Письмо Ассоциации российских банков от 24 июня 2011 г. N А-01/5-450
11 июля 2011 г.
Во изменение настоящего письма см. доработанные предложения АРБ по корректировке принятого ГД ФС РФ в первом чтении проекта федерального закона N 539159-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции", направленные письмом АРБ от 11 июля 2011 г. N А-01/5-525
Государственной Думой Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона N 539159-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" (далее - Законопроект), предусматривающий, в частности изменения в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках), направленные на повышение эффективности деятельности по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
На основании Законопроекта предлагается статью 26 Закона о банках изложить в новой редакции. В связи с тем, что указанные изменения затрагивают вопрос о сохранности банковской тайны, Ассоциацией российских банков при участии кредитных организаций подготовлены заключение и таблица поправок к Законопроекту (прилагаются), содержащие предложения по внесению изменений в статью 1 Законопроекта.
Ассоциация российских банков просит Вас учесть предложения банковского сообщества при доработке Законопроекта ко второму чтению.
Приложение на л.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Таблица
поправок к проекту федерального закона N 539159-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции"
N |
Текст проекта, к которому предлагается поправка |
Содержание поправки |
Новая редакция текста законопроекта с предлагаемой поправкой |
1. |
"Статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 2001, N 33, ст. 3424; 2003, N 27, ст. 2700; N 52, ст. 5033; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 1, ст. 45; 2007, N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; 2009, N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; 2010, N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905) изложить в следующей редакции: "Статья 26. Банковская тайна Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации, федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. В соответствии с законодательством Российской Федерации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений. Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом нормативным правовым актом Российской Федерации, в случае проверки в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о противодействии коррупции сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: 1) граждан, претендующих на замещение государственных должностей Российской Федерации; 2) граждан, претендующих на замещение должности судьи; 3) граждан, претендующих на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе; 4) граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы, должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должностей муниципальной службы; 5) граждан, претендующих на замещение должностей руководителя (единоличного исполнительного органа), заместителей руководителя, членов правления (коллегиального исполнительного органа), исполнение обязанностей по которым осуществляется на постоянной основе, в государственной корпорации, фонде или иной организации, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона; 6) граждан, претендующих на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, учреждениях и на предприятиях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; 7) лиц, замещающих должности, указанные в пунктах 1 - 6 настоящей части; 8) супруг (супругов) и несовершеннолетних детей граждан и лиц, указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части. Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - иностранным консульским учреждениям. Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Банк России, руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе разглашать сведения об операциях, счетах и вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные ими в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, и агенты валютного контроля, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом. За разглашение банковской тайны Банк России, руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также должностные лица и работники указанных органов и организаций несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом. Организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц с их согласия представляется кредитными организациями в целях формирования кредитных историй в бюро кредитных историй в порядке и на условиях, которые предусмотрены заключенным с бюро кредитных историй договором в соответствии с Федеральным законом "О кредитных историях". Банковские платежные агенты гарантируют тайну об операциях по счетам и о счетах физических лиц, чьи платежи принимаются ими в соответствии со статьей 13.1 настоящего Федерального закона. Руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) не вправе раскрывать третьим лицам данные об операциях, счетах и вкладах физических лиц, полученные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о противодействии коррупции в Банке России, кредитных организациях, а также в филиалах и представительствах иностранных банков. Документы и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов и предусмотренные Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", предоставляются кредитными организациями органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, налоговым органам и таможенным органам как агентам валютного контроля в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены указанным Федеральным законом. Органы валютного контроля и агенты валютного контроля не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Информация о торговых и клиринговых счетах юридических лиц и об операциях по указанным счетам предоставляется кредитными организациями в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности". Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности". |
