См. ответ, приведенный в письме ЦБР от 4 апреля 2011 г. N 12-5-2/526
По информации, поступающей в Ассоциацию российских банков, при исполнении кредитными организациями рекомендаций Банка России, указанных в Письме от 28.09.2007 г. N 155-Т "О недействительных паспортах", кредитные организации сталкиваются с рядом существенных проблем при проверке паспортов на официальном сайте Федеральной миграционной службы.
Так, в ряде случаев при проверке "действительности" паспортов с использованием вышеуказанного сервиса в отношении паспортов, легитимность которых подтверждена, и у кредитной организации не имеется сомнений в достоверности и действительности документа, в результате проверки поступает информация о том, что указанный паспорт является недействительным либо не значится в базе данных.
Основываясь на сведениях, полученных с использованием указанного сервиса, а также с учетом требований пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) кредитная организация в вышеуказанных случаях должна отказать физическому лицу в открытии счета (вклада) либо направить запрос в Федеральную миграционную службу с просьбой подтвердить указанную информацию (срок ответа на запрос в среднем составляет от 20 до 30 календарных дней). Указанные меры создают для кредитной организации значительные правовые и репутационные риски, а впоследствии и финансовые убытки в виду сокращения обращений клиентов в кредитные организации, которые применяют такие меры.
Обращаем внимание, что территориальные учреждения Банка России при проведении проверок исполнения кредитными организациями требований Закона N 115-ФЗ настоятельно рекомендуют использовать сервис проверки паспортов на официальном сайте Федеральной миграционной службы. Однако кредитные организации в ряде случаев указывают на некорректность представляемой информации на указанном сайте. Несмотря на это, отказ кредитной организации от проверки действительности паспортов с использованием данного сервиса территориальные учреждения Банка России рассматривают как неэффективные меры внутреннего контроля для целей противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
По мнению Ассоциации российских банков, данный сервис может быть использован в работе кредитных организаций только после обеспечения абсолютной корректности его работы в целом, когда при проверке действительности паспорта гражданина Российской Федерации будет представляться однозначная и действительная информация.
В то же время, руководствуясь нормативными актами Правительства Российской Федерации, считаем, что кредитная организация при проверке действительности паспорта обязана учитывать требования Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 г. N 828 (далее - Положение N 828).
В связи с вышеизложенным просим Вас подтвердить правомерность позиции Ассоциации российских банков относительно порядка проверки действительности паспортов граждан Российской Федерации на сайте Федеральной миграционной службы, а также с учетом требований установленных Постановлением N 828 и дать соответствующие разъяснения территориальным органам Банка России.
С уважением,
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 17 марта 2011 г. N А-02/5-191 "О проверке действительности паспортов граждан Российской Федерации"
Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)