Изменением N 1, введенным приказом Ростехрегулирования от 26 ноября 2005 г. N 5-ст, в ГОСТ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 30574-98
"Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов. Циклы испытаний"
(введен в действие постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 8 апреля 1999 г. N 117)
26 мая 2004 г.
Internal combustion reciprocating engines. Emissions and diesel smoke.Test cycles
Дата введения 1 января 2000 г.
Введен впервые
Приказом Росстандарта от 23 апреля 2014 г. N 398-ст применение на территории РФ настоящего ГОСТа прекращено с 1 января 2015 г. в части распространения его на циклы испытаний при определении выбросов вредных веществ в связи с утверждением и введением в действие ГОСТ ISO 8178-4-2013 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 4. Испытательные циклы для двигателей различного применения на установившихся режимах" для добровольного применения в РФ
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на судовые, тепловозные и промышленные двигатели внутреннего сгорания (далее - двигатели), а также на агрегаты на их базе и устанавливает циклы испытаний при определении выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 10150-88 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Общие технические условия
Приказом Росстандарта от 11 августа 2015 г. N 1128-ст ГОСТ Р 53638-2009 отменен с 1 января 2016 г. в связи с введением в действие ГОСТ 10150-2014 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Общие технические условия" для добровольного применения в РФ
Согласно приказу Росстандарта от 4 августа 2011 г. N 217-ст ГОСТ 10150-88 не применяется на территории РФ с 1 сентября 2011 г. в связи с введением в действие ГОСТ Р 53638-2009 (ИСО 3046-1:2002, ИСО 15550:2002) "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Общие технические условия"
3 Обозначения
3.1 В настоящем стандарте использованы следующие символы и сокращения:
В - цикл "Универсальный";
С - циклы "Промышленные двигатели мощностью 20 кВт и более";
D - циклы "Двигатели для привода генератора";
Е - циклы "Судовые двигатели";
F - циклы "Тепловозные двигатели";
G - циклы "Промышленные двигатели мощностью менее 20 кВт".
4 Термины и определения
В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:
4.1 Цикл испытаний - последовательность режимов дизеля с определенными частотами вращения, крутящими моментами и весовыми коэффициентами исключая цикл В "Универсальный", в котором не регламентированы весовые коэффициенты.
4.2 Длительность режима - отрезок времени, включающий время, в течение которого частота вращения и (или) крутящий момент изменяются и стабилизируются в начале режима, и время работы дизеля на установившихся значениях частоты вращения и (или) крутящего момента, характеризующих данный режим.
4.3. Значения крутящего момента, указанные в циклах испытаний, кроме циклов для судовых дизелей для тяжелых условий работы, работающих по винтовой характеристике (Е3), и дизелей прочих судов длиной до 24 м (кроме буксиров и толкачей), работающих по винтовой характеристике (Е5), - это величины, выраженные в процентах, и представляющие для данного режима отношение заданного момента к максимально возможному моменту при заданной частоте вращения.
Мощность для циклов Е3 и Е5 - это величина, выраженная в процентах от номинальной мощности при изменении частоты вращения дизеля по винтовой характеристике.
4.4 Частота вращения
4.4.1 Номинальная частота вращения - по ГОСТ 10150.
4.4.2 Промежуточная частота вращения - устанавливает изготовитель с учетом требований, приведенных ниже.
4.4.2.1 Для дизелей, предназначенных для работы по внешней характеристике. Промежуточная частота вращения - частота вращения в диапазоне 60-75% номинальной частоты вращения, при которой достигается максимальный крутящий момент.
Если максимальный крутящий момент возникает при частоте вращения менее 60% номинальной частоты вращения, промежуточная частота вращения устанавливается равной 60% номинальной.
Если максимальный крутящий момент возникает при частоте вращения более 75% номинальной частоты вращения, промежуточная частота вращения устанавливается равной 75% номинальной.
4.4.2.2 Для дизелей, не предназначенных для работы по внешней характеристике. Промежуточная частота вращения при установившемся режиме должна составлять 60-70% номинальной частоты вращения.
4.4.2.3 Для дизелей, испытываемых по циклам G1.