Абзац второй изложить в следующей редакции: "Статья 26. Банковская тайна 1. Банковская тайна является правовым режимом любой информации о клиентах и корреспондентах кредитных организаций, Банка России, которая стала известна, соответственно, кредитной организации, Банку России в связи с осуществлением ими банковской и иной деятельности (далее по тексту - информация, составляющая банковскую тайну). Банковская тайна установлена в целях защиты прав клиентов и корреспондентов кредитных организаций, Банка России, а также иных лиц, предоставивших им информацию, составляющую банковскую тайну. 2. Субъектами, обязанными соблюдать банковскую тайну, являются кредитные организации, Банк России, а также любые иные лица, получившие информацию, составляющую банковскую тайну, от кредитных организаций, и Банка России. 3. Кредитные организации Банк России и иные лица, обязанные соблюдать банковскую тайну, обязаны сохранять информацию, составляющую банковскую тайну, и могут предоставлять ее иным лицам только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Руководители и работники кредитных организаций и Банка России обязаны соблюдать банковскую тайну. Лица, получившие информацию, составляющую банковскую тайну, от кредитных организаций и Банка России, вправе использовать ее исключительно для тех целей, которые были указаны ими в запросе или для достижения которых такие сведения были им предоставлены. Разглашение информации, составляющей банковскую тайну, в рамках уголовного, гражданского или административного судопроизводства допускается в той степени, в которой это необходимо для осуществления правосудия. Следственные органы и органы дознания вправе представлять информацию, составляющую банковскую тайну, в составе материалов уголовного дела, передаваемого в суд. 4. Информация, составляющая банковскую тайну, может быть предоставлена кредитными организациями: а) в отношении юридических и физических лиц: лицам, в отношении которых кредитными организациями была собрана информация (далее - субъекты информации), составляющая банковскую тайну, а также их представителям, уполномоченным на это соответствующей доверенностью - только в отношении соответствующего субъекта информации; Банку России в рамках осуществления им банковского надзора и полномочий органа валютного контроля - в порядке и объеме, установленном законодательством; судам, арбитражным судам по делам, находящимся в их производстве - на основании соответствующего судебного акта; органам, осуществляющим принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц - на основании постановления этого органа; органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве - на основании постановления следователя, согласованного с руководителем следственного органа; уполномоченному органу, осуществляющему меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма - в порядке и пределах, установленных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма"; аудиторским организациям в рамках осуществления ими деятельности по банковскому аудиту - на основании соответствующего запроса, подписанного руководителем аудиторской организации; бюро кредитных историй - с согласия субъекта кредитной истории в порядке, установленном Федеральным законом "О кредитных историях"; избирательным комиссиям, комиссиям референдума - в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; федеральному органу (федеральным органам) исполнительной власти, уполномоченному (уполномоченным) Правительством Российской Федерации осуществлять функции органа (органов) валютного контроля - в порядке, установленном Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле"; другим кредитным организациям, Банку России или органу, осуществляющему функции по обязательному страхованию вкладов при осуществлении безналичных расчетов - в объеме и порядке, установленных законодательством о безналичных расчетах; стороне по договору, заключенному в рамках осуществления кредитными организациями банковской и иной деятельности, в том числе: при заключении обеспечительных сделок (договор поручительства, договор залога и т.п.), сделки уступки права (требования) к заемщику по кредитному договору, договора финансирования под уступку дебиторской задолженности - в объеме, необходимом для надлежащего осуществления соответствующей деятельности; иным лицам - с согласия субъектов информации; в иных случаях, установленных федеральными законами - на основании решения суда, вынесенного по заявлению заинтересованного лица в порядке особого производства; б) в отношении юридических лиц и/или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица: Счетной палате - на основании письменного запроса, подписанного руководителем или заместителем руководителя Счетной палаты; налоговым органам - на основании письменного запроса, подписанного руководителем или заместителем руководителя налогового органа в объеме и порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации; таможенным органам - на основании письменного запроса, подписанного руководителем или заместителем руководителя таможенного органа в объеме и порядке, установленных Таможенным кодексом РФ; органам внутренних дел для проверки сведений о подготавливаемом, совершаемом или совершенном налоговом преступлении и решения вопроса о возбуждении уголовного дела - на основании письменного запроса, подписанного руководителем органа внутренних дел; временному управляющему - сведения в отношении должника, находящегося на стадии наблюдения, по перечню, установленному законодательством о банкротстве; иным лицам - с согласия субъектов информации; в иных случаях, установленных федеральными законами - на основании решения суда, вынесенного по заявлению заинтересованного лица в порядке особого производства; в) в отношении физических лиц: организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов при наступлении страховых случаев в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"; российским нотариусам - по находящимся в их производстве