Письмо Ассоциации российских банков от 7 июня 2010 г. N А-01/5-410
См. ответ, приведенный в письме Генпрокуратуры РФ от 10 августа 2010 г. N 73/3-240-2010
Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи с необходимостью приведения Сводного плана проверок субъектов предпринимательства на 2010 год (далее - Сводный план), разработанного в рамках исполнения Приказа Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 02.10.2009 года N 319 "О порядке формирования ежегодного сводного плана проведения органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в соответствие с нормами действующего законодательства.
Необходимость формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок указана в части 7 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В части 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ установлено, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Однако на практике данная норма нарушается некоторыми органами государственной власти, осуществляющими функции надзора или контроля.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцати рабочих дней, а в части 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ установлено, что срок проведения каждой из проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица.
Ряд органов государственной власти осуществляют проверки в строгом соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ. Так, например, в пункте 36 "Административного регламента проведения проверок Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных", утвержденного Приказом Роскомнадзора от 01.12.2009 N 630, установлено, что при проведении проверок в отношении филиалов, представительств юридического лица, организующего и (или) осуществляющего обработку персональных данных, осуществляющего деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, сроки проведения проверок устанавливаются территориальными органами Роскомнадзора, участвующими в проверке, в рамках общего срока проверки, установленного ответственным территориальным органом Роскомнадзора.
Однако некоторые органы государственной власти рассматривают норму части 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ как позволяющую назначать плановую проверку в отношении каждого филиала в различные даты вне зависимости от дат проведения проверки "головного" подразделения юридического лица. Вследствие этого складывается ситуация, при которой в течение 3-летнего срока юридическое лицо в лице "головного", а также своих обособленных структурных подразделений (филиалов и представительств) подвергается фактически неоднократным плановым проверкам одним и тем же государственным органом по одной и той же тематике. Несмотря на это соответствующие государственные органы квалифицируют рассматриваемые действия как осуществляемые в рамках одной плановой проверки юридического лица.
Данные, истребуемые проверяющими органами при проведении плановых проверок в обособленных структурных подразделениях юридического лица, характеризуются своей принципиальной идентичностью (проверкой соблюдения одних и тех же требований с сопровождением истребования у "головного" подразделения принципиально одного и того же пакета документов).
Таким образом, органы государственного контроля и надзора нарушают закрепленный в части 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ принцип организации государственного контроля и надзора о недопущении проведения плановых проверок чаще чем один раз в три года.
В Сводном плане содержатся положения об осуществлении территориальными подразделениями надзорного органа (например, Роспотребнадзора) нескольких проверок обособленных подразделений (филиалов) одной и той же кредитной организации в разные кварталы 2010 года. Вследствие этого, положения Сводного плана нарушают один из приоритетов государственной политики - сокращение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, отраженного, в частности, в Указе Президента РФ от 29.06.1998 N 730 "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства" и абзаце тринадцатом раздела III. Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию от 23.06.2008.
Учитывая вышеизложенное, просим Вас рассмотреть вопрос о приведении Сводного плана проверок субъектов предпринимательства на 2010 год в соответствие с нормами и концепцией действующего законодательства.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 7 июня 2010 г. N А-01/5-410
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)