Банк России в рамках работы по качественному повышению уровня обслуживания клиентов кредитных организаций при осуществлении ими операций с использованием платежных карт рекомендует кредитным организациям осуществлять возврат денежных средств за товар (услугу), ранее оплаченный с использованием платежной карты, следующим образом:
1. При возврате товара (отказе от услуги) физическим лицом в торгово-сервисном предприятии (далее - ТСП), ранее оплаченного с использованием платежной карты, кредитная организация - эквайрер, предоставляющая услуги по оплате товаров (услуг) посредством платежных карт в данном ТСП, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в данную кредитную организацию реестра платежей или электронного журнала, содержащего информацию о возврате товара (отказе от услуги), осуществляет возврат денежных средств в адрес кредитной организации - эмитента.
Кредитная организация - эмитент на основании реестра платежей или электронного журнала, содержащего информацию о возврате товара (отказе от услуги), а также в соответствии с внутрибанковскими правилами и договором между кредитной организацией - эмитентом и физическим лицом - держателем платежной карты восстанавливает расходный лимит расчетной (дебетовой) карты, лимит кредитной карты, установленный в соответствии с условиями кредитного договора, лимит предоплаченной карты и обеспечивает возможность совершения операций с ее использованием с учетом восстановленного лимита данной платежной карты не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в кредитную организацию - эмитент указанного реестра платежей или электронного журнала.
2. Кредитные организации (эмитенты и эквайреры) определяют во внутрибанковских правилах порядок возврата денежных средств физическому лицу - держателю платежной карты при возврате им товара (отказе от услуги) в ТСП, ранее оплаченного с использованием платежной карты, в том числе в случае, когда у физического лица отсутствует возможность предоставления в ТСП платежной карты, с использованием которой ранее была совершена оплата данного товара (услуги) (например, в случае утраты платежной карты, смены номера платежной карты при ее перевыпуске, закрытия банковского счета, открытого для совершения операций с использованием банковской карты и т.д.).
3. Доведите настоящие разъяснения до сведения кредитных организаций.
Заместитель Председателя |
Т.Н. Чугунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по возврату кредитными организациями средств за товары (услуги), ранее оплаченные с использованием платежных карт.
При возврате товара (отказе от услуги) физлицом в торгово-сервисном предприятии (ТСП) кредитная организация-эквайрер, предоставляющая услуги по оплате товаров (услуг) посредством платежных карт в данном ТСП, возвращает средства кредитной организации-эмитенту. Срок - не позднее рабочего дня, следующего за датой поступления эквайреру реестра платежей или электронного журнала, содержащего информацию о возврате (отказе).
Эмитент на основании реестра или журнала, а также в соответствии с внутрибанковскими правилами и договором с физлицом-держателем карты восстанавливает расходный лимит расчетной (дебетовой) карты, лимит кредитной/предоплаченной карты. Срок - не позднее рабочего дня, следующего за датой поступления эмитенту реестра или журнала.
Эмитенты и эквайреры определяют порядок возврата средств физлицу-держателю карты при возврате (отказе) во внутрибанковских правилах. В частности, оговариваются ситуации, когда у гражданина нет возможности предоставить карту в ТСП (например, в случае ее утраты, смены номера при перевыпуске, закрытия соответствующего банковского счета и т. д.).
Письмо ЦБР от 1 августа 2011 г. N 112-Т "О возврате денежных средств за товар (услугу), ранее оплаченный с использованием платежной карты"
Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" от 4 августа 2011 г. N 43, в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 16 августа 2011 г. N 30