В Ассоциацию российских банков обращаются банки - члены АРБ с проблемами, возникающими при реализации отдельных положений Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" и Федерального закона от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 162-ФЗ).
На основании подпункта "к" пункта 3 статьи 19 Закона N 162-ФЗ статья 4 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" дополнена новой частью 21, согласно которой кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.
В целях исполнения требований Закона 162-ФЗ письмом Банка России от 7 июля 2011 года N 99-Т "О требованиях законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе" и информационным сообщением от 12 августа 2011 года Департамента внешних и общественных связей Центрального банка Российской Федерации разъяснено, что договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, ранее заключенные кредитными организациями с поставщиками и операторами по приему платежей необходимо расторгнуть.
В настоящее время отсутствуют четкая нормативно-правовая и договорная базы, позволяющие кредитным организациям осуществлять переводы денежных средств получателям по распоряжениям физических лиц на равных условиях с платежными агентами.
Ряд банков имеет по несколько тысяч договоров по приему платежей. В этой связи перезаключение банком с каждым поставщиком нового договора является крайне проблематичным.
Кроме того, в некоторых населенных пунктах прием платежей осуществляется только с использованием программного обеспечения системы "Город".
В результате сложившейся ситуации клиенты кредитных организаций не смогут оплачивать услуги жилищно-коммунального хозяйства, энергосбытовых компаний, связи и других поставщиков услуг с применением банковских технологий, что может привести к потере клиентами удобных (в том числе дистанционных) способов оплаты услуг поставщиков, образованию больших очередей в кассы расчетно-информационного центра / поставщиков услуг, к социальной напряженности в конечном итоге, так как клиенты уже привыкли к определенным способам оплаты коммунальных услуг.
Приведение порядка осуществления банками приема платежей в соответствие с требованиями Закона N 162-ФЗ потребует значительно большего времени, чем 90 дней, указанных в части 1 статьи 23 Закона N 162-ФЗ.
В целях недопущения возникновения указанных проблем Ассоциацией российских банков подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее - Законопроект) (прилагается), предусматривающий перенос срока вступления в силу нормы о запрете кредитным организациям заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.
Учитывая изложенное, Ассоциацией российских банков просит Вас внести Законопроект в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы.
Приложение на (5) пяти листах.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Проект
Федеральный закон
"О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе"
Статья 1
Внести в статью 23 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3873) следующие изменения:
1) дополнить новой частью пятой следующего содержания:
"подпункт "к" пункта 3 статьи 19 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 апреля 2012 года.";
2) абзацы пятый - десятый считать соответственно абзацами шестым - одиннадцатым.
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе".
Президент Российской Федерации |
|
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее - Законопроект) предусматривает отсрочку вступления в силу нормы части 21 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (в редакции Федерального закона от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе") (далее - Закон N 103-ФЗ).
На основании подпункта "к" пункта 3 статьи 19 Закона N 162-ФЗ статья 4 Закона N 103-ФЗ дополнена новой частью 21, согласно которой кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.
В целях исполнения требований Закона 162-ФЗ письмом Банка России от 7 июля 2011 года N 99-Т "О требованиях законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе" и информационным сообщением от 12 августа 2011 года Департамента внешних и общественных связей Центрального банка Российской Федерации разъяснено, что договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, ранее заключенные кредитными организациями с поставщиками и операторами по приему платежей необходимо расторгнуть.
В настоящее время отсутствуют четкая нормативно-правовая и договорная базы, позволяющие кредитным организациям осуществлять переводы денежных средств получателям по распоряжениям физических лиц на равных условиях с платежными агентами.
Ряд банков имеет по несколько тысяч договоров по приему платежей. В этой связи перезаключение банком с каждым поставщиком нового договора является крайне проблематичным.
Кроме того, в некоторых населенных пунктах прием платежей осуществляется только с использованием программного обеспечения системы "Город".
В результате сложившейся ситуации клиенты кредитных организаций не смогут оплачивать услуги жилищно-коммунального хозяйства, энергосбытовых компаний, связи и других поставщиков услуг с применением банковских технологий, что может привести к потере клиентами удобных (в том числе дистанционных) способов оплаты услуг поставщиков, образованию больших очередей в кассы расчетно-информационного центра / поставщиков услуг, и в конечном итоге к социальной напряженности, так как клиенты уже привыкли к определенным способам оплаты коммунальных услуг.
Приведение порядка осуществления банками приема платежей в соответствие с требованиями Закона N 162-ФЗ потребует значительно большего времени, чем 90 дней, указанных в части 1 статьи 23 Закона N 162-ФЗ.
В этой связи в Законопроекте предлагается продлить срок вступления в силу части 21 статьи 4 Закона N 103-ФЗ (в редакции Закона N 162-ФЗ) до 1 апреля 2012 года.
Предлагаемые в Законопроекте изменения будут способствовать недопущению возникновения вышеуказанных проблем.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или отмене в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" не потребуется внесения изменений, признания утратившими силу, приостановления, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 30 сентября 2011 г. N А-01/5-742 "О переносе вступления в силу нормы Федерального закона от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ"
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)