С 1 января 2011 года вступает в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 227-ФЗ).
Согласно его статье 12 в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) внесены изменения, предоставляющие заявителям - юридическим лицам возможность направления в уполномоченный регистрирующий орган (далее - ФНС России) документов, предусмотренных Законом о регистрации, в форме электронных документов. Порядок представления заявителем - юридическим лицом таких документов на бумажном носителе сохраняется. Заявителю предоставляется право выбора порядка представления документов - на бумажном носителе либо в форме электронных документов.
В целях исполнения Федерального закона N 227-ФЗ при применении нормативных актов Банка России, регулирующих соответствующие процедуры государственной регистрации кредитных организаций, рекомендуем исходить из следующего.
1. Кредитным организациям рекомендуется использовать формы документов, размещенные на официальном сайте ФНС России в сети Интернет (www.nalog.ru), и представлять документы, предусмотренные Законом о регистрации, в форме электронных документов с учетом следующего.
1.1. Электронная форма документов изготавливается кредитной организацией путем перевода в скан-образ документов на бумажных носителях, оформленных в установленном порядке (включая проставление собственноручных подписей уполномоченных лиц и оттиска печати). Каждый документ в электронной форме удостоверяется электронной цифровой подписью, выданной ФНС России уполномоченному лицу кредитной организации для целей представления налоговой отчетности (далее - ЭЦП уполномоченного лица кредитной организации).
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 9 Закона о регистрации подлинность подписи уполномоченного лица кредитной организации на заявлении о государственной регистрации должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. В связи с этим заявление о государственной регистрации в форме электронного документа дополнительно удостоверяется электронной цифровой подписью нотариуса, засвидетельствовавшего подлинность подписи уполномоченного лица кредитной организации*.
1.2. После изготовления документов, предусмотренных Законом о регистрации, в форме электронных документов с использованием технических процедур, рекомендованных подпунктом 1.1 настоящего пункта, кредитной организацией изготавливается скан-образ описи вложений, который удостоверяется ЭЦП уполномоченного лица кредитной организации.
1.3. Кредитной организации рекомендуется формировать пакет документов, содержащий документы в электронной форме, изготовленные с использованием технических процедур, рекомендованных подпунктом 1.1 настоящего пункта, скан-образ описи вложений, удостоверенный ЭЦП уполномоченного лица кредитной организации, а также перечень файлов скан-образов.
Сформированный пакет документов рекомендуется архивировать с помощью архиватора ARJ32, шифровать с помощью используемой в Банке России системы криптозащиты информации (далее - СКЗИ), снабжать кодом аутентификации (далее - КА) кредитной организации и направлять по существующему каналу связи в соответствующее территориальное учреждение Банка России (вне зависимости от того, принимается ли решение о государственной регистрации Банком России либо территориальным учреждением Банка России).
2. Поскольку положения Федерального закона N 227-ФЗ распространяются только на документы, предусмотренные Законом о регистрации, представление кредитными организациями для целей государственной регистрации иных документов, определенных Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, осуществляется на бумажных носителях в общеустановленном порядке.
В территориальном учреждении Банка России срок рассмотрения документов по вопросу государственной регистрации определяется исходя из даты получения последнего документа из необходимого комплекта документов. В связи с этим в целях избежания неоправданных временных затрат кредитным организациям рекомендуется направлять документы в электронной форме и на бумажных носителях в сроки, обеспечивающие их одновременное получение территориальным учреждением Банка России.
3. Территориальным учреждениям Банка России при рассмотрении документов, представленных кредитными организациями в форме электронных документов, предлагаем исходить из следующего.
3.1. Если принятие решения о государственной регистрации отнесено к компетенции территориального учреждения Банка России**, то территориальному учреждению Банка России рекомендуется рассматривать полученные документы при соответствии их перечня описи вложений.
При принятии решения о государственной регистрации территориальному учреждению Банка России рекомендуется формировать пакет документов, содержащий представленный кредитной организацией архивный файл, скан-образ сопроводительного письма территориального учреждения Банка России, оформленного в установленном порядке и снабженного КА территориального учреждения Банка России, а также перечень файлов скан-образов.