Промежуточная частота вращения должна составлять 85% номинальной частоты вращения.
4.5 Весовой коэффициент - условная величина, отражающая статистическую долю времени работы двигателей данного назначения в эксплуатации вблизи данного режима.
Весовые коэффициенты используются в тех случаях, когда результаты испытаний выражены в .
5 Общие положения
5.1 Измерение и оценку выбросов с ОГ следует проводить с использованием циклов испытаний, соответствующих назначению дизеля.
5.2 Подготовка дизеля должна исключать влияние отложений в выпускной системе после предыдущих испытаний на измерения выбросов вредных веществ.
5.3 Дизель должен быть прогрет на номинальной мощности, используемой в данном цикле испытаний, для стабилизации параметров дизеля в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
5.4 Все режимы испытаний, кроме циклов Е3 и Е5, могут быть сведены в универсальный цикл В без весовых коэффициентов.
Данные по выбросам для каждого режима цикла В позволяют с помощью расчета получить значения выбросов для каждого из других циклов, используя соответствующие весовые коэффициенты.
5.5 Каждое испытание следует выполнять в заданной последовательности режимов для данного цикла испытаний или последовательности режимов цикла В, если скомбинированы два и более циклов.
5.6 Минимальная длительность режима 10 мин является стандартной, за исключением циклов G. При необходимости длительность режима может быть увеличена.
Длительность режима, выбранная для цикла испытаний, должна быть указана в программе испытаний и в отчете по результатам испытаний.
5.7 Исключен с 1 января 2006 г.
См. текст пункта 5.7
6 Циклы испытаний
6.1 Цикл испытаний В "Универсальный"
6.1.1 Универсальный цикл используют как основу для формирования других циклов испытаний.
6.1.2 Последовательность режимов проведения испытаний по циклу В должна соответствовать указанной в таблице 1.
Таблица 1
| ||
Номер режима цикла В |
Частота вращения |
Крутящий момент, % |
1 |
Номинальная |
100 |
2 |
75 |
|
3 |
50 |
|
4 |
25 |
|
5 |
10 |
|
6 |
Промежуточная |
100 |
7 |
75 |
|
8 |
50 |
|
9 |
25 |
|
10 |
10 |
|
11 |
Минимальная холостого хода |
0 |
6.2 Циклы испытаний С "Двигатели для внедорожного транспорта и внедорожного промышленного оборудования" включают циклы:
С1 - для внедорожного транспорта и промышленного оборудования с приводом от дизельного двигателя;
С2 - для внедорожного транспорта и промышленного оборудования с приводом двигателями искрового зажигания мощностью 20 кВт и более.
6.2.1 Последовательность режимов проведения испытаний по циклам С1 и С2 должна соответствовать указанной в таблице 2.
По циклу С1 следует испытывать двигатели для:
промышленных буровых установок, компрессоров, большегрузных карьерных самосвалов с механической и гидромеханической трансмиссией и т.д.;
строительного оборудования, в том числе колесных и гусеничных погрузчиков, бульдозеров, передвижных кранов и т.д.;
оборудования для лесной промышленности, сельскохозяйственной техники, экскаваторов, грейдеров, катков, асфальтоукладчиков и т.д.;
снегоуборочных машин;
вспомогательного оборудования аэропортов.
По циклу С2 следует испытывать двигатели для:
дорожного оборудования;
сельскохозяйственной техники;
вилочных погрузчиков;
вспомогательного оборудования аэропортов.
6.3 Циклы испытаний D "Двигатели с постоянной частотой вращения" включают:
цикл D1 - двигатели для силовых установок;
цикл D2 - двигатели для электроустановок с переменной нагрузкой.
6.3.1 Последовательность режимов проведения испытаний по циклам D1 и D2 должна соответствовать указанной в таблице 3.
Значения крутящих моментов для циклов D1 и D2 указаны в процентах от значений крутящих моментов, соответствующих номинальной мощности.
6.3.2 По циклу D1 рекомендуется испытывать двигатели для электростанции и привода ирригационных насосов;
по циклу D2 - дизель-генераторы с кратковременной нагрузкой (прерывистой, скачкообразной), в том числе судовые вспомогательные и тепловозные (не для тяги), рефрижераторные агрегаты, сварочные установки.
