Обращение Ассоциации российских банков обусловлено проблемами, возникающими у кредитных организаций в связи с различным толкованием территориальными учреждениями Банка России норм Положения Банка России от 29.12.2010 N 365-П "О порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде" (далее - Положение N 365-П).
В соответствии с пунктом 2 статьи 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронном виде в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Пунктом 4 статьи 76 НК РФ установлено, что решение налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде. Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или направляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
Таким образом, банк вправе получать от налогового органа поручения или решения о приостановлении операций по счетам клиента (решения об отмене приостановления) как в электронном виде, так и на бумажном носителе.
Однако согласно пункту 5 статьи 76 и пункту 2 статьи 86 НК РФ банк обязан сообщить в налоговый орган сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах (в случае приостановления операций по счетам), а также выдавать налоговому органу по его мотивированному запросу справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств только в электронном виде.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения N 365-П поручения и решения налогового органа, а также сведения об остатках получают и направляют, соответственно, в электронном виде через Банк России те банки (филиалы банков), которые заключили с Банком России (в лице его территориального учреждения) соответствующее соглашение согласно Положению N 365-П.
Пунктом 1.3 Положения N 365-П установлено, что Банк России (в лице его территориального учреждения) заключает соглашение с банком в лице его филиала, которому банком предоставлены полномочия по заключению соглашений, с условиями о получении поручений и (или) решений налогового органа и (или) о направлении сведений об остатках в электронном виде через Банк России.
В связи с принятием Положения N 365-П Банком России направлено в территориальные учреждения Банка России Письмо от 25.05.2011 N 76-Т (далее - Письмо N 76-Т), из пункта 1 которого следует, что в соглашении, заключаемом Банком России (в лице его территориального учреждения) с банком (его филиалом) указывается не менее одного из следующих условий:
- Банк России обязуется предоставлять банку (филиалу банка) возможность получать в электронном виде сообщения, содержащие поручения налогового органа, направленные ФНС России в банк (филиал банка) через Банк России;
- Банк России обязуется предоставлять банку (филиалу банка) возможность получать в электронном виде сообщения, содержащие решения налогового органа, направленные ФНС России в банк (филиал банка) через Банк России;
- Банк России обязуется принимать в электронном виде от банка (филиала банка) сообщения, содержащие сведения об остатках, направленные банком (филиалом банка) в территориальное учреждение Банка России.
Из этого следует, что банк вправе самостоятельно принимать решение, какую из вышеуказанных услуг он будет получать от Банка России в рамках Положения N 365-П.
Принимая во внимание, что налоговым законодательством установлена обязанность банков по направлению налоговым органам в электронном виде только сведений об остатках на счетах клиентов, банк (филиал банка) вправе заключить с Банком России (его территориальным учреждением) соглашение, предусматривающее только направление в Банк России (его территориальное учреждение) сообщений, содержащих сведения об остатках на счетах клиентов.
В этой связи, а также в целях минимизации комплаенс-рисков ряд банков, в том числе имеющих большую филиальную сеть по всей России, приняли решение о поэтапном переходе на электронный документооборот с налоговыми органами. Подобные решения обусловлены также наличием в этих банках централизованного подхода к определению методологических, правовых и технологических вопросов, связанных с организацией взаимодействия с налоговыми органами в электронной форме.
Однако некоторые территориальные учреждения Банка России в нарушение пункта 1.3 Положения N 365-П полагают, что банки обязаны заключать с ними соглашения, содержащие одновременно все три условия, и в этой связи отказывают банкам в заключении соглашений, содержащих только одно условие о приеме от них сообщений об остатках на счетах.
В результате банки лишены возможности исполнять предусмотренную статьями 76 и 86 НК РФ обязанность по предоставлению налоговым органам сведений об остатках на счетах в электронном виде.
Вместе с тем, за непредставление справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК РФ и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 НК РФ, а также представление справок (выписок) с нарушением срока банк несет ответственность на основании статьи 135.1 НК РФ.
Необходимо отметить, что другие территориальные учреждения Банка России, например МГТУ Банка России, заключают с банками (их филиалами) соглашения, в том числе содержащие только одно условие о приеме от банков сообщений, содержащих сведения об остатках на счетах.
Таким образом, после вступления в силу с 1 августа 2011 года Положения N 365-П отсутствует единообразное толкование территориальными учреждениями норм Положения N 365-П, а также единообразное применение разъяснений, содержащихся в Письме N 76-Т.
Учитывая изложенное, а также во избежание возникновения у банков проблем Ассоциация российских банков просит Вас еще раз довести до сведения территориальных учреждений Банка России позицию Банка России о правомерности заключения с банками (их филиалами) соглашений, содержащих только одно условие о приеме в электронном виде от банка (филиала банка) сообщений, содержащих сведения об остатках на счетах клиентов, указав на недопустимость отказа банкам в заключении таких соглашений.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 17 октября 2011 г. N А-02/5-794 "О толковании норм Положения Банка России от 29.12.2010 N 365-П"
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)