наследственным делам, открытым на территории Российской Федерации, в отношении любого имущества, находящегося в кредитных организациях Российской Федерации и принадлежавшего умершим гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства на дату смерти наследодателя; иностранным консульским учреждениям - в случае открытия наследства на территории иностранного государства в отношении любого имущества, находящегося в кредитных организациях Российской Федерации, и принадлежавшего умершим гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства на дату смерти наследодателя; наследникам умерших вкладчиков (владельцев счетов, заемщиков, иных клиентов) в отношении их наследственных долей - по предъявлении паспорта или иного удостоверения личности и свидетельства о праве на наследство; лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении - по предъявлении паспорта или иного удостоверения личности и свидетельства о смерти владельца счета или вклада; иным лицам - с согласия субъектов информации; в иных случаях, установленных федеральными законами - на основании решения районного суда, вынесенного по заявлению заинтересованного лица в порядке особого производства. г) в отношении физических лиц, перечисленных в Федеральном законе "О противодействии коррупции", - руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определен в Федеральном законе "О противодействии коррупции", в случае необходимости проверки сведений о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, проводимой в целях реализации мер о противодействии коррупции, в порядке, установленном федеральным законом. В запросе уполномоченного должностного лица должны содержаться сведения о том, в рамках какой проверки запрашиваются сведения. Указанный запрос должен быть представлен в суд для рассмотрения его обоснованности в рамках особого производства. Основанием для представления кредитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну, является решение суда, вынесенное в рамках особого производства. Указанное решение вместе с запросом уполномоченного должностного лица должно быть представлено в кредитную организацию в электронном виде через Банк России. Кредитная организация имеет право запросить судебный акт на бумажном носителе. Форма запроса уполномоченного должностного лица утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России. 5. Банк России вправе передавать информацию, составляющую банковскую тайну: при осуществлении им банковских операций и сделок - в случаях, установленных в пункте 4 настоящей статьи; при обмене документами и информацией с таможенными и налоговыми органами как агентами валютного контроля - в порядке и объеме, предусмотренном законодательством о валютном регулировании и валютном контроле; при осуществлении им функций по обеспечению деятельности банковской системы Российской Федерации - в случаях, предусмотренных Федеральными законами "О Прокуратуре Российской Федерации", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О Счетной палате Российской Федерации", "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", "О кредитных историях"; в иных случаях, установленных федеральными законами - на основании решения суда, вынесенного по заявлению заинтересованного лица в порядке особого производства. 6. Лица и органы, уполномоченные запрашивать информацию, составляющую банковскую тайну, должны обосновать необходимость ее получения, указать цель использования и конкретных субъектов информации, в отношении которых запрашиваются сведения. Период времени, за который может быть запрошена информация, составляющая банковскую тайну, не может превышать пяти лет. Лица и органы, уполномоченные запрашивать информацию, составляющую банковскую тайну, могут потребовать от кредитной организации предоставления указанной информации за период времени, превышающий пять лет, только на основании решения суда, вынесенного по заявлению заинтересованного лица в порядке особого производства. Следственные и судебные органы вправе запрашивать в кредитных организациях информацию, составляющую банковскую тайну, независимо от периода времени, истекшего с момента получения ее кредитной организацией. 7. Если иное не установлено настоящей статьей, информация, составляющая банковскую тайну, предоставляется кредитными организациями и Банком России в письменной форме в виде письма, адресованного лицу, уполномоченному получать такую информацию и представившему соответствующие документы. В случае передачи информации, составляющей банковскую тайну, при осуществлении межбанковских расчетов, формой представления такой информации является соответствующий расчетный документ. В случае передачи информации, составляющей банковскую тайну, стороне по договору, заключенному в рамках осуществления кредитными организациями банковской и иной деятельности формой предоставления такой информации может быть: текст договора, заключенного кредитной организацией (Банком России) с этой стороной, иные документы. Федеральным законом могут быть установлены специальные требования к форме документов, которые должны предоставляться банками лицам, уполномоченным получать информацию, составляющую банковскую тайну. 9. Если лицо, уполномоченное получать информацию, составляющую банковскую тайну, имеет также право производить в кредитных организациях обыск и/или изымать банковские документы и/ или снимать с них копии, то такие документы (их копии) представляются кредитными организациями в порядке, установленном процессуальным законодательством соответственно для обыска или выемки документов. Представляемые в этом случае копии документов удостоверяются кредитными организациями. 10. Срок представления информации, составляющей банковскую тайну, не может превышать пяти рабочих дней, если иное не установлено федеральным законом. Если объем запрошенной информации составляет более ста страниц, указанный срок может быть увеличен по ходатайству, предоставляющей информацию организации, субъектом, запрашивающим информацию, составляющую банковскую тайну, до трех месяцев из расчета один рабочий день на каждый сто страниц запрошенной информации. 11. За разглашение банковской тайны кредитные организации, Банк России и иные субъекты, обязанные хранить банковскую тайну, а также их должностные лица и работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.". |