6.4 Циклы испытаний Е "Судовые двигатели" включают:
цикл Е1 - двигатели для судов длиной менее 24 м (кроме буксиров и толкачей);
цикл Е2 - главные судовые двигатели для тяжелых условий эксплуатации, работающие с постоянной частотой вращения;
цикл Е3 - судовые двигатели для тяжелых условий работы, работающие по винтовой характеристике;
цикл Е4 - двигатели с искровым зажиганием для судов длиной менее 24 м;
цикл Е5 - двигатели для судов длиной менее 24 м (кроме буксиров и толкачей), работающие по винтовой характеристике.
Примечания
1 Для судовых энергетических установок с винтом регулируемого шага могут применяться циклы Е2 или Е3 по согласованию изготовителя с потребителем.
6.4.1 Последовательность режимов проведения испытаний по циклам El, Е2, ЕЗ, Е4 и Е5 должна соответствовать указанной в таблице 4.
6.4.2 Для циклов Е1, Е2 и Е4 параметры выбросов допускается рассчитывать по циклу В.
6.5 Цикл испытаний F "Тепловозные двигатели" применяется при испытаниях тепловозов дизель-поездов, автомотрис, а также большегрузных карьерных самосвалов с электрической трансмиссией.
6.5.1 Последовательность режимов проведения испытаний по циклу F должна соответствовать указанной в таблице 5.
6.5.2 Для дизелей, использующих ступенчатую систему управления, точку промежуточной частоты вращения определяют как наиболее близкую к 50% промежуточного крутящего момента или к 35% номинальной мощности.
6.6. Циклы типа G "Промышленные двигатели мощностью менее 20 кВт" включают:
цикл G1 - для двигателей, работающих на промежуточной частоте вращения газонокосилок, снегоуборочной техники, устройств для уборки мусора и т.д. (кроме ручного инструмента);
цикл G2 - для двигателей, работающих на номинальной частоте вращения насосов, сварочных аппаратов, компрессоров, портативных дизель-генераторов и т.д. (кроме ручного инструмента);
цикл G3 - ручной инструмент при работе на номинальной частоте вращения (воздуходувки, портативные деревообрабатывающие станки, пилы и т.д.).
6.6.1 Последовательность режимов проведения испытаний по циклам G1, G2, и G3 должна соответствовать указанной в таблице 6.
Таблица 6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 30574-98 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов. Циклы испытаний" (введен в действие постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 8 апреля 1999 г. N 117)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстандарта России, ИПК Издательство стандартов, 1999 г.
1 Разработан Российской Федерацией ТК 235 "Дизели судовые, тепловозные и промыш ленные"
Внесен Госстандартом России
2 Принят Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 14-98 от 12 ноября 1998 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства |
Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика |
Азгосстандарт |
Республика Армения |
Армгосстандарт |
Республика Беларусь |
Госстандарт Беларуси |
Грузия |
Грузстандарт |
Киргизская Республика |
Киргазстандарт |
Республика Молдова |
Молдовастандарт |
Российская Федерация |
Госстандарт России |
Республика Таджикистан |
Таджикгосстандарт |
Туркменистан |
Главная государственная инспекция Туркменистана |
Республика Узбекистан |
Узгосстандарт |
Украина |
Госстандарт Украины |
3 Стандарт соответствует ИСО 8178-4-1996 "ДВС. Испытательные циклы" в части испытательных процедур и методов измерений"
4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 8 апреля 1999 г. N 117 межгосударственный стандарт ГОСТ 30574-98 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 2000 г.
5 Введен впервые
Приказом Росстандарта от 23 апреля 2014 г. N 398-ст применение на территории РФ настоящего ГОСТа прекращено с 1 января 2015 г. в части распространения его на циклы испытаний при определении выбросов вредных веществ в связи с утверждением и введением в действие ГОСТ ISO 8178-4-2013 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 4. Испытательные циклы для двигателей различного применения на установившихся режимах" для добровольного применения в РФ
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменение N 1, введенное приказом Ростехрегулирования от 26 ноября 2005 г. N 5-ст
Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.