами ценных бумаг Правительства Российской Федерации на вторичном рынке. Фактические платежи по государственному внешнему долгу в 2009 году, включая проценты, составили 4,9 млрд. долларов США (в 2008 году - 6,8 млрд. долларов США). Коэффициенты долговой нагрузки оставались невысокими: отношение платежей по обслуживанию государственного внешнего долга к экспорту товаров и услуг составило 1,4%, а к доходам консолидированного бюджета - 1,3%.
Функциональная структура иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в 2009 году (чистый прирост обязательств перед нерезидентами)
млрд. долларов США
Вид инвестиций |
2009 |
Справочно: 2008 год |
||||
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
год |
||
Прямые |
9,4 |
10,1 |
12,3 |
6,8 |
38,7 |
75,5 |
Портфельные* |
-10,0 |
3,5 |
0,7 |
0,8 |
-5,0 |
-37,8 |
Прочие |
-16,5 |
-3,0 |
-3,2 |
-4,2 |
-26,9 |
62,9 |
Всего |
-17,0 |
10,7 |
9,8 |
3,4 |
6,9 |
100,5 |
* Включая финансовые производные.
Знак "-" означает нетто-снижение обязательств резидентов перед нерезидентами.
Движение задолженности Российской Федерации перед международными финансовыми организациями в 2009 году
млрд. долларов США
|
Задолженность на 1.01.2009 |
Использовано |
Погашено |
Курсовая переоценка |
Задолженность на 1.01.2010 |
Кредиты МФО |
4,5 |
0,1 |
0,8 |
0,0 |
3,8 |
МБРР |
3,8 |
0,1 |
0,7 |
0,0 |
3,2 |
ЕБРР, ЕИБ, СИБ* |
0,7 |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
0,6 |
* ЕБРР - Европейский банк реконструкции и развития, ЕИБ - Европейский инвестиционный банк, СИБ - Северный инвестиционный банк.
Обязательства органов денежно-кредитного регулирования увеличились на 11,9 млрд. долларов США, прежде всего за счет распределения в пользу Российской Федерации эквивалента 8,9 млрд. долларов США в рамках новых выпусков Специальных прав заимствования (СДР), осуществленных Международным валютным фондом в III квартале 2009 года. По своей сути поступившие в пользу России СДР являются бессрочными ресурсами органов денежно-кредитного регулирования, учитываемыми в международных резервах, и подлежат возврату только в случае выхода страны из МВФ.
Внешние пассивы банков сократились на 43,3 млрд. долларов США, преимущественно за счет погашения краткосрочных ссуд и депозитов в отсутствие новых масштабных заимствований за рубежом. Прямые иностранные инвестиции в российский банковский сектор увеличились на 6,4 млрд. долларов США, в основном за счет реинвестированных доходов, портфельные инвестиции - на 1,0 млрд. долларов США. Обязательства банков по финансовым производным инструментам уменьшились на 13,1 млрд. долларов США.
Привлечение иностранного капитала прочими секторами уменьшилось по сравнению с 2008 годом в 2,8 раза - до 35,8 млрд. долларов США. В отличие от банковского сектора плановое погашение ссудной задолженности небанковскими корпорациями было рефинансировано за счет новых крупных кредитных линий, привлеченных как от иностранных банков (Китайского банка развития), так и от международных финансовых организаций (ЕБРР). В структуре прямых инвестиций, составивших 32,3 млрд. долларов США, также преобладали межфирменные кредиты, объем которых превысил приток финансовых ресурсов в форме взносов в капитал. После сокращения вложений нерезидентов в инструменты российского финансового рынка в 2008 году в отчетный период портфельные инвестиции увеличились на 2,9 млрд. долларов США.
Темпы прироста иностранных активов резидентов (без учета резервных) замедлились по сравнению с 2008 годом почти в 6 раз - до 39,6 млрд. долларов США. Требования к нерезидентам сократили все секторы экономики, кроме нефинансовых корпораций.