Статья 1 "Статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 2001, N 33, ст. 3424; 2003, N 27, ст. 2700; N 52, ст. 5033; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 1, ст. 45; 2007, N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; 2009, N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; 2010, N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905) изложить в следующей редакции: "Статья 26. Банковская тайна 1. Банковская тайна является правовым режимом любой информации о клиентах и корреспондентах кредитных организаций, Банка России, которая стала известна, соответственно, кредитной организации, Банку России в связи с осуществлением ими банковской и иной деятельности (далее по тексту - информация, составляющая банковскую тайну). Банковская тайна установлена в целях защиты прав клиентов и корреспондентов кредитных организаций, Банка России, а также иных лиц, предоставивших им информацию, составляющую банковскую тайну. 2. Субъектами, обязанными соблюдать банковскую тайну, являются кредитные организации, Банк России, а также любые иные лица, получившие информацию, составляющую банковскую тайну, от кредитных организаций, и Банка России. 3. Кредитные организации Банк России и иные лица, обязанные соблюдать банковскую тайну, обязаны сохранять информацию, составляющую банковскую тайну, и могут предоставлять ее иным лицам только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Руководители и работники кредитных организаций и Банка России обязаны соблюдать банковскую тайну. Лица, получившие информацию, составляющую банковскую тайну, от кредитных организаций и Банка России, вправе использовать ее исключительно для тех целей, которые были указаны ими в запросе или для достижения которых такие сведения были им предоставлены. Разглашение информации, составляющей банковскую тайну, в рамках уголовного, гражданского или административного судопроизводства допускается в той степени, в которой это необходимо для осуществления правосудия. Следственные органы и органы дознания вправе представлять информацию, составляющую банковскую тайну, в составе материалов уголовного дела, передаваемого в суд. 4. Информация, составляющая банковскую тайну, может быть предоставлена кредитными организациями: а) в отношении юридических и физических лиц: лицам, в отношении которых кредитными организациями была собрана информация (далее - субъекты информации), составляющая банковскую тайну, а также их представителям, уполномоченным на это соответствующей доверенностью - только в отношении соответствующего субъекта информации; Банку России в рамках осуществления им банковского надзора и полномочий органа валютного контроля - в порядке и объеме, установленном законодательством; судам, арбитражным судам по делам, находящимся в их производстве - на основании соответствующего судебного акта; органам, осуществляющим принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц - на основании постановления этого органа; органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве - на основании постановления следователя, согласованного с руководителем следственного органа; уполномоченному органу, осуществляющему меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма - в порядке и пределах, установленных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма"; аудиторским организациям в рамках осуществления ими деятельности по банковскому аудиту - на основании соответствующего запроса, подписанного руководителем аудиторской организации; бюро кредитных историй - с согласия субъекта кредитной истории в порядке, установленном Федеральным законом "О кредитных историях"; избирательным комиссиям, комиссиям референдума - в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; федеральному органу (федеральным органам) исполнительной власти, уполномоченному (уполномоченным) Правительством Российской Федерации осуществлять функции органа (органов) валютного контроля - в порядке, установленном Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле"; другим кредитным организациям, Банку России или органу, осуществляющему функции по обязательному страхованию вкладов при осуществлении безналичных расчетов - в объеме и порядке, установленных законодательством о безналичных расчетах; стороне по договору, заключенному в рамках осуществления кредитными организациями банковской и иной деятельности, в том числе: при заключении обеспечительных сделок (договор поручительства, договор залога и т.п.), сделки уступки права (требования) к заемщику по кредитному договору, договора финансирования под уступку дебиторской задолженности - в объеме, необходимом для надлежащего осуществления соответствующей деятельности; иным лицам - с согласия субъектов информации; в иных случаях, установленных федеральными законами - на основании решения суда, вынесенного по заявлению заинтересованного лица в порядке особого производства; б) в отношении юридических лиц и/или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица: Счетной палате - на основании письменного запроса, подписанного руководителем или заместителем руководителя Счетной палаты; налоговым органам - на основании письменного запроса, подписанного руководителем или заместителем руководителя налогового органа в объеме и порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации; таможенным органам - на основании письменного запроса, подписанного руководителем или заместителем руководителя таможенного органа в объеме и порядке, установленных Таможенным кодексом РФ; органам внутренних дел для проверки сведений о подготавливаемом, совершаемом или совершенном налоговом