Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 7.2
Методические принципы оценок отдельных статей платежного баланса
Методические принципы оценки объемов экспорта/импорта, не учтенных ФТС России
Принимая во внимание факты занижения юридическими лицами - участниками внешнеэкономической деятельности стоимости импортируемой продукции, а также отсутствие полной информации об объемах товарной массы, ввозимой с коммерческой целью физическими лицами, возникает проблема учета размеров нерегистрируемого импорта, поступившего на территорию страны в отчетном периоде. Банк России производит оценку таких операций.
Отправным моментом является сопоставление абсолютных размеров розничного товарооборота на внутреннем рынке и объемов поступления товарных ресурсов по учтенным каналам на основе соответствующих данных Росстата и ФТС России. Величина расхождения, не относимая на внутреннее производство, представляет собой неучтенный импорт конечных потребительских товаров, реализуемых как торговыми предприятиями, так и на рынках.
Исходя из структуры цен конечного потребления импортной продукции (по данным таблицы "Ресурсы товаров и услуг"), динамики цен и тарифов в отчетном периоде определяются коэффициенты перехода от розничных цен к ценам импорта (ФОБ). По этим коэффициентам товарная масса нерегистрируемых импортных конечных товаров, реализованных на внутреннем потребительском рынке, приводится к виду показателей, применяемых в платежном балансе.
Наряду с потребительскими товарами по импорту в нерегистрируемом порядке поступают в экономику промежуточные и инвестиционные товары. Оценка их стоимости осуществляется на базе детализированных сопоставлений информации основных стран-партнеров о поставках товаров в Россию и таможенной статистики ФТС России.
Кроме того, показатель объема нерегистрируемого импорта включает стоимость легковых автомобилей, ввезенных физическими лицами и предназначенных для продажи.
Суммарная стоимость всех ввезенных физическими лицами автомобилей определяется ФТС России. Стоимость автомобилей, предназначенных для личного использования самих импортеров, включается Банком России в статью "Поездки".
Стоимость нерегистрируемого экспорта товаров оценивается на базе данных за предыдущий период, скорректированных на изменение реальной покупательной способности национальных валют стран СНГ. Значения базовых параметров определены на основе показателей, согласованных с Росстатом, и данных стран-партнеров.
Методические принципы оценки экспорта и импорта услуг по статье "Поездки"
Экспорт/импорт услуг исчисляется как сумма затрат по категориям поездок. В свою очередь, размер средств, израсходованных на каждый вид поездок, рассчитывается как произведение затрат, приходящихся на 1 въезжающего/выезжающего, на их количество. Численность въезжающих/выезжающих в разбивке по целям поездок определяется по отчетным данным Пограничной службы ФСБ России и Федеральной миграционной службы (ФМС России). Выделяются следующие цели поездок: служебные, временное трудоустройство, туризм, частные, транзит, поездки обслуживающего персонала.
Удельные расходы на поездки рассчитываются исходя из средней стоимости туристических путевок по странам; норм возмещения расходов работникам, находящимся в краткосрочных командировках за границей, установленных Минфином России; стоимости проживания в местах коллективного размещения в нашей стране и за рубежом; законодательно установленных государствами СНГ норм возмещения расходов по краткосрочным командировкам в Россию и оценки затрат наличные цели во время поездок. Эти оценки осуществляются с привлечением данных официальной статистики, обследований региональных туристических агентств, сведений стран-партнеров, Всемирной туристической организации и средств массовой информации.
В импорт услуг по этой статье включается приобретение резидентами за рубежом автомобилей для личного пользования. Суммарную стоимость автомобилей, ввезенных физическими лицами, определяет ФТС России, а распределение этой величины на импорт товаров и импорт услуг производит Банк России.
Методические принципы оценки размеров оплаты труда резидентов, работающих за рубежом, и нерезидентов - в России
Информационной базой оценок размеров начисленной оплаты труда служат данные отчетности Федеральной миграционной службы МВД России о количестве резидентов, временно занятых в зарубежной экономике, и численности нерезидентов, официально работающих в России. Кроме того, на основе экспертных оценок этого ведомства, касающихся общего количества иностранных граждан, занятых в экономике, определяется численность нерегистрируемой иностранной рабочей силы. Официальная информация о занятости нерезидентов представлена по видам экономической деятельности, а численность трудоустроенных резидентов - по странам пребывания.
