Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3.1
Комментарий к сравнительным таблицам 3.3-3.4 данных внешней торговли услугами при зеркальном сопоставлении
В таблицах 3.3-3.4 представлены результаты сопоставлений внешней торговли услугами Российской Федерации и остального мира по отдельным странам-партнерам на базе данных Банка России и Статистического отдела ООН.
Показатели международной торговли услугами формируются в соответствии с принципами, рекомендованными Руководством по платежному балансу (МВФ, 5-е издание) и Руководством по статистике международной торговли услугами (ООН). При этом под международной торговлей услугами понимается совершение операций между резидентами и нерезидентами страны.
Сопоставление, проведенное Банком России, указывает на наличие системных несовпадений зеркальных данных.
Сравнение стоимости экспорта России с импортом группы стран-контрагентов (данные доступны по 34-36% общего объема внешней торговли услугами) за 2006-2008 годы показывает, что абсолютные и относительные расхождения данных последовательно нарастают. Так, если в 2006 году данные России на 9% превышали совокупные данные партнеров, то в 2007 году несоответствия составили 23%, а в 2008 году российские показатели на 34% были выше сумм, учтенных остальным миром. Эту динамику главным образом определяет укрепление стабильного превышения российских показателей над показателями Кипра (в 2006 году - на 1,3 млрд. долларов США, в 2007 году - на 2 млрд. долларов, в 2008 году - на 2,8 млрд. долларов) и Соединенного Королевства (в 2006 году - на 0,8 млрд. долларов, в 2007 году - на 1,4 млрд. долларов, в 2008 году - на 2,3 млрд. долларов).
Одна из причин состоит в том, что на территории этих государств предоставляется льготный режим налогообложения и зарегистрированные там компании являются посредниками при заключении сделок, а не реальными партнерами по контракту. Таким образом, в данных России в силу объективных причин может быть зафиксирована страна-посредник, а не страна, фактически предоставившая/потребившая услуги.
Наряду с этим в отношении Республики Беларусь расхождения отсутствуют, поскольку Банком России и Национальным банком Республики Беларусь проводится многолетняя работа по согласованию информации по взаимной торговле.
По остальным странам стабильные не столь существенные по стоимостным оценкам положительные различия с одними государствами компенсируются отрицательными расхождениями с другими, но для объяснения этих несовпадений необходима отсутствующая детализированная информация данных по отдельным видам услуг стран-контрагентов.
Сопоставление объема российского импорта услуг за 2006-2008 годы, напротив, выявляет сокращение расхождений в превышении наших данных над показателями других стран с 7% в 2006 году до 0,3% в 2008 году, поскольку аналогично экспорту регулярные превышения российских данных по импорту из Кипра и Соединенного Королевства компенсируются преобладанием отрицательных расхождений во взаимоотношениях с другими партнерами.
Причины возникновения несоответствий данных зеркальной статистики можно разделить на 3 группы:
1. Методологические:
а) существует различие в подходах к сбору информации: согласно международным стандартам страны могут использовать разные системы сбора данных: пооперационный учет (банковская статистика по платежам) или обследование предприятий, также возможно применение комбинированного способа. В основе статистики предприятий лежит метод начисления: услуги регистрируются на момент подписания актов о выполненных работах, оказанных услугах либо на основе иных бухгалтерских документов; страна-партнер определяется по контракту. Банковская статистика предполагает кассовый метод: услуги попадают в отчетность после их фактической оплаты; контрагент указывается по платежному документу. Эти различия приводят к возникновению временных лагов, а также к неверному указанию страны-партнера;
б) имеется ряд услуг, специфика которых затрудняет сбор данных по ним традиционным способом. Это относится к поездкам, грузовым перевозкам, государственным услугам. Для таких видов услуг составители платежных балансов разрабатывают модели оценок;
в) возможны различия в подходах к охвату и способам регистрации операций физических лиц;
г) расхождение возникает, когда страна-контрагент не имеет возможности получать информацию по операциям, произведенным с участием ее резидентов, производственная деятельность которых осуществляется на территории другого государства, где и регистрируются денежные потоки, связанные с оказанием/получением услуг.
2. Технические:
а) между датой осуществления операции и датой ее отражения может возникать временной лаг;
б) при приведении стоимости услуги к единой валюте страны могут использовать разные курсы: курсы валют на дату операции или средние за период;
в) регламенты составления, публикации и актуализации страновых данных национальными статистическими службами, как правило, не совпадают по времени.
3. Умышленное искажение данных:
Под прикрытием оплаты за услуги может скрываться отток капитала за границу: импортеры услуг переводят средства по притворным сделкам. В результате данные страны-экспортера будут меньше на объем этих платежей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.