преступлении и решения вопроса о возбуждении уголовного дела - на основании письменного запроса, подписанного руководителем органа внутренних дел; временному управляющему - сведения в отношении должника, находящегося на стадии наблюдения, по перечню, установленному законодательством о банкротстве; иным лицам - с согласия субъектов информации; в иных случаях, установленных федеральными законами - на основании решения суда, вынесенного по заявлению заинтересованного лица в порядке особого производства; в) в отношении физических лиц: организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов при наступлении страховых случаев в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"; российским нотариусам - по находящимся в их производстве наследственным делам, открытым на территории Российской Федерации, в отношении любого имущества, находящегося в кредитных организациях Российской Федерации и принадлежавшего умершим гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства на дату смерти наследодателя; иностранным консульским учреждениям - в случае открытия наследства на территории иностранного государства в отношении любого имущества, находящегося в кредитных организациях Российской Федерации, и принадлежавшего умершим гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства на дату смерти наследодателя; наследникам умерших вкладчиков (владельцев счетов, заемщиков, иных клиентов) в отношении их наследственных долей - по предъявлении паспорта или иного удостоверения личности и свидетельства о праве на наследство; лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении - по предъявлении паспорта или иного удостоверения личности и свидетельства о смерти владельца счета или вклада; иным лицам - с согласия субъектов информации; в иных случаях, установленных федеральными законами - на основании решения районного суда, вынесенного по заявлению заинтересованного лица в порядке особого производства. г) в отношении физических лиц, перечисленных в Федеральном законе "О противодействии коррупции", - руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определен в Федеральном законе "О противодействии коррупции", в случае необходимости проверки сведений о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, проводимой в целях реализации мер о противодействии коррупции, в порядке, установленном федеральным законом. В запросе уполномоченного должностного лица должны содержаться сведения о том, в рамках какой проверки запрашиваются сведения. Указанный запрос должен быть представлен в суд для рассмотрения его обоснованности в рамках особого производства. Основанием для представления кредитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну, является решение суда, вынесенное в рамках особого производства. Указанное решение вместе с запросом уполномоченного должностного лица должно быть представлено в кредитную организацию в электронном виде через Банк России. Кредитная организация имеет право запросить судебный акт на бумажном носителе. Форма запроса уполномоченного должностного лица утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России. 5. Банк России вправе передавать информацию, составляющую банковскую тайну: при осуществлении им банковских операций и сделок - в случаях, установленных в пункте 4 настоящей статьи; при обмене документами и информацией с таможенными и налоговыми органами как агентами валютного контроля - в порядке и объеме, предусмотренном законодательством о валютном регулировании и валютном контроле; при осуществлении им функций по обеспечению деятельности банковской системы Российской Федерации - в случаях, предусмотренных Федеральными законами "О Прокуратуре Российской Федерации", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О Счетной палате Российской Федерации", "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", "О кредитных историях"; в иных случаях, установленных федеральными законами - на основании решения суда, вынесенного по заявлению заинтересованного лица в порядке особого производства. 6. Лица и органы, уполномоченные запрашивать информацию, составляющую банковскую тайну, должны обосновать необходимость ее получения, указать цель использования и конкретных субъектов информации, в отношении которых запрашиваются сведения. Период времени, за который может быть запрошена информация, составляющая банковскую тайну, не может превышать пяти лет. Лица и органы, уполномоченные запрашивать информацию, составляющую банковскую тайну, могут потребовать от кредитной организации предоставления указанной информации за период времени, превышающий пять лет, только на основании решения суда, вынесенного по заявлению заинтересованного лица в порядке особого производства. Следственные и судебные органы вправе запрашивать в кредитных организациях информацию, составляющую банковскую тайну, независимо от периода времени, истекшего с момента получения ее кредитной организацией. 7. Если иное не установлено настоящей статьей, информация, составляющая банковскую тайну, предоставляется кредитными организациями и Банком России в письменной форме в виде письма, адресованного лицу, уполномоченному получать такую информацию и представившему соответствующие документы. В случае передачи информации, составляющей банковскую тайну, при осуществлении межбанковских расчетов, формой представления такой информации является соответствующий расчетный документ. В случае передачи информации, составляющей банковскую тайну, стороне по договору, заключенному в рамках осуществления кредитными организациями банковской и иной деятельности формой предоставления такой информации может быть: текст договора, заключенного кредитной организацией (Банком России) с этой стороной, иные документы. Федеральным законом могут быть установлены специальные требования к форме документов, которые должны предоставляться банками лицам, уполномоченным получать информацию, составляющую банковскую тайну. 