Оплата труда официально въехавших и нерегистрируемых нерезидентов рассчитывается как сумма отраслевых показателей. В свою очередь, оплата труда в каждой из отраслей представляет собой произведение среднеотраслевой ее величины за период, выраженной в долларах, на среднесписочную численность работавших нерезидентов.
Среднедушевая оплата труда резидентов, выехавших за рубеж, принимается равной 85% среднего уровня оплаты в отраслях реального сектора по группам стран, где преимущественно работают выходцы из России.
Общая величина выплаченной и полученной оплаты труда включает также доход лиц, не покидающих резидентскую экономику, но оказывающих услуги труда институциональным единицам - нерезидентам. Для этого используются данные государственной фирмы "Инпредкадры" ГлавУПДК при МИДе Российской Федерации об оплате труда граждан России, работавших в иностранных посольствах, на основе которых оцениваются аналогичные операции по выплате средств нерезидентам. К этой же категории относятся суммы, перечисленные на счета и в порядке денежных переводов физическим лицам - резидентам за выполненные работы для иностранного работодателя.
Методические принципы оценки показателей, характеризующих миграцию населения
Согласно методологии платежного баланса в счет операций с капиталом включаются показатели "трансферты, связанные с миграцией населения".
Данная статья представляет собой компенсирующую запись суммы статей: экспорт/импорт товаров мигрантами, включаемых в торговый баланс; вывоз/ввоз наличной иностранной валюты и безналичные перечисления иностранной валюты мигрантами, ввоз наличных рублевых средств, отраженных в счете операций с финансовыми инструментами.
Каждая из перечисленных статей рассчитывается как произведение стоимостного норматива, приходящегося на 1 мигранта, на количество мигрантов.
Стоимостный норматив для эмигрантов за отчетный квартал определяется на основе норматива за предшествующий квартал, показателей инфляции, динамики обменного курса рубля и средних цен на жилье на вторичном рынке (по данным Росстата).
Для иммигрантов из стран СНГ, а это - подавляющее большинство въезжающих в Россию на постоянное местожительства, используются нормативы предыдущего квартала, скорректированные на средневзвешенное изменение потребительских цен в странах СНГ и обменных курсов национальных валют за доллар США. Кроме того, принимаются во внимание экспертные оценки специалистов из стран СНГ - составителей платежных балансов по этим странам.
Методические принципы оценки баланса движения наличной иностранной валюты и баланса наличной национальной валюты
Изменение объема наличной иностранной валюты в России определяется как разность между суммами ввезенной в Россию и вывезенной за рубеж валюты за отчетный период.
Для расчета этого показателя определяется круг экономических агентов, вовлеченных во внешнеэкономическую деятельность, связанную с операциями в наличной иностранной валюте.
Ввоз-вывоз наличной иностранной валюты осуществляется:
- коммерческими банками. Информация по их операциям является отчетной (форма N 0409601 "Отчет о движении наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте");
- юридическими лицами (кроме коммерческих банков);
- физическими лицами, к которым относятся мигранты, путешественники, лица, занятые в сфере нерегистрируемого ввоза-вывоза товаров, российские граждане, работающие за рубежом, и нерезиденты, работающие в России.
Для каждой из указанных категорий экономических агентов (за исключением коммерческих банков) определяется доля их расчетов в наличной форме в общем объеме соответствующих операций.
Все расчеты ведутся отдельно по операциям с дальним зарубежьем и странами СНГ.
Полученные результаты сопоставляются с данными о продаже, покупке и снятии со счетов средств в наличной иностранной валюте, а также сведениями о переводах физических лиц из России и в пользу физических лиц в Россию, информацией о сделках с использованием банковских карт и размерами обязательств коммерческих банков перед физическими лицами в иностранной валюте.
Операции по вывозу-ввозу национальной валюты осуществляются Банком России, уполномоченными коммерческими банками и физическими лицами в страны/из стран СНГ. К последним относятся мигранты, путешественники, временно трудоустроенные нерезиденты, лица, занятые в сфере нерегистрируемого ввоза-вывоза товаров. Оценка размера их операций с наличными рублями производится аналогично расчетам движения наличной иностранной валюты.