Функциональная структура инвестиций резидентов Российской Федерации в иностранные активы в 2009 году
(чистый прирост иностранных активов без учета резервных активов)
млрд. долларов США
Вид инвестиций |
2009 |
Справочно: 2008 год |
||||
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
год |
||
Прямые |
13,6 |
11,6 |
9,8 |
11,0 |
46,1 |
56,1 |
Портфельные* |
2,4 |
2,0 |
-0,7 |
-2,7 |
1,0 |
-1,3 |
Прочие |
-0,3 |
-6,5 |
14,5 |
-15,1 |
-7,5 |
177,5 |
Всего |
15,7 |
7,1 |
23,6 |
-6,8 |
39,6 |
232,3 |
* Включая финансовые производные.
Знак "-" означает нетто-снижение требований резидентов к нерезидентам.
Внешние требования органов государственного управления*(1) снизились на 8,5 млрд. долларов США (годом ранее они увеличились на 2,5 млрд. долларов США), преимущественно в результате упомянутого прощения задолженности заемщиков перед бывшим СССР. Объем предоставленных органами государственного управления в 2009 году новых кредитов составил 1,7 млрд. долларов США. Нерезервные иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования изменились незначительно.
Иностранные инвестиции частного сектора*(2) составили 48,2 млрд. долларов США (в 2008 году - 229,8 млрд. долларов США).
Внешние активы банков на фоне сокращения иностранных пассивов снизились на 11,9 млрд. долларов США (в 2008 году их прирост составлял 65,1 млрд. долларов США). Уменьшение произошло преимущественно из-за падения объема ссуд и депозитов, предоставленных нерезидентам. В отличие от 2008 года, когда объем ссудно-депозитных операций увеличился на 60,2 млрд. долларов США, в 2009 году российские банки сократили указанные вложения на 11,8 млрд. долларов США. Изменение активов происходило неравномерно. Последовательное снижение объема иностранных требований в первом полугодии сменилось увеличением внешних активов банков в III квартале 2009 года (на 20,1 млрд. долларов США). В IV квартале снижение иностранных требований возобновилось и составило 16,5 млрд. долларов США.
В структуре вывоза отечественного банковского капитала на фоне обострения кредитных и инвестиционных рисков возросла роль вложений в инструменты международного финансового рынка, в том числе в еврооблигации, выпущенные иностранными компаниями в интересах резидентов. Так, портфельные вложения в долговые ценные бумаги увеличились на 8,8 млрд. долларов США (5,6 млрд. долларов США в сопоставимом периоде). В то же время объем предоставленных нерезидентам ссуд сократился на 3,7 млрд. долларов США (в сопоставимом периоде наблюдался рост на 26,8 млрд. долларов США). Транзакционные счета банков (наличная валюта, остатки средств на корреспондентских счетах и в краткосрочных депозитах) также уменьшились на 8,9 млрд. долларов США (в сопоставимом периоде зафиксировано увеличение на 35,9 млрд. долларов США). Снизилась интенсивность вывоза капитала в форме прямых инвестиций за рубеж - в отчетном периоде их объем составил 1,2 млрд. долларов США (1,8 млрд. долларов США в сопоставимом периоде). Активы российских банков по финансовым производным инструментам сократились на 9,9 млрд. долларов США.
Рост внешних активов прочих секторов*(3) в 2009 году замедлился до 60,1 млрд. долларов США (164,6 млрд. долларов США в 2008 году). Вывоз капитала небанковскими корпорациями происходил в основном в форме поддержки зависимых и дочерних зарубежных организаций, осуществляемой посредством увеличения участия в капитале, а также предоставления кредитов и реинвестирования начисленных доходов. Прямые инвестиции выросли на 44,9 млрд. долларов США, в том числе за счет участия в капитале зарубежных компаний - на 21,2 млрд. долларов США, портфельные - на 2,1 млрд. долларов США. Объем предоставленных нерезидентам ссуд и займов сократился на 5,9 млрд. долларов США (рост на 26,7 млрд. долларов США в сопоставимом периоде).