9. Если лицо, уполномоченное получать информацию, составляющую банковскую тайну, имеет также право производить в кредитных организациях обыск и/или изымать банковские документы и/ или снимать с них копии, то такие документы (их копии) представляются кредитными организациями в порядке, установленном процессуальным законодательством соответственно для обыска или выемки документов. Представляемые в этом случае копии документов удостоверяются кредитными организациями. 10. Срок представления информации, составляющей банковскую тайну, не может превышать пяти рабочих дней, если иное не установлено федеральным законом. Если объем запрошенной информации составляет более ста страниц, указанный срок может быть увеличен по ходатайству, предоставляющей информацию организации, субъектом, запрашивающим информацию, составляющую банковскую тайну, до трех месяцев из расчета один рабочий день на каждый сто страниц запрошенной информации. 11. За разглашение банковской тайны кредитные организации, Банк России и иные субъекты, обязанные хранить банковскую тайну, а также их должностные лица и работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.". |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Таможенным кодексом РФ" следует читать "Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"
2. |
Новая статья |
Статья 19 Дополнить проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" новой статьей 19 следующего содержания: "Статью 3 Федерального закона от 17.05.2007 "О банке развития" государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" ("Собрание законодательства РФ", 28.05.2007, N 22, ст. 2562, 28.12.2009, N 52 (1 ч.), ст. 6416, 03.01.2011, N 1, ст. 49) дополнить частью 6 следующего содержания: "6. При реализации функций по осуществлению банковских операций, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, Внешэкономбанк обязан соблюдать банковскую тайну в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.". |
Статья 19 "Статью 3 Федерального закона от 17.05.2007 "О банке развития" государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" ("Собрание законодательства РФ", 28.05.2007, N 22, ст. 2562, 28.12.2009, N 52 (1 ч.), ст. 6416, 03.01.2011, N 1, ст. 49) дополнить частью 6 следующего содержания: "6. При реализации функций по осуществлению банковских операций, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, Внешэкономбанк обязан соблюдать банковскую тайну в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.". |
Заключение Ассоциации российских банков
на проект федерального закона N 539159-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции"
Ассоциация российских банков ознакомилась с проектом федерального закона N 539159-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" (далее - Законопроект).
В статье 1 Законопроекта содержится предложение изложить статью 26 Федерального закона РФ от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках) в новой редакции. Основное отличие действующей редакции статьи 26 Закона о банках и статьи 26 в редакции Законопроекта заключается в дополнении перечня государственных органов и должностных лиц, которые вправе получать в банке сведения, составляющие банковскую тайну. Указанные нормы содержаться в абзацах пятом - тринадцатом статьи 26 Закона о банках в редакции Законопроекта. Предполагается, что они должны войти в комплекс мер по борьбе с коррупцией.
Изучив Законопроект, АРБ считает, что статья 1 Законопроекта нуждается в серьезной доработке по следующим причинам.
Обязанность сохранять в тайне конфиденциальную информацию, полученную от клиента, является одним из принципов работы любого цивилизованного банка. В странах Европейского Союза банковская тайна рассматривается как один из видов профессиональной тайны. Закон обязывает банк, наряду с врачом, священником и адвокатом, не разглашать сведения, полученные им в процессе осуществления своей профессиональной деятельности. Причем порядок предоставления таких сведений достаточно четко и жестко регламентирован. Например, во Франции банк вправе предоставить сведения, составляющие банковскую тайну, только по требованию уголовной юстиции. Гражданский суд таким правом не располагает. Банки Швейцарии долгое время отказывали Правительству Соединенных Штатов Америки в предоставлении информации о вкладах и счетах граждан США, затребованной в целях налогообложения. Чтобы избежать ожидаемого конфликта, швейцарские банки согласились на компромисс, предлагая Соединенным Штатам помощь в собирании налогов со своих клиентов и перечислении собранных сумм по назначению. Просьба Правительства США о предоставлении сведений о вкладчиках швейцарского банка USB была выполнена им только сравнительно недавно.
Ситуация в области правового регулирования банковской тайны в Российской Федерации становится все более и более удручающей. Сведения, составляющие банковскую тайну, представляют собой очень ценную информацию, вокруг которой сталкиваются самые разнообразные, зачастую противоречивые интересы. Число органов и лиц, желающих получать такие сведения, постоянно растет за счет неконтролируемого увеличения количества специальных норм, обязывающих банки предоставлять такие сведения. В банковском и научном сообществе все чаще высказывается мнение, что само понятие "банковской тайны" практически перестало существовать.
Попытка установить в статье 26 Закона о банках исчерпывающий перечень случаев и лиц, которые вправе получать сведения, составляющие банковскую тайну, до сих пор оказывалась безуспешной. По мере издания нормативных правовых актов по отдельным специальным вопросам правового регулирования появились коллизии между действующей редакцией статьи 26 Закона о банках и многочисленными специальными законами. Такие коллизии не всегда могут быть разрешены по известным правилам об устранении коллизий в нормативных актах.
Рассматриваемый Законопроект никак не устраняет имеющиеся проблемы, лишь добавляя к ним новые, и поэтому нуждается в дальнейшей концептуальной доработке по следующим направлениям.
