Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(рекомендуемое)
Способы балансировки на балансировочном станке
В.1 Вентилятор с прямым приводом
В.1.1 Общие положения
Колесо вентилятора, которое при сборке устанавливают непосредственно на вал электродвигателя, должно быть уравновешено в соответствии с тем же правилом учета влияния шпонки, что и для вала электродвигателя.
Электродвигатели прошедших лет выпуска могли быть уравновешены в процессе балансировки с полной шпонкой. В настоящее время вал электродвигателя уравновешивают с полушпонкой, как это предписано ГОСТ 31322, и маркируют меткой Н (см. ГОСТ 31322).
В.1.2 Электродвигатели, уравновешенные с полной шпонкой
Колесо вентилятора, насаживаемое на вал электродвигателя, который уравновешен с использованием полной шпонки, следует уравновешивать без шпонки на оправке конической формы.
В.1.3 Электродвигатели, уравновешенные с полушпонкой
Для колеса вентилятора, насаживаемого на вал электродвигателя, который был уравновешен с использованием полушпонки, возможны следующие варианты:
a) если колесо имеет стальную втулку, нарезать в ней шпоночную канавку после проведения процедуры балансировки;
b) проводить балансировку на оправке конической формы с вставленной в шпоночную канавку полушпонкой;
c) проводить балансировку на оправке, имеющей одну или несколько шпоночных канавок (см. В.3), с использованием полных шпонок.
В.2 Вентиляторы с приводом от другого вала
Где возможно, все вращающиеся элементы, включая вал вентилятора и шкив, следует уравновешивать как единое целое. Если это нецелесообразно с практической точки зрения, балансировку следует проводить на оправке (см. В.3) с использованием того же правила учета шпонки, что и для вала.
В.3 Оправка
Оправка , на которую устанавливают колесо вентилятора при балансировке, должна удовлетворять следующим требованиям:
a) быть по возможности более легкой;
b) быть в уравновешенном состоянии, что обеспечивают соответствующим техническим обслуживанием и регулярным контролем;
c) предпочтительно иметь коническую форму, что позволит уменьшить погрешности, связанные с эксцентриситетом, который появляется как результат допусков на размеры отверстия втулки колеса и оправки. Если оправка имеет коническую форму, то при расчетах дисбаланса следует учитывать истинное положение плоскостей коррекции относительно подшипников.
При необходимости использовать оправку цилиндрической формы, в ней должна быть прорезана шпоночная канавка, в которую вставлена полная шпонка для передачи вращающего момента от оправки к колесу вентилятора.
Другим вариантом является прорезание двух шпоночных канавок на противоположных концах диаметра вала, что позволит использовать метод балансировки, называемый реверсным. Этот метод заключается в следующем. Сначала измеряют дисбаланс колеса, вставив в одну шпоночную канавку полную шпонку, а в другую полушпонку. Затем колесо поворачивают на 180° относительно оправки и вновь измеряют его дисбаланс. Разность в полученных двух значениях дисбаланса обусловлена остаточным дисбалансом оправки и универсального соединения привода. Для получения истинного значения дисбаланса ротора надо взять половину разности результатов этих двух измерений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.