На фоне восстановления доверия к рублю начиная со II квартала 2009 года была преодолена тенденция накопления наличной иностранной валюты на руках у населения, к концу 2009 года такие сбережения сократились на 4,0 млрд. долларов США (в 2008 году - рост на 25,3 млрд. долларов США).
По итогам 2009 года чистый вывоз капитала частным сектором снизился более чем в два раза - до 56,9 млрд. долларов США (133,9 млрд. долларов США в 2008 году).
Международные резервы
За счет операций, отражаемых в платежном балансе, резервные активы увеличились за 2009 год на 3,4 млрд. долларов США. В числе операций, вызвавших рост международных резервов, было распределение МВФ в пользу Российской Федерации новых выпусков СДР в размере, эквивалентном 8,9 млрд. долларов США. С учетом прочих изменений, включающих курсовую переоценку, международные резервы в 2009 году выросли на 12,8 млрд. долларов США и на 1 января 2010 года достигли 439,0 млрд. долларов США. В структуре резервных активов 94,9% приходилось на иностранную валюту, СДР и резервную позицию в МВФ. Доля монетарного золота в результате его приобретения органами денежно-кредитного регулирования на внутреннем рынке и положительной переоценки возросла до 5,1%.
Уровень международных резервов на конец 2009 года был достаточен для финансирования российского импорта товаров и услуг в течение 21 месяца.
II. Внешний долг
В 2009 году внешний долг Российской Федерации (перед нерезидентами) после активного наращивания в предшествующие годы снизился на 7,8 млрд. долларов США. По состоянию на 1 января 2010 года он составил 471,6 млрд. долларов США.
В результате операций, отражаемых в платежном балансе, задолженность снизилась на 6,7 млрд. долларов США*(4), за счет курсовой и стоимостной переоценок - увеличилась на 2,1 млрд. долларов США, за счет прочих изменений - уменьшилась на 3,2 млрд. долларов США.
Основная часть иностранной задолженности Российской Федерации представлена обязательствами банков и прочих секторов (90,3%), которые сократились на 21,5 млрд. долларов - до 425,7 млрд. долларов США.
Прирост внешних обязательств органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования суммарно оценивался в 13,7 млрд. долларов. Их объем на 1 января 2010 года был равен 45,9 млрд. долларов, а доля в совокупной задолженности экономики выросла до 9,7%.
Обязательства федеральных органов управления увеличились на 1,3 млрд. долларов США - до 29,5 млрд. долларов США. В результате погашения почти всей задолженности перед кредиторами бывшего СССР, включая коммерческую, в структуре долга федеральных органов управления на новые российские заимствования приходилось 89,2%. На 1 января 2010 года новый российский долг в объеме 26,3 млрд. долларов США представлен двумя наиболее значимыми категориями: ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, - 77,4% (20,3 млрд. долларов США) и кредитами международных финансовых организаций - 14,4% (3,8 млрд. долларов США). Оставшаяся часть новой суверенной задолженности оценивалась в 2,2 млрд. долларов США (8,2%).
Объем обязательств, принятых на себя Россией в качестве правопреемницы бывшего СССР, сократился до 0,7% совокупного внешнего долга страны (3,2 млрд. долларов США). В его составе на задолженность перед официальными кредиторами приходилось 1,8 млрд. долларов США (56,8%), на обязательства перед бывшими социалистическими странами - 1,3 млрд. долларов США (41,3%).
В 2009 году внешние обязательства субъектов Российской Федерации выросли до 1,8 млрд. долларов США за счет активного приобретения нерезидентами региональных выпусков ценных бумаг.