1. Законопроектом предусмотрено, что порядок направления запросов в банки должен быть установлен "нормативным правовым актом Российской Федерации". Это означает, что такой порядок может быть определен, например, подзаконным нормативным актом ведомственного уровня. С учетом множественности уровней правового регулирования (федеральный уровень и уровень субъекта федерации) и органов исполнительной власти, получающих право запрашивать информацию, составляющую банковскую тайну в антикоррупционных целях, следует предположить, что возможно издание несколько таких ведомственных нормативных правовых актов, содержащих взаимно противоречивые нормы.
Представляется, что порядок направления запросов в банк о получении сведений, составляющих банковскую тайну, может быть предусмотрен только федеральным законом или единым нормативным актом Банка России по следующим причинам.
По мнению АРБ, представление сведений, составляющих банковскую тайну и содержащих персональные данные конкретных физических лиц, является серьезным ограничением конституционного права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
В связи с этим полагаем, что правовое регулирование указанного вопроса, включая порядок составления, направления и представления указанных сведений, должен быть урегулирован федеральным законом. Представляется, что на уровень подзаконного акта Банка России допустимо передать только разработку типовой формы запроса, которая должна полностью соответствовать этому федеральному закону. При этом все указанные аспекты представления сведений необходимо урегулировать в статье 26 Закона о банках.
Для этого Законопроект должен быть соответствующим образом доработан.
2. В статье 26 Закона о банках в редакции Законопроекта указано, что основанием для направления запроса в банк является "проверка в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о противодействии коррупции".
Указанная редакция является настолько неконкретной, что позволит уполномоченным должностным лицам получать сведения, составляющие банковскую тайну, практически в любой момент. Учитывая еще и чрезвычайно широкий перечень субъектов персональных данных, в отношении которых допустимо запросить соответствующие сведения (см. п. 3 настоящего заключения) такое правило приобретает фактически характер.
Кроме того, банк, получивший запрос, юридически не обязан не управомочен, а значит, практически лишен возможности проверить, насколько такой запрос соответствует законодательству.
По указанной причине, представляется обоснованным предложить следующее.
Во-первых, необходимо предусмотреть в законодательстве, что порядок проведения антикоррупционных проверок (плановые, внеплановые) должен быть установлен федеральным законом.
Во-вторых, в запросе уполномоченного должностного лица должны содержаться сведения о том, в рамках какой проверки запрашиваются сведения.
В-третьих, для обеспечения гарантий прав граждан необходимо предусмотреть, что запрос должностного лица должен быть представлен в суд. Предоставление банком сведений, составляющих банковскую тайну по заявлениям должностных лиц должно осуществляться на основании решения суда, вынесенного по заявлению заинтересованного должностного лица в порядке особого производства. В качестве альтернативы, хотя и значительно менее удовлетворительной, можно предусмотреть направление запросов через Банк России.
Таким образом, в статье 26 Закона о банках необходимо указать, что основанием для предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, следует считать решение суда, (полученный запрос Банка России).
3. В статье 26 Закона о банках в редакции Законопроекта содержится перечень субъектов персональных данных, в отношении которых банк обязан предоставлять сведения в рамках антикоррупционных проверок.
Перечень должностей субъектов персональных данных, в отношении которых допускается представление сведений, составляющих банковскую тайну, носит неконкретный характер, допускает широкое необоснованное усмотрение многочисленных правоприменителей, поскольку не конкретизирует, кто и в каком акте должен определять соответствующие должности.
По нашему мнению, перечень должностей лиц, в отношении которых допускаются антикоррупционные проверки, включая получение сведений, составляющих банковскую тайну, должен быть исчерпывающим образом определен в федеральном законе. Например, соответствующая норма может быть помещена в Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Соответственно в статье 26 Закона о банках необходимо сделать ссылку, что перечень конкретных должностей, занимаемых лицами, в отношении которых банк обязан предоставлять соответствующие сведения, устанавливается федеральным законом.
4. В Финансово-экономическом обосновании к Законопроекту указано, что принятие Законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. К сожалению, не принято во внимание, что принятие Законопроекта приведет к серьезному увеличению расходов непосредственных исполнителей обязанности по предоставлению сведений, составляющих банковскую тайну, - банков, которые хотя и являются коммерческими организациями, но на сегодняшний день уже выполняют целый ряд публичных функций за свой счет.
Так, например, в средний региональный банк, имеющий несколько филиалов, за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 поступило:
- решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков - 49857;
- решений налоговых органов об отмене решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков - 36164;
- запросов налоговых органов - 12648;
- постановлений судебных приставов-исполнителей о наложении ареста на денежные средства должника - 781;
- постановлений судебных приставов-исполнителей о снятии ареста с денежных средств должника - 753.
Всего за 2009 год в банк поступило 100203 документа. Учитывая, что в 2009 году количество рабочих дней составляло 249, в банк каждый рабочий день в среднем поступало 402 запроса.