Сформированный пакет документов рекомендуется архивировать с помощью архиватора ARJ32, шифровать с помощью СКЗИ, снабжать КА территориального учреждения Банка России и направлять по системе БАНКОМ в адрес Центра информационных технологий Банка России (далее - ЦИТ) для направления в ФНС России.
При получении территориальным учреждением Банка России от ЦИТ документа ФНС России в форме электронного документа, подтверждающего внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), территориальному учреждению Банка России рекомендуется формировать пакет документов, содержащий указанный документ ФНС России, скан-образ согласованных территориальным учреждением Банка России изменений, вносимых в устав кредитной организации, а также перечень файлов, включенных в пакет документов.
Сформированный пакет документов рекомендуется архивировать с помощью архиватора ARJ32, шифровать с помощью СКЗИ, снабжать КА территориального учреждения Банка России и направлять кредитной организации по существующему каналу связи. При этом соответствующее письменное сообщение на бумажном носителе может не направляться. Если кредитная организация ходатайствовала о выдаче документа, подтверждающего внесение записи в ЕГРЮЛ, на бумажном носителе, его направление кредитной организации осуществляется в общеустановленном порядке.
В случае представления кредитной организацией документов, предусмотренных Законом о регистрации, в форме электронных документов территориальным учреждением Банка России применяются положения абзацев второго, четвертого-шестого пункта 16.4 Инструкции Банка России от 2 апреля 2010 года N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций".
Вышеуказанный порядок взаимодействия с ФНС России рекомендуется применять также для целей внесения в ЕГРЮЛ в установленный срок записи об изменении сведений о кредитной организации, определенных Законом о регистрации и не связанных с внесением изменений в устав кредитной организации.
3.2. Если принятие решения о государственной регистрации отнесено к компетенции Банка России и для принятия решения требуется заключение территориального учреждения Банка России по документам, предусмотренным Законом о регистрации, то территориальному учреждению Банка России рекомендуется рассматривать полученные документы при соответствии их перечня описи вложений.
При принятии положительного решения территориальному учреждению Банка России рекомендуется формировать пакет документов, содержащий представленный кредитной организацией архивный файл, заключение территориального учреждения Банка России снабженное КА территориального учреждения Банка России, а также перечень файлов, включенных в пакет документов.
Сформированный пакет документов рекомендуется архивировать с помощью архиватора ARJ32, шифровать с помощью СКЗИ, снабжать КА территориального учреждения Банка России и направлять по системе БАНКОМ в адрес ЦИТ для рассмотрения Банком России, принятия решения о государственной регистрации и осуществления взаимодействия с ФНС России.
При получении территориальным учреждением Банка России от ЦИТ документа ФНС России в форме электронного документа, подтверждающего внесение записи в ЕГРЮЛ (за исключением документа, подтверждающего внесение записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией), территориальному учреждению Банка России рекомендуется формировать пакет документов, содержащий указанный документ ФНС России, скан-образ согласованного Банком России (территориальным учреждением Банка России) устава кредитной организации (изменений, вносимых в устав кредитной организации), а также перечень файлов, включенных в пакет документов.
Сформированный пакет документов рекомендуется архивировать с помощью архиватора ARJ32, шифровать с помощью СКЗИ, снабжать КА территориального учреждения Банка России и направлять кредитной организации по существующему каналу связи. Остальные необходимые документы рекомендуется направляться кредитной организации (выдавать ее уполномоченному лицу) в установленном порядке на бумажном носителе. Если кредитная организация ходатайствовала о выдаче документа, подтверждающего внесение записи в ЕГРЮЛ, на бумажном носителе, его направление кредитной организации осуществляется в общеустановленном порядке.