Запасы наличной иностранной валюты у резидентов сектора нефинансовых предприятий и сектора домашних хозяйств, а также стоимость накопленных наличных рублевых средств у нерезидентов по состоянию на отчетную дату, исчисленные как нарастающий итог операций платежного баланса с учетом курсовых поправок, отражаются в таблице "Международная инвестиционная позиция Российской Федерации".
Методические принципы оценки реинвестированных доходов от прямых инвестиций в небанковские корпорации
Методология. Реинвестированные доходы - доходы прямого инвестора, не распределяемые в форме дивидендов или прибыли. Реинвестированные доходы рассчитываются на консолидированной основе. При расчете учитываются чистые доходы от операционной деятельности в соответствии с СОРС*, исключая такие учетные записи, как переоценка, списания, резервы под обесценение и прочее.
Охват. Расчет реинвестированных доходов осуществляется для компаний, конечными собственниками которых на десять и более процентов являются нерезиденты. Участие инвестора в капитале компании может быть как прямым, так и косвенным. Косвенное участие определяется через цепочку дочерних и ассоциированных компаний, связанных между собой отношениями собственности. В общем показателе учитываются также доходы кредитных организаций, если в числе их собственников есть резидент-небанк, являющийся объектом прямых инвестиций нерезидентов.
Порядок расчета и оценки. Для расчета реинвестированных доходов используется отчетность, составленная в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) или с Общепринятыми принципами бухгалтерского учета США (US GAAP). Показатели отчетного периода рассчитываются на основе финансовых результатов компаний за предыдущие периоды, поскольку отчеты по МСФО и US GAAP публикуются с временным лагом от 3 до 6 месяцев после окончания периода, за который они составлены.
Оценка проводится на основании данных о финансовых результатах по российским правилам бухгалтерского учета (РПБУ), если установлена идентичная динамика показателей за последние два года по РПБУ и по МСФО или US GAAP. Если отчетность компании не опубликована, то осуществляется соответствующий запрос в ее адрес.
При отсутствии данных оценка проводится исходя из макроэкономических факторов. Для этого компании классифицируются по отраслевому признаку в соответствии с основной деятельностью и/или деятельностью своих дочерних и ассоциированных компаний:
Отрасль |
Факторы |
Источник данных |
Нефтедобывающая |
Индекс цен на нефть |
Федеральная таможенная служба |
Индекс объема добычи нефти |
Агентство "Петролеум аргус", агентство "Рейтер" |
|
Черная металлургия |
Индекс цен на металлы |
Федеральная служба государственной статистики |
Цветная металлургия |
Индекс цен на металл в соответствии с основным профилем компании |
Федеральная служба государственной статистики |
Машиностроение |
Темп роста производства машин, оборудования |
|
Связь |
Темп роста платных услуг населению |
|
Прочее денежное и финансовое посредничество |
Темп прироста основных показателей банковского сектора |
Финансовая отчетность кредитных организаций, представляемая Банку России, агентство "Скрин", агентство "Спарк" |
Другие |
Темп роста ВВП |
Федеральная служба государственной статистики |
Указанные факторы используются, если выявлена их корреляция с динамикой финансовых результатов компаний за предыдущие периоды. Если такая связь отсутствует, показатель рассчитывается другими статистическими методами (например, по тренду).
После опубликования компаниями отчетности проводится корректировка показателей на разницу между данными оценки и фактическими данными.
Методические пояснения к сезонной корректировке показателей счета текущих операций платежного баланса Российской Федерации
Стандартные компоненты платежного баланса Российской Федерации в значительной мере подвержены сезонным колебаниям. Таблица 1.8 раздела 1 представляет торговый баланс и баланс услуг, очищенные от подобных влияний. Кроме того, в этот же раздел включены графики, в которых помимо устранения сезонной составляющей показана общая тенденция развития явления с исключением нерегулярной компоненты (тренд). Ввиду аналитической ценности и наличия высокой сезонной зависимости дополнительно приводится динамика физических объемов экспорта трех энергетических товаров.
Мультипликативная сезонная декомпозиция была осуществлена методом Х-12. Сезонно скорректированные данные пересматриваются на регулярной основе в связи с появлением нового наблюдения в динамическом ряду, а также из-за уточнения фактических данных за прошлые периоды.
_____________________________
* Current Operating Performance Concept.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.