В головной офис другого регионального банка, относящегося к мелким банкам, только за период с 04.09.2009 по 12.10.2009 поступило 983 Решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков. Указанный период составляет 27 рабочих дней, в каждый из которых в среднем в банк поступило по 36 Решений, не считая других запросов и актов налоговых и иных органов.
Принятие Законопроекта увеличит объем переписки по всей банковской системе еще примерно в два раза.
Для снижения операционных издержек предлагаем установить, что все требования о представлении сведений, составляющих банковскую тайну, должны направляться в кредитные организации через Банк России исключительно в рамках электронного документооборота. Аналогично, в электронной форме должны представляться и ответы.
На основании изложенного, полагаем, что статья 26 Закона о банках в редакции Законопроекта является крайне неудачной, так как она не способна обеспечить достижение цели Законопроекта, направленного на борьбу с коррупцией. Учитывая широкий перечень неурегулированных вопросов и большие возможности для субъективного ведомственного усмотрения, полагаем, что ее применение приведет не к ограничению коррупции, а напротив, создаст для нее еще более благоприятные условия.
5. Учитывая, что Законопроект предполагает утверждение новой редакции ст. 26 Закона о банках, представляется обоснованным одновременно решить иные проблемы правового регулирования банковской тайны.
5.1. Предлагается, во-первых, сосредоточить в предлагаемой редакции статьи 26 Закона о банках все существующие случаи предоставления сведений, составляющих банковскую тайну. Во-вторых, необходимо определить порядок предоставления таких сведений в случаях, которые могут быть установлены иными федеральными законами в будущем. Для того, чтобы дисциплинировать лиц, которые получат право истребовать сведения, составляющие банковскую тайну, необходимо, чтобы они доказали серьезность и обоснованность своих претензий. Для этого в Законопроект предлагаем включить норму о том, что предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, в иных случаях, установленных федеральными законами, допускается только на основании судебного акта.
5.2. В практике кредитных организаций немало примеров злоупотреблений со стороны органов, наделенных правом истребовать информацию, составляющую банковскую тайну. Не имея конкретных фактов, которые им необходимо было бы проверить, некоторые органы требовали от банков предоставления им всей банковской первичной информации за несколько лет, которая физически занимала несколько архивных комнат. Полагаем, что при наличии действительной потребности в получении банковской информации в таких значительных объемах, необходимо производить следственные действия в форме выемки по правилам УПК РФ.
Чтобы избежать этих проблем, предлагаем в Законопроекте установить порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну. В частности, ограничить срок, за который может быть представлена такая информация (5 лет), установить обязанность указывать конкретных лиц, в отношении которых истребуется информация.
5.3. Действующая редакция статьи 26 Закона о банках не содержит четкого определения термина "банковская тайна". В этой связи такое определение предложено в Законопроекте.
Правовой режим банковской тайны включает определение перечня сведений, подчиненных этому режиму, круга субъектов, обязанных его соблюдать, и порядка использования этой информации, включая условия предоставления ее третьим лицам.
5.4. Действующая редакция статьи 26 Закона о банках распространяет режим банковской тайны только на ограниченный круг информации. В частности, действующим Законом о банках не охраняются конфиденциальные сведения, которые были предоставлены кредитной организации лицами, не состоящими с ней в договорных отношениях. Например, в заявке на предоставление кредита потенциальный заемщик указывает информацию о себе и своем бизнесе. Однако он еще не является клиентом кредитной организации. Поэтому по действующей статье 26 Закона о банках кредитная организация не обязана сохранять эти сведения в тайне. Такой подход представляется необоснованным. На основании обобщения опыта стран континентальной Европы в Законопроекте предлагается "широкое" понятие "банковской тайны", включающее не только сведения, полученные кредитными организациями от своих клиентов и корреспондентов, но и внедоговорную информацию, полученную от третьих лиц.
Наряду с изложенным следует обратить внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 17.05.2007 "О банке развития" государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" наделена правом осуществлять некоторые виды банковских операций. В этой связи считаем необходимым дополнить Законопроект новым положением, обязывающим Внешэкономбанк хранить сведения, составляющие банковскую тайну.
На основании изложенного Ассоциация российских банков разработала Таблицу поправок к проекту федерального закона N 539159-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции", в которой содержится новая редакция статьи 26 Закона о банках, а также новая статья, предусматривающая внесение изменений в Федеральный закон от 17.05.2007 "О банке развития" государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".
Исполнительный |
А.В. Емелин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 24 июня 2011 г. N А-01/5-450
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Письмо АРБ от 11 июля 2011 г. N А-01/5-525