3.3. Если принятие решения о государственной регистрации отнесено к компетенции Банка России и для принятия решения не требуется заключение территориального учреждения Банка России по документам, предусмотренным Законом о регистрации, то территориальному учреждению Банка России рекомендуется, не раскрывая полученный архивный файл, снабжать его КА территориального учреждения Банка России и направлять по системе БАНКОМ в ЦИТ для рассмотрения Банком России, принятия решения о государственной регистрации и осуществления взаимодействия с ФНС России.
При получении территориальным учреждением Банка России от ЦИТ документа ФНС России в форме электронного документа, подтверждающего внесение записи в ЕГРЮЛ, территориальному учреждению Банка России рекомендуется формировать пакет документов, содержащий указанный документ ФНС России, скан-образ согласованного Банком России устава кредитной организации (изменений, вносимых в устав кредитной организации), а также перечень файлов, включенных в пакет документов.
Сформированный пакет документов рекомендуется архивировать с помощью архиватора ARJ32, шифровать с помощью СКЗИ. снабжать КА территориального учреждения Банка России и направлять кредитной организации по существующему каналу связи. Остальные необходимые документы рекомендуется направлять кредитной организации (выдавать ее уполномоченному лицу) в установленном порядке на бумажном носителе. Если кредитная организация ходатайствовала о выдаче документа, подтверждающего внесение записи в ЕГРЮЛ, на бумажном носителе, его направление кредитной организации осуществляется в общеустановленном порядке.
3.4. При осуществлении территориальным учреждением Банка России действий, предусмотренных пунктом 2.6 Положения Банка России от 9 июня 2005 года N 271-П "О рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских операций, и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям", кредитным организациям рекомендуется после устранения выявленных недостатков направлять в территориальное учреждение Банка России в форме электронного документа, удостоверенного ЭЦП уполномоченного лица кредитной организации, только документ (документы), в который (в которые) вносились изменения в целях устранения выявленных недостатков.
4. Необходимые для реализации Федерального закона N 227-ФЗ форматы документов, а также порядок представления документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации установленных сведений (подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 и подпункт "г" пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации) будут доведены до сведения территориальных учреждений Банка России дополнительно.
5. В случае необходимости, территориальными учреждениями Банка России вносятся изменения в соглашения об информационном взаимодействии с кредитными организациями и территориальными органами ФНС России.
Доведите содержание настоящего письма до сведения кредитных организаций.
Первый заместитель |
Г.Г. Меликьян |
_____________________________
* Список нотариусов, имеющих электронную цифровую подпись, размещается на официальном сайте ФНС России в сети Интернет: www.nalog.ru.
** В соответствии с пунктом 15.3 Инструкции Банка России от 2 апреля 2010 года N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" решение о государственной регистрации изменений, вносимых в устав кредитной организации, принимается Банком России, если изменения влекут замену имеющейся у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, а также если указанные изменения связаны с реорганизацией кредитной организации, либо территориальным учреждением Банка России, если изменения не влекут замены имеющейся у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 2011 г. юридические лица вправе по своему выбору представлять документы для госрегистрации на бумажном носителе либо в электронной форме. При регистрации кредитных организаций ЦБР рекомендует использовать формы документов, размещенные на официальном Интернет-сайте ФНС России (www.nalog.ru). Разъяснен порядок направления материалов в электронном виде.
В частности, каждый документ удостоверяется ЭЦП, выданной ФНС России уполномоченному лицу кредитной организации для представления налоговой отчетности. Подлинность подписи свидетельствуется ЭЦП нотариуса.
Документы в электронной форме и на бумажных носителях рекомендуется направлять в сроки, обеспечивающие их одновременное получение территориальным учреждением Банка России. Регламентирован порядок рассмотрения ЦБР и его учреждениями электронных документов.
Необходимые форматы и порядок представления подтверждения о подаче сведений в территориальный орган ПФР будут доведены дополнительно.
Вышеизложенное касается материалов, представляемых в Банк России (его учреждения) для регистрации кредитных организаций. Иные документы направляются в бумажном виде.
Письмо ЦБР от 20 декабря 2010 г. N 169-Т "О Федеральном законе от 27.07.2010 N 227-ФЗ"
Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" от 22 декабря 2010 г. N 70