Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51171-98
"Качество служебной информации. Правила предъявления информационных технологий на сертификацию"
(принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 12 мая 1998 г. N 184)
Quality of technological and official information. Procedure for information technologies certification
Дата введения 1 января 1999 г.
Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на информационные технологии всех видов служебной информации, используемой в государственной, производственной и коммерческой деятельности.
Стандарт устанавливает основные правила предъявления информационных технологий на обязательную сертификацию в области качества служебной информации. Стандарт рекомендуется применять и при добровольной сертификации информационных технологий в области качества служебной информации.
Термины, применяемые в настоящем стандарте, - по ГОСТ Р 51169.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 51169-98 Качество служебной информации. Система сертификации информационных технологий в области качества служебной информации. Термины и определения
3 Общие правила
3.1 Для проведения сертификации информационной технологии в области качества информации отечественный или иностранный заявитель направляет декларацию-заявку в соответствующий аккредитованный орган по сертификации информационных технологий.
Форма декларации-заявки приведена в приложении А.
При отсутствии у заявителя сведений о таком органе и порядке сертификации интересующей его информационной технологии он может получить их в территориальном центре стандартизации и метрологии или в Госстандарте России.
Если имеется несколько органов по сертификации информационных технологий, действующих в различных регионах, заявитель вправе направить декларацию-заявку в любой из них.
При отсутствии на момент подачи заявки органа по сертификации информационных технологий заявка направляется в Госстандарт России.
3.2 Заявитель представляет образцы документов, содержащих служебную информацию на выходе аттестуемой информационной технологии, техническую документацию к информационной технологии и ответы на анкету-вопросник в соответствии с приложением Б. Состав и содержание технической документации определяется принятой схемой сертификации информационных технологий. Возможны две схемы сертификации: аттестация информационной технологии в области качества служебной информации или сертификация системы управления качеством служебной информации. При обеих схемах сертификации желателен инспекционный контроль стабильности информационной технологии, осуществляемый периодическими проверками образцов документов.
Схема обязательной сертификации определяется Госстандартом России с учетом содержания, особенностей технологии переработки и использования служебной информации данного вида.
Схема добровольной сертификации определяется органом по сертификации с учетом предложений заявителя.
4 Правила предъявления информационных технологий на аттестацию
4.1 При аттестации информационных технологий должна быть предъявлена техническая документация, включающая:
- словесное описание информационной технологии, содержащее описания событий (т.е. состояний служебной информации как продукта информационной технологии в момент окончания очередной технологической операции) и технологических операций;
- сведения о соответствии технологических операций и информационной технологии в целом требованиям нормативных документов. Должен быть приведен полный список нормативных документов;
- сведения, характеризующие стабильность качества служебной информации на выходе информационной системы в соответствии с требованиями нормативных документов; условия испытаний; должности и фамилии ответственных лиц;
- характеристики квалификации персонала;
- распределение ответственности персонала за обеспечение качества служебной информации.
4.2 При словесном описании событий необходимо четко выделить начальное и конечное события. Все промежуточные события должны быть перечислены в порядке их наступления.
Если имеются события, за которыми следует более одной операции, т. е. начинается выполнение параллельных технологических операций, необходимо эти события выделить. Также выделяются события, которыми заканчивается выполнение параллельных технологических операций.
4.3 При словесном описании информационных технологий наименования технологических операций необходимо перечислять в той последовательности, в какой они выполняются. В конце каждого наименования технологической операции необходимо указать в скобках тип операции. Как и в любом производстве в информационной технологии возможны три типа технологических операций: обработка, контроль, обобщение информации - аналог сборке изделий. Например: "Передача по каналу связи" (обработка); "Визуальный контроль" (контроль), "Вычисление среднего значения" (обобщение информации).
При упоминании операции "контроль" необходимо указать его характеристики:
- комплексный или локальный;
- однократный или многократный;
- повторный контроль всего объема данных или лишь исправленных ошибок;
- контроль с повторной обработкой всего объема данных, если обнаружены ошибки; с повторной обработкой данных, в которых обнаружены ошибки; без повторной обработки.
4.4 Если в базе данных органа по сертификации информационных технологий в области качества служебной информации отсутствуют контрольные нормативы для характеристик структуры технологического процесса переработки данных и персонала, орган по сертификации может затребовать у заявителя сведения о среде и системе, в которой используется информационная технология.
Эти сведения должны быть достаточными для обоснования значений контрольных нормативов, которые затем утверждаются Госстандартом России. При обосновании контрольных нормативов возможные информационные технологии делятся на классы. Пример деления на классы приведен в приложении В. В каждом классе выбирают прототип информационной технологии, имеющий возможно большее сходство с рассматриваемой. Контрольные нормативы прототипа корректируются с учетом условий системы или среды, в которой будет применяться рассматриваемая информационная технология. При этом учитываются классификация персонала, технический прогресс за время, прошедшее с момента оценки прототипа.
5 Правила предъявления на сертификацию систем управления качеством служебной информации
5.1 На сертификацию систем управления качеством служебной информации должна предъявляться техническая документация, включающая описание структуры и функций двух подсистем: обеспечения технических свойств и обеспечения социально-психологических свойств служебной информации.
5.2 Описание подсистемы обеспечения технических свойств служебной информации должно включать сведения не только об общей структуре подсистемы, но и о структуре субподсистемы сбора сведений о качестве служебной информации (данных), о номенклатуре контролируемых показателей качества данных, методах определения их значений, нормах точности и достоверности оценки значений показателей, о технических средствах контроля данных и характеристиках персонала.
5.3 Описание подсистемы обеспечения социально-психологических свойств служебной информации должно включать:
сведения об общей структуре подсистемы и структуре субподсистемы сбора данных о качестве служебной информации;
сведения о форме применения метода опроса (экспертная, социологическая), краткие характеристики применяемых методов управления объектом (системой человек - машина) и качеством служебной информации;
сведения об их эффективности с учетом эффекта привыкания.
Необходимо также указать, какие предполагается сформировать виды деятельности по обеспечению качества служебной информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51171-98 "Качество служебной информации. Правила предъявления информационных технологий на сертификацию" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 12 мая 1998 г. N 184)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстандарта России, ИПК Издательство стандартов, 1998 г.
Дата введения 1 января 1999 г.
1 Разработан Московским научно-исследовательским центром (МНИЦ) Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации и Московским государственным университетом путей сообщения (МГУПС)
Внесен Техническим комитетом по стандартизации "Информационные технологии" (ТК 22)
2 Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 12 мая 1998 г. N 184
3 Введен впервые