Многократное увеличение задолженности органов денежно-кредитного регулирования до 14,6 млрд. долларов США по сравнению с началом года обусловлено распределением СДР. По состоянию на 1 января 2010 года в состав обязательств органов денежно-кредитного регулирования входили также краткосрочные иностранные кредиты в форме прямого РЕПО в объеме 2,4 млрд. долларов США.
Внешние обязательства российских банков снизились впервые с 1999 года. По итогам 2009 года объем задолженности банковского сектора сократился со 166,3 до 127,2 млрд. долларов США, а ее удельный вес в общем объеме внешнего долга уменьшился с 34,7 до 27,0%. Значительное снижение внешних обязательств кредитных организаций было связано с погашением ранее привлеченных кредитов, объем которых сократился на 35,3 млрд. долларов США (доля снизилась до 70,2% совокупного долга сектора). Обязательства перед нерезидентами по текущим счетам и депозитам уменьшились незначительно - до 30,0 млрд. долларов США (23,6%). Задолженность по долговым ценным бумагам, принадлежащим нерезидентам, оценивалась в 4,1 млрд. долларов США (3,2%), на остальные категории долга приходилось 3,7 млрд. долларов США (около 3%).
В 2009 году суммарный объем внешних обязательств прочих секторов вырос на 17,5 млрд. долларов США - до 298,5 млрд. долларов США (63,3% всего внешнего долга экономики). Небанковские корпорации, как и банковский сектор, соблюдали график обслуживания долга, однако объемные платежи достаточно эффективно рефинансировались новыми займами. В результате объем наиболее крупной категории долга корпораций - кредитов, привлеченных из-за рубежа,- практически не изменился и составил на 1 января 2010 года 234,7 млрд. долларов США (78,6% иностранной задолженности прочих секторов).
На протяжении 2009 года динамично росла та часть иностранной ссудной задолженности небанковских корпораций, которая связана с прямым инвестированием, в том числе в форме межфирменных кредитов, предоставленных предприятиями-нерезидентами, специально созданными российскими материнскими компаниями для привлечения внешних ресурсов. По состоянию на 1 января 2010 года такие займы выросли до 45,7 млрд. долларов США (15,3% совокупного объема долга прочих секторов), задолженность по долговым ценным бумагам, принадлежащим нерезидентам, увеличилась до 13,9 млрд. долларов США (4,7%). Прочие обязательства, включая задолженность по финансовому лизингу, оценивались в 4,2 млрд. долларов США (1,4%).
В составе совокупного внешнего долга долгосрочные обязательства составляли 89,4% (421,6 млрд. долларов США), их прирост относительно 1 января 2009 года был равен 14,7 млрд. долларов США. Доля краткосрочной задолженности сократилась до 10,6% при уменьшении ее объема до 50,0 млрд. долларов США.
В валютной структуре внешнего долга обязательства в иностранной валюте снизились до 80,9% и на 1 января 2010 года составили 381,5 млрд. долларов США. Удельный вес задолженности, номинированной в российских рублях, соответственно вырос до 19,1% (90,1 млрд. долларов США).
На 1 января 2010 года задолженность Российской Федерации не являлась критической в соответствии с международно признанными критериями. Соотношение внешнего долга к ВВП составляло 38,0% (на начало 2009 года - 28,7%), а внешних долговых обязательств органов государственного управления к ВВП - 2,5% (1,8%).
Заместитель Председателя |
О.В. Можайсков |
_____________________________
*(1) С учетом задолженности по поставкам на основании межправительственных соглашений.
*(2) Без учета задолженности по поставкам на основании межправительственных соглашений.
*(3) Без учета задолженности по поставкам на основании межправительственных соглашений.
*(4) Новое привлечение, погашение и прощение основного долга, операции на вторичном рынке, изменение задолженности по начисленным и невыплаченным процентам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации 2009 год
Текст платежного баланса опубликован в "Вестнике Банка России" от 14 мая 2010 